СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого мышления на уроках русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческого мышления на уроках русского языка.

В течение нескольких лет работаю над темой «Развитие творческого мышления на уроках русского языка», так как считаю, что развитие творчества у учащихся – одна из важнейших задач начального обучения. Какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, одной из приоритетных развивающих, общеобразовательных и воспитательных задач всегда было и остается развитие креативного мышления учащихся.

У ребенка с самого детства развивается как критическое, так и творческое мышление, и учителю нужно заботиться о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если ребенком высказывается собственная идея, то он сам должен ее сразу же критически осмыслить. Если оригинальная новая мысль высказана кем-то другим, то наряду с ее критикой, необходимо обязательно предлагать свою. В учебной деятельности, для того чтобы творческая отдача была максимальной, необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления.

Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин - является метод проблемного обучения. На каждом уроке русского языка ставлю перед учащимися проблему, познавательную задачу, и ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения. Школьники строят гипотезы, аргументируют, рассуждают, доказывают. Считаю, что проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности. Развитие творческого мышления при проблемно-диалогическом методе обучения выражается в том, что увеличивается творческая активность детей в форме вопросов. Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей. Большое значение для развития поисковой активности имеет познавательная деятельность. А это значит потребность в новой информации, в новых впечатлениях, это положительные эмоции радости, интереса. Интерес способствует появлению творчества и инициативы в самостоятельном приобретении знаний. Развивать творческие способности ребенка - это значит развивать его воображение.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, процесс познания должен вызывать устойчивый эмоциональный интерес ребёнка к приобретению знаний. Для этого я используют целый спектр методических приёмов:

  • наглядность;
  • художественное слово;
  • технические средства;
  • игру

Одним из активных средств развития творческого мышления и речи младших школьников является практическое усвоение ими антонимов и синонимов.

Знакомство со словами, противоположными по значению, начинаю с раскрытия понятия «противоположность» в его житейском смысле. Для этого использую жизненные наблюдения учащихся. Например:

левая сторона – правая сторона.

Упражнения, которые использую на уроке:

Подчеркнуть слова в предложении, противоположные по смыслу.

Снег белый, а уголь черный.

Подобрать прилагательные, противоположные по смыслу.

Этот дом большой, а тот …

Найти в поговорках слова-антонимы.

Ученье свет, а неученье – тьма.

Выписать однокоренные слова, затем противоположные по значению.

Молодой, старый, молодость, стареть, молодняк.

Говоря с учащимися о наличии в языке синонимов, расширяя их словарный запас и мышление, включаю в обсуждение проблемный вопрос о том, зачем люди придумали столько близких по значению слов, а наш язык их вобрал в себя. Эту проблему решаем на конкретных примерах ряда слов. Например:

- глаголов движения: бежит, мчится, несется, тащится, ползет;

- глаголов речи: сказал, проговорил, пробурчал, прошептал, промямлил;

- прилагательных: небольшой, маленький, крошечный, малюсенький.

Сопоставляя слова, делаем вывод, что лишних среди них нет, т.к. каждое слово заключает в себе какой-то оттенок, помогает понять, что синонимы это слова, не только близкие по значению, но и отличные друг от друга, они позволяют нам точно выражать свои мысли.

Возможны следующие упражнения:

К прилагательным подобрать близкие по смыслу, составить с ними предложения.

Робкий -…

Расположить слова в порядке значимости.

Известный, прославленный, знаменитый, популярный.

Данные словосочетания заменить близкими по смыслу сочетаниями существительного с прилагательным.

Шкаф из дуба – дубовый шкаф.

Составить со словами предложения синонимического ряда.

Лошадка плетется, человек идет, конь бежит, сани летят стрелой, поезд мчится.

Составить синонимичные ряды.

Мороз (какой?) сильный, (лютый, трескучий, крепкий)

Звезды (что делают?) блестят, (сверкают, горят, светят)

Одним из путей развития речи и творчества учащихся является систематическая работа над морфемным составом слова. В процессе изучения однокоренных слов предусматриваю обогащение словаря у детей, формирование навыка осознанного употребления слов данной категории в связной речи. Поскольку работа над однокоренными словами теснейшим образом связана с умением проводить морфемный анализ слов, большое внимание обращаю на понимание учащимися того, как образованы однокоренные слова.

Для этого применяю следующие виды упражнений.

Найти в тексте однокоренные слова, объяснить, как они образованы.

Вот и хлеба поспели. Комбайн косит спелую рожь, сразу обмолачивает. С боку пристраиваются к комбайну грузовики и забирают зерно. На ходу идет погрузка.

Найти в тексте однокоренные слова и определить, какой частью речи они являются.

Бьет дятел в барабан весной. Дятлов барабан – это сучок. Сучок сухой и звонкий, а барабанщик лихой. Хоть и сучок, а дробь на нем получается настоящая, барабанная. Палочек тоже нет: барабанит собственным клювом.

Большое внимание в изучении морфемного состава слова уделяю смысловой стороне словообразовательных элементов. Например:

Сравните слова. Что общего у этих слов?

Надломил палку, надрубил ствол березы, надрезал кусок полотна.

- Какое значение вносит в слово приставке.

Найдите в тексте глаголы. Что обозначает приставка за- в глаголах?

Первый золотой луч солнца заиграл на вершине могучего дуба. Задрожали листья на осине. Засверкала на траве серебристая роса. В густой зелени деревьев зазвенели веселые птичьи голоса.

От слов камень, печь, трактор, ракета образуйте слова, обозначающие людей по роду их занятий.

Известно, что слово войдет в активный словарь учащихся путем неоднократного употребления его в речи. Для наиболее успешного решения задачи развития творческого мышления младших школьников провожу работу по составлению небольших связных рассказов. С целью составления связных рассказов предлагаю ребятам следующие группы однокоренных слов:

лес, лесник, лесной, лесистый, перелесок, лесок;

рыба, рыбка, рыбешка, рыбища, рыбина, рыбак, рыбачить, рыбный.

Одним из конкретных путей реализации задачи развития творческого мышления является работа над осознанным употреблением в речи слов-паронимов. Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении, например: ароматный, ароматический, ароматичный.

В своей речи младшие школьники используют паронимы. Однако при этом они не осознают своебразия семантико-структурных особенностей каждого из них, например: понятный ответ и понятливый ученик; еловая шишка и елочные игрушки.

Для формирования у школьников навыка осознанного употребления слов-паронимов в речи предлагаю учащимся словообразовательную работу на синтаксической основе, т.е. на основе словосочетания и предложения. Для понимания лексического значения слов-паронимов и их сочетаемости с другими словами результативными оказались следующие упражнения.

  1. К данным существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные, стоящие в скобках. Составьте два предложения с прилагательными.

Берег, пожар (лесной, лесистый)

  1. Вставьте в предложения подходящие по смыслу прилагательные.

Мой товарищ живет в … (соседний, соседский) доме.

Важное место в начальном курсе русского языка занимает работа над предложением, установлением связи слов в предложении. Хорошие результаты по развитию речи и творческого мышления на уроках русского языка дают следующие упражнения.

  1. Составление предложений на тему.

Тема «Лето». Составление предложений по данному подлежащему: солнце, ветерок, орехи, ягоды.

Тема «Лето». Составление предложений по словосочетаниям, представляющих связь подлежащего с определением: большое поле, стальные машины, душистое сено.

Тема «Птицы осенью». Составление предложений по данному сказуемому: улетают, прощаются, машут.

  1. Распространение предложений.

Распространение предложений при помощи пояснительного слова, отвечающего на определенный вопрос, например:

Люди радуются (чему?) (солнце).

Дуб растет (где?) (вершина).

Распространение главных членов предложения при помощи пояснительных слов, отвечающих на разные вопросы, например:

Солнце обливает (что?) (земля) (чем?) (лучи).

Распространение главных членов предложения словами и словосочетаниями, например:

Они шли (куда?) к (родник)

(где?) по (узенькая тропинка)

Развитию творческого мышления и связной речи учащихся способствуют сочинения. Предлагаю ребятам сочинения на основе наблюдений во время экскурсии, по прочитанному произведению, по картине.

Самый распространенный вид сочинения – сочинение на основе экскурсии. В целях обучения детей самостоятельному написанию сочинения, использую наблюдения учащихся над природой. Предлагаю ребятам понаблюдать за долготой дня и ночи, за тем, как тает снег, какие изменения происходят в лесу. На уроке русского языка ребята записывают, что наблюдали они в окружающей природе. Затем провожу экскурсию в лес. При этом направляю внимание учащихся на перемены, которые произошли в лесу по сравнению с тем, что они видели осенью, зимой. После экскурсии составляем план для будущего сочинения о том, что они видели в лесу. Даю возможность высказаться обо всем, что привлекло их внимание в лесу. После того как план составлен, каждый ребенок продумывает свое будущее сочинение.

Чтобы пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка, развить творческое мышление, провожу внеклассные мероприятия по предмету: конкурсы, викторины, олимпиады, интеллектуальные игры. При составлении творческих игр осуществляю следующие цели: расширить знания детей в области русского языка, повысить уровень языкового развития; приобщить детей работать с дополнительной литературой; развивать творческую инициативу каждого участника игры; совершенствовать коллективный навык работы. До начала игры даю ребятам домашнее задание, например: выбрать из толкового словаря слово, раскрыть его содержание и объяснить, в каком контексте оно употребляется в речи, подтверждая это своими примерами. В конце игры награждается не только команда-участница, но и самые активные игроки.

Есть великая формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Обязанность учителя – помочь ребенку встать на этот путь.

15.06.2015 20:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!