СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы выступление на тему:

«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности».

«…первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуального полнокровного труда» Василий Александрович Сухомлинский.

Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют на воспитание творческой активной личности, способной в любой сфере деятельности находить нестандартные решения. При этом высокий уровень развития интеллекта не всегда предполагает хорошо развитые творческие способности, большинство учащихся имеют средний уровень творческих способностей и не заинтересованы в творческой деятельности.

В связи с этим основной целью моей работы на уроках и внеурочной деятельности является развитие творческих способностей учащихся. Для достижения данной цели необходимо

  • Вовлечение детей в творческую деятельность.
  • Формирование умений находить нестандартные творческие решения
  • Формирование навыков работы в различных видах декоративно-прикладного искусства

Истоки педагогического опыта

В своей педагогической деятельности я основываюсь на работах

  • ГЕНРИХА САУЛОВИЧА АЛЬТШУЛЛЕРА (автора ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).,
  • ИГОРЯ ПЕТРОВИЧА ИВАНОВА (автора методики коллективных творческих дел)
  • ИГОРЯ ПАВЛОВИЧА ВОЛКОВА (Основная новаторская идея которого - создание механизма реализации творческих способностей детей)

Волков отмечает «Все …дети обладают разнообразными потенциальными способностями. А школа должна выявить и развить их. Значит, надо создать необходимые условия для расцвета одаренности ребят». Волков И.П.

Опыт использования технологии.

Реализацию технологии развития творческих способностей трудно представить без интеграции с другими технологиями, такими, как технология проблемного обучения, технология индивидуальной и коллективной проектной деятельности. Безусловно названные технологии базируются на личностно-ориентированном и практико-деятельностном подходах.

Применяя эти технологии и подходы, я использую следующие приемы и методы: цепочка ассоциаций, метод фокальных объектов, эвристическая беседа, творческие задания.

Остановлюсь подробнее на каждом из них.

Цепочка ассоциаций.

Учащиеся выстраивают линейную цепочку ассоциаций к предложенному учителем слову бумага – ножницы - клей- аппликация.

Возможны другие варианты. Дети должны установить ассоциативную связь между двумя словами: карандаш………… бисер.

Результат:

Данный прием развивает ассоциативное мышление, память, внимание, позволяет детям понять новую информацию на основе имеющихся знаний

Заслуживает внимание Метод фокальных объектов.

Данный метод применим при изучении разных разделов программы «Кулинария», «Художественные ремесла», «Технологии творческой

и опытнической деятельности».

Суть метода заключается в том, что ученицы должны мысленно перенести признаки различных объектов на проектируемое изделие. На основе этого разрабатываются рабочие эскизы с описанием. На слайде представлена

морфологическая матрица к творческому проекту «Подарок своими руками»

признаки

№1

№2

№3

№4

№ 5

А) вид изделия

фоторамка

игрушка

панно

косметичка

футляр для очков.

Б) цвет

контрастные

пастельные

гармоничные

хроматические

ахроматические

В) ткань

лён

канва

шёлк

габардин

фетр

Г) отделка

орнамент

аппликация

атласные ленты

тесьма

вышивка

Д) материал

картон

застежка молния

пуговицы

кружево

кожа

Е) Форма

квадрат

круг

сердечко

фигурная

прямоугольник

Ж) Способ изготовления

наклеивание

вязание

машинное шитьё

ручное шитьё.

термопластика

Результат:

При работе с этим методом у учащихся активизируется мыслительная деятельность, развивается воображение, дети приобретают опыт совместной работы для поиска новых идей.

На уроках я часто провожу Эвристические беседы.

При этом не сообщаю учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами подвожу их к новым понятиям, выводам, сравнениям, правилам.

6-7 классы. Раздел «Создание изделий из текстильных материалов.

  • Почему изделие имеет именно такую форму?
  • Какие материалы использованы и почему?
  • Каким способом изготовить рациональнее?
  • Каково назначение изделия, насколько хорошо оно выполняет свои функции?
  • Как улучшить художественную отделку изделия?
  • Что можно изменить в данной модели платья, если использовать для этого шерстяную ткань?
  • Сравните сильные и слабые свойства хлопчатобумажной и льняной ткани?

Результат:

В результате дети учатся сравнивать, анализировать, развивают коммуникативные навыки и навыки самооценки

Особенно нравятся моим ученикам различные творческие задания,

Творческие задания.

Я предлагаю детям индивидуально или в группе создать изделие по изучаемой теме, рекомендую возможные материалы, а также источники информации о технологии создания объекта.

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»

5 класс – стенд «История костюма»

Раздел «Интерьер жилого дома»

6 класс - макет интерьера, эскиз «Цветовое оформление моей комнаты»

7 класс - презентация «Освещение жилого дома», плакат «Приемы размещения картин на стене»

Результат:

Результатом такой деятельности становится самоорганизация работы, формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач.

Важную роль в развитии творческого мышления играет

Технология проблемного обучения.

Сущность ее заключается в последовательной и целенаправленной постановке перед обучающимися проблемной ситуации, познавательных задач, решая которые обучающиеся активно осваивают знание и опыт познавательной деятельности.

5 класс, тема «Лоскутное шитьё»

ПС – Какими способами можно изготовить швейное изделие (одеяло, покрывало) из лоскутков ткани, применяя ранее изученные приемы?

6 класс, тема «Вязание крючком»

ПС – Изучить разновидности техник рукоделия, в основе которых вязание крючком (фриформ, румынское и ирландское кружево). Познакомить с данной техникой одноклассниц и провести демонстрацию, презентацию или мастер-класс (по выбору)

Результат:

Технология проблемного обучения способствует формированию навыка решения проблемной ситуации, умения строить гипотезы, обобщать, развивает аналитическое и критическое мышление, активизирует познавательную деятельность школьников, развивает интерес к знаниям

В системе федеральных государственных образовательных стандартов особое место принадлежит

технологии индивидуальной и коллективной проектной деятельности.

Проектное обучение — это качественно иная образовательная практика, учащиеся принимают тему проекта как личностно значимую проблему; сами планируют ход и прогнозируют результаты работы.

5 класс. Проект «Лоскутная мозаика»

6 класс. Проект «Вяжем аксессуары крючком или спицами»

7 класс. Проект «Концертный костюм»

8 класс. Проект «Семейный бизнес»

Результат:

Результатом овладения методами проектной деятельности является закрепление умения находить информацию, подбирать материалы и инструменты, приобретение опыта экономического расчета проекта.

Нетрадиционные техники декоративно-прикладного искусства во внеурочной деятельности

Еще одной ступенью развития творческих способностей детей является вовлеченность учащихся во внеурочную деятельность. В рамках работы кружка «Радуга» и декоративно-прикладной студии «Мастерица» вместе с детьми мы осваиваем новые техники, используем в том числе нетрадиционные материалы.

  • Терра.
  • Румынское кружево
  • Декупаж
  • Оригами из ткани
  • Изделия из холодного фарфора
  • Роспись витражными красками
  • Аппликация из кожи, фетра
  • Топиарии
  • Крейзи-квилт
  • Папье –маше.
  • Лепка из бумажной глины.

Именно нетрадиционные техники декоративно-прикладного искусства

вызывают интерес детей к творчеству, способствуют проявлению фантазии и воображения, девочки выполняют оригинальные изделия для себя и своих близких.

Изменение уровня творческих способностей учащихся

В течение трех лет я провожу диагностику творческих способностей учащихся на основе теста «Творческий потенциал».

В опросе участвовали ученицы с 5-го по 8-й классы – всего 94 человека.

Последнее тестирование показало, что в сравнении с предыдущими годами увеличилось число детей с высоким уровнем творческих способностей с 18 до 24. Вдвое снизилось число детей, имеющих низкий уровень.

Результат активизации творческой деятельности учащихся.

Более ощутимым результатом роста творческих способностей является ежегодное успешное участие детей в различных конкурсах и выставках.

  • Конкурс художественного творчества «Русь православная»
  • Конкурс «Рождественская открытка»
  • Выставка конкурс «Наследники традиций»
  • Областные благотворительные выставки «Белый цветок», «Время чудес»
  • Районные выставки «Под Святым Омофором Пресвятой Богородицы», «Юннат года»

Я хочу открыть в каждом ребенка творца, чтобы дети были очарованы искусством рукоделия, заинтересовались культурой и истоками народного творчества.

13.06.2021 21:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!