СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация образовательных возможностей Единой Образовательной Сети Дневник.ру в деятельности учителя информатики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

С 2011 года в современной системе общего образования начался переход на образовательные стандарты нового поколения. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. ФГОС впервые на государственном уровне выделяют умения учиться как самостоятельный и важный компонент содержания образования [17]. В современных условиях стратегической задачей развития и важнейшим направлением модернизации российского образования становится повышение его качества, которое связано с созданием новой образовательной среды, способствующей новому уровню образовательных результатов, основанной на комплексном использовании средств информационных технологий, обладающих огромными потенциальными возможностями для эффективной организации образовательного процесса [5]. В соответствии с ФГОС общего образования (раздел требований к условиям реализации основных образовательных программ) весь образовательный процесс реализуется в информационной образовательной среде, которая является необходимым условием формирования и эффективного использования ИКТ-компетентности учащихся [19]. Основополагающим компонентом ИОС, ориентированным на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и на применение новых методов и форм обучения являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) [3]. Одной из электронных систем, которая полностью соответствует единым требованиям к системам ведения электронных журналов успеваемости учащихся в ОУ РФ, утвержденным Министерством образования и науки РФ является единая образовательная сеть (ЕОС) Дневник.ру. Чаще всего учителя привыкли использовать Дневник.ру в качестве электронного журнала, в котором выставляются оценки ученикам, отмечается их посещаемость уроков, выдаются домашние задания. Мало кто из них задумывается о других возможностях ЕОС Дневник.ру, которые позволяют создавать собственные ЭОР. С помощью сервисов ЕОС Дневник.ру пользователь, имеющий доступ к нему, может получать всю необходимую информацию, связанную с процессом обучения. Многообразие возможностей ЕОС Дневник.ру, к числу которых относится удобная форма просмотра информации, касающейся процесса обучения, контроль успеваемости по предметам, набор материалов для уроков, выдача различных форм домашнего задания и др., позволяет на практике обеспечивать индивидуальные потребности учащихся и их интересы. Вместе с тем, процесс работы в электронной среде способствует формированию ИКТ- компетентности как учителей так и обучающихся. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования ориентируют педагогов на воспитание качеств личности учащихся, отвечающих требованиям информационного общества, и формирование и развитие ИКТ-компетенций. Это подчеркивает необходимость обеспечения учебного процесса электронными образовательными ресурсами (ЭОР), что в большинстве случаев объясняется повышением качества образования. ЭОР – образовательные ресурсы, представленные в электронно-цифровой форме и включающие в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Метаданные ЭОР содержат стандартизованную информацию, необходимую для поиска ЭОР посредством технологической системы обучения [2]. В 2011 году Министерством образования и науки РФ был учрежден всероссийский конкурс педагогического мастерства «Формула будущего», целью которого стала мотивация педагогов к активному использованию информационных технологий и ЭОР в учебном процессе [8]. Для экспертов конкурса была разработана анкета, которая направлена на выявление роли и места ЭОР в современном образовательном процессе, а также источников используемых ЭОР. Анализ проведенной анкеты показал, что источники получения ЭОР разнообразны, преобладает свободный поиск в Интернете. ЭОР чаще всего используют на комбинированных уроках или уроках получения новых знаний. Цели применения ЭОР разнообразны. В ходе подготовки и проведения занятий с использование ЭОР отмечается активное взаимодействие учителей и учащихся – как друг с другом, так и по отношению к ИКТ и посредством ИКТ. Среди инициативной части педагогического сообщества отмечается тенденция к индивидуализации использования готовых ЭОР за счет встраивания их в авторскую методику педагога. Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью рассмотрения возможностей ЕОС Дневник.ру не только как электронного журнала, но и площадки для разработки в ее среде собственных ЭОР. Чаще всего учителя привыкли использовать Дневник.ру в качестве электронного журнала, в котором выставляются оценки ученикам, отмечается их посещаемость уроков, выдаются домашние задания. Мало кто из них задумывается о других возможностях ЕОС Дневник.ру, которые позволяют создавать собственные ЭОР. Проблема исследования состоит в выявлении образовательных возможностей ЕОС Дневник.ру в контексте разработки и использования ЭОР. Поэтому объектом исследования являются электронные образовательные ресурсы как средство развития ИКТ-компетентности учащихся. Предмет исследования – образовательные возможности ЕОС Дневник.ру в развитии ИКТ-компетентности учащихся. Была поставлена следующая цель исследования – изучить образовательные возможности единой образовательной сети Дневник.ру в контексте профессиональной деятельности учителя информатики и разработать систему тестовых заданий для уроков с применением данных возможностей. Сформулированы задачи исследования: 1. Исследовать теоретические основы разработки и применения электронных образовательных ресурсов в работе учителя информатики. 2. Рассмотреть образовательные возможности ЕОС Дневник.ру в контексте профессиональной деятельности учителя информатики. 3. Провести анализ примерной программы по информатике с целью выявления возможностей для развития ИКТ-компетентности учащихся через ЕОС Дневник.ру. 4. Разработать задания, направленные на развитие ИКТ-компетентности учащихся 6 классов. Мною были изучены и проанализированы ФГОС начального, общего и среднего (полного) общего образования, согласно которым ОУ должно быть обеспечено учебниками с электронными приложениями, являющихся их составной частью, а также иметь доступ к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных. К наиболее важным дидактическим функциям, которые должны выполнять ЭОР в учебном процессе относятся расширение образовательного контента, реализация новых видов учебной деятельности, поддержка традиционных видов учебной деятельности на более высоком качественном уровне и индивидуализации учебного процесса [16]. Наибольшее влияние ЭОР оказывают на методы обучения. Например, в учебном пособии Евгении Семеновны Полат «Новые педагогические и информационных технологии в системе образования» рассматривается один из методов обучения - метод проектов. информационных технологий [11]. Захарова Ирина Гелиевна в учебном пособии «Информационные технологии в образовании» особое внимание уделяется обучению с использованием глобальной сети Интернет, дистанционному обучению [6]. Сегодня учителю доступен разнообразный электронный образовательный контент: электронные приложении к учебникам, ресурсы федеральных образовательных порталов, электронные учебные издания, интернет-ресурсы (онлайн-инструменты, разработки других учителей). Например, на сайте Методической службы БИНОМ. Лаборатория знаний содержится большое количество ЭОР для сопровождения уроков по курсу «Информатика и ИКТ» [9]. В своей педагогической деятельности я использую одну из таких программ - электронная рабочая тетрадь для 5 класса – ФГОС, разработанную учителем информатики Дмитрием Тарасовым. Данная программа позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям. В начальных классах авторами Бенесон Евгенией Павловной, Паутовой Альбиной Геннадьевной предлагается набор ЭОР для сопровождения уроков курса «Информатика и ИКТ» (диски с компьютерными программами), благодаря которым ученики приобретают опыт использования информационных технологий при решении учебных задач по разным предметам. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что ЭОР коренным образом изменяют образовательную среду. Выступают инструментом интенсификации и повышения качества образования. На сегодняшний день существуют различные ЭОР и задача современного учителя заключается правильно и качественно отобрать материал для учебного процесса, используя их. В 2008 году наша школа МБОУ СШ №2 с углубленным изучением предметов физико- математического цикла города Дзержинск впервые начала свою работу с виртуальной Школой Синергия. Школа «Синергия» - это комплекс современных информационных, дидактических и методических технологий для создания образовательной коммуникативной среды, которая расширяет и дополняет систему начального общего образования. Эта среда обеспечивает учащимся начальных классов, родителям и учителям открытый доступ к информационным образовательным и коммуникативным ресурсам и сервисам, использование их не только в учебно-воспитательном процессе. Школа «Синергия» организована для учеников начальных классов, их родителей и учителей, психологов, детских врачей, методистов, специалистов управления образования. Каждая категория пользователей имеет авторизованный доступ к ресурсам и сервисам Школы «Синергия». Школа имеет целью объединить педагогический и административный потенциалы разных образовательных учреждений для создания современной образовательной среды на основе информационных технологий. Ученики Школы «Синергия» имеют возможность участвовать в проектной деятельности, в конкурсах творческих работ, олимпиадах, интеллектуальных марафонах и других формах развивающего обучения. Победителей этих соревнований ума и смекалки ждут награды. Вся информация о конкурсах, смотрах, олимпиадах публиковалась на сайте Школы «Синергия». Информационные технологии обладали огромным потенциалом для того, чтобы сделать образовательную среду открытой и прозрачной. Учителями начальных классов нашей школы была проведена опытно- экспериментальная работа, цель которой заключалась в создании инновационной модели интерактивного взаимодействия всех участников образовательного процесса, направленной на повышения качества образования. Проделанная работа оказалась эффективной и имела практическую значимость для всех участников образовательного процесса, так как: • повысилось качество обученности; • расширились возможности для учебной и творческой деятельности; • появилась возможность интерактивного общения в реальном времени; • возросла заинтересованность родителей в организации образовательного процесса и улучшилась посещаемость ими общешкольных и классных родительских собраний. • администраторам проекта рассмотреть возможность для формирования отчетности педагогам (например «Сводная ведомость успеваемости», «Успеваемость отдельных учащихся» и др. Сейчас в школе более 80% педагогов являются активными пользователями информационных технологий, владеют базовым набором программного обеспечения, мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ- средствами, что позволяет конструировать уроки с использованием ИКТ, развивать навыки работы в Интернете, создавать образовательные продукты, разрабатывать новые подходы к обучению. В настоящее время интерактивное взаимодействие с родителями учащихся осуществляется через всероссийскую образовательную сеть Дневник.ру, в котором задействовано около 80% всех участников образовательной деятельности. Осуществляя работу в ЕОС Дневник.ру. мною были изучены все ее образовательные возможности, которые существуют сегодня. Данная образовательная система позволяет создать единую информационно-образовательную сеть для основных участников образовательного процесса. В образовательной сети «Дневник.ру» обозначены следующие направления деятельности: образование и общение [9]. Направление «Образование» реализует следующие возможности: • расписание уроков, • электронный дневник, • электронный журнал, • домашние задания • библиотека художественной литературы, • медиатека, • словари и он-лайн переводчик. Кроме этого существует два сервиса-услуги: ЕГЭ Виртуальные конференции. В своем исследовании я подробно остановилась на изучении модуля ЕОС Дневник.ру «Тестирование». Данный раздел включает в себя школьные (созданные самостоятельно учителем) и глобальные (использование работ других авторов)тесты различной тематики: оценка знаний, самостоятельная проверка, тесты к урокам, образовательные и развлекательные тесты. Мастер создания теста позволяет производить различные настройки: доступа, условий прохождения, возможности использования другими пользователями. Тестовые вопросы могут быть трех типов: закрытый, открытый, смешанный. Также к ним можно прикреплять медиафайлы. По прохождению теста учениками строится отчет, который содержит информацию о личных данных, времени прохождения теста и результатах. С помощью такого теста очень удобно дистанционно проводить контрольные и самостоятельные работы. ЕОС Дневник.ру представляет собой мониторинг качества знаний и успеваемости учащихся как в среднем по предмету, так и в среднем у каждого учащегося, повышение ИКТ-компетентности, обмен опытом между преподавателями, возможность для профессиональной реализации, возможность организации обсуждений по актуальным вопросам в форумах. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Проанализировав примерную программу по информатике можно сделать следующие выводы: • с переходом на новые образовательные стандарты информатика является важной составляющей в использовании ИКТ; • на уроках информатики реализуются различные формы и виды работы, способствующие формированию ИКТ-компетентности обучающихся; • информатика — это интегрированный курс, реализующийся на всех ступенях обучения и имеющий практическую значимость в современном информационном обществе. С помощью приложения «Тестирование» ЕОС Дневник.ру мною был создан ряд тестов по информатике для 6 класса по следующим разделам: Компьютер и информация, Человек и информация, Алгоритмы и исполнители. Все тесты разного типа: домашняя работа, тест для урока, контрольная работа. Тесты содержат ответы закрытого и открытого типа. В некоторых вопросах встречаются задания с изображениями. Время прохождения тестов ограничивается. Оценивание результатов происходит автоматически. В некоторых тестах встречаются вопросы, ответ на которых сначала проверяет учитель и только после этого результат будет виден ученику. При выполнении вопросов учащиеся могут использовать не только знания, полученные на уроке, но и также воспользоваться материалом для любознательных, который есть в учебнике. При выполнении теста по теме «Двоичное кодирование числовой информации» данного задания ребята могут использовать программу «Калькулятор». Как ее использовать объясняется в учебнике. Если учащиеся с урока не запомнили, то они могут сами еще раз посмотреть это дома. Также каждый ученик может написать сообщение учителю для того, чтобы он напомнил действия работы с данной программой. Данные тесты активизируют мышление учащихся, а, следовательно, и усвоение изучаемого материала, повышают интерес к изучению предмета, формируют умение использовать свои знания и умения. По итогам использования ряда разработанных тестов как на уроке, так и вне рамках урока был проведен анализ по определению уровня сформированности ИКТ- компетентности, усвоения изучаемого материала у учащихся 6 классов. Результаты показали, что уровень успеваемости учащихся повысился, значительно увеличились такие составляющие ИКТ-компетентности как умение использования средств ИКТ, коммуникация и социальное взаимодействие. Незначительно повысились навыки поиска и организации информации, её анализа. Можно сделать вывод о том, что при подготовке к уроку учителю необходимо обращать внимание на формирование у учащихся навыков работы с информацией с использованием средств ИКТ, при этом также следует учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: 1. В исследовании установлено, что одним из способов взаимодействия участников образовательного пространства является ведение электронных школьных журналов и дневников. В настоящее время большинство ОУ задействованы во всероссийской образовательной сети Дневник.ру. ЕОС Дневник.ру содержит большое количество различных приложений для каждой ступени образования. Данные приложения могут активно использоваться на самом уроке, так и вне рамках урока. 2. Используя возможности приложения Дневника.ру «Тестирование», была разработана серия тестовых заданий по курсу «Информатика и ИКТ» для 6-ых классов. Данные тестовые занятия применялись в разных формах: самостоятельная работа, дифференцированная работа, домашняя работа на протяжении первого полугодия. Проверка качества знаний учащихся показала, что повысилась познавательная активность, мотивация к изучению предмета, улучшились результаты освоения материала. Проведенное мной исследование не претендует на окончательное и исчерпывающее решение проблемы использования образовательных возможностей ЕОС Дневник.ру в профессиональной деятельности учителя информатики. Дальнейшая работа в этом направлении может быть посвящена дальнейшему усовершенствованию модели рабочего пространства учителя по стандартам второго поколения и оптимизации рабочих программ второй ступени по требованиям ФГОС. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Булин-Соколова Е.И., Семенов А.Л. «Построение программы формирования ИКТ- компетентности учащихся и информационной образовательной среды основной школы», журнал «Информатика и образование», 8-2010, Изд-во «Образование и информатика» 2. ГОСТ Р 52653 –2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» Федеральное агентство техническому регулированию и метрологии, 2006 – 12с. 3. ГОСТ Р 53620–2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения», 2009 – 12с. 4. Единая образовательная сеть Дневник.ру / МБОУ СШ №2 г. Дзержинск. Режим доступа: https://schools.dnevnik.ru/school.aspx?school=36776 5. Захаров А.С. Организация современной информационно-образовательной среды как необходимое условие реализации требований ФГОС, журнал Информатика и образование, 2014, №5 (254) 6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003 – 112с. 7. Кондакова А.М., Кузнецова А.А. Концепция федеральных государственных стандартов общего образования – М.: Просвещение, 2008 – 40с. 8. Логинова Т.З., Христочевский С.А. Возможности и способы применения ЭОР в общем образовании (по материалам Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Формула будущего»), журнал Информатика и образование, 2014 №10 (259) 9. Методическая служба, Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний / УМК БИНОМ / Электронные методические пособия / Информатика / Электронные ресурсы. Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/er.php 10. Основная Образовательная Программа основного Общего Образования (стандарт второго поколения) 11. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В, Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ под ред. Полат Е.С.-М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 224с. 12. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост.Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012 (Стандарты второго поколения) – 224с. 13. Примерные программы по учебным предметам. Информатика. 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения) – 24с. 14. Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 N 1507-р О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» / КонсультантПлюс. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=127706 (18.01.2016) 15. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М: ИИО РАО, 2010 – 141с. 16. Суворова Т.Н. Электронные образовательные ресурсы как компонент современной информационно-образовательной среды, журнал Информатика и образование, 2014 №3 (252) 17. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (1-4 кл.) от 6 октября 2009 г. №373 / Министерство образования и науки РФ / Документы. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922 (18.01.2016) 18. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Общего Образования (Приказ №1897 от 17 декабря 2010 г., зарегистрированный в Минюсте РФ 1 февраля 2011 г. рег. № 196440) 19. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования (5-9 кл.) от 17 декабря 2010 г. №1897 / Министерство образования и науки РФ / Документы. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/938 20. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Среднего Общего Образования (10-11 кл.) от 17 мая 2012 г. №4131897 / Министерство образования и науки РФ / Документы. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2365

Категория: Информатика
26.01.2017 22:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!