СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В последние годы происходят изменения в требованиях к методике преподавания учебных предметов. На данный момент эти изменения связаны с введением ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт – это некая основа, благодаря которой учащийся имеет возможность переходить от одного уровня образования к другому, как по лестнице. Чем является стандарт для государственного образования? В первую очередь, это принципы организации образовательного процесса в учреждениях (детских садах, школах, колледжах, вузах и т.д.). Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления и творческих способностей обучающихся, формирования умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей. Актуальность выбранной темы: Снижение грамотности обучающихся, интереса к русскому языку, к чтению. Отсутствие нравственного ориентира. Цель: предложить идеи, педагогические находки для развития творческих способностей и творческого мышления. Задачи: найти практический материал по названной теме; систематизировать данный материал. В современной школе существует множество проблем. Самая острая – снижение интереса к учебной деятельности. Основная задача современного педагога – организовать учебный процесс таким образом, чтобы уровень заинтересованности обучающихся повысился, в частности к урокам русского языка и литературы. Ведь данные предметы занимают особую ступень в системе дисциплин школьного курса. Одна из самых важных целей обоих курсов – развитие гуманитарного сознания и формирование личности, обладающей широким кругозором. Обучающийся должен уметь строить высказывание как в устной форме, так и в письменной, грамотно вести дискуссию, анализировать текст. Введение в занятия творческих элементов и развитие творческого потенциала личности - одни из способов повышения мотивации к учебной деятельности. Способности являются психической особенностью человека, благодаря которой он может успешно овладеть теми или иными знаниями и навыками. Творческие способности могут проявиться в любой сфере деятельности. Они позволяют порождать новые ценности, идеи, самого человека как творца. Дети от природы любознательны, и только от учителя зависит реализация этой любознательности в желание учиться. Поэтому проблема развития творческих способностей обучающихся является одной из наиболее актуальных, а целью педагогической деятельности учителя русского языка и литературы является создание условий для формирования и развития творческого мышления и творческих способностей обучающихся в процессе обучения с учётом требований ФГОС. Творчество – самый мощный импульс развития ребёнка. Задача учителя – развивать творческие силы в своих воспитанниках, помогать им задумываться над вопросами, интересными для них и одновременно важными для становления их личности. Творчество формирует в учащихся: - потребность в самовыражении, в сопереживании; - чувство слова; - умение переносить и связывать знания из разных областей; - способность и возможность размышлять над известными фактами и явлениями. Таким образом, именно творческая работа создаёт условия для развития личности ученика, раскрытия всех его интеллектуальных и духовных возможностей. Для того, чтобы развивать творческие способности, необходимо проявлять индивидуальный подход к каждому ребёнку. Помимо этого, требуются такие формы, методы и приёмы обучения, где увеличена степень самостоятельности обучающихся. Творческие самостоятельные работы являются основой в системе самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет обучающимся получать новые знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. На уроках русского языка и литературы возможно использование следующих методов, приёмов и форм обучения: Написание изложений и сочинений (подробное изложение, сжатое изложение, выборочное изложение, изложение с дополнительным заданием, изложение прочитанного (воспринятого зрительно), изложение услышанного (воспринятого на слух); сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение, сочинение в жанре эссе, сочинение в жанре письма, сочинение в жанре рекламы). Последний вид сочинения (сочинение в жанре рекламы) является необычным и относительно новым. Главное — донести до сознания школьников основную цель рекламы — создание спроса, популярности того, что рекламируется. Обратить внимание на текст рекламы, лексику, синтаксис, так как высказывание в этом жанре отличается от других тем, что оно обращено к определенному кругу лиц, поэтому в данном тексте должны быть названы те люди, кому предназначена вещь или предмет. Если содержание текста носит рекомендательный характер, то глаголы в таком высказывании употребляются в формах 2-го лица множественного числа или 1-го лица единственного числа. Синтаксис характеризуется короткими, но ёмкими фразами. Игры и викторины. (Здесь возможно проведение нетрадиционной формы урока, а также введение соревновательного элемента. На таких уроках обучающиеся в большей степени проявляют свой творческий потенциал, т.к. повышается интерес к учебной деятельности). Творческие задания на дом. (Творческое задание представляет собой учебное задание, содержащее творческий компонент. Такие задания могут быть как в письменной форме, так и в устной. Возможно проявление художественных или музыкальных способностей на уроках русского языка и литературы. Как раз такие задания и требуют домашней подготовки учащихся). Дискуссия. (Организация обсуждения материала). Инсценировка текста. Иллюстрирование произведений. Сочинение сказок, рассказов. (Такой подход может включать в себя два выше перечисленных метода. А также обучающимся может предлагаться создание книги собственными руками). Пересказы с творческими дополнениями. (Пересказ произведения от лица одного и героев; продолжение сюжета, т.е. рассказ о событиях, которые могли бы случиться с героями). Устное словесное рисование. Художественное рассказывание. Творческий диктант. (Одна из самых распространенных и удобных форм работы, позволяющая не только проверить степень усвоения материала, но и помогающая учащимся проявить свои способности к творческому мышлению. Особенно эффективен этот вид работы в 5 классе, где изучается большое количество орфограмм). Применение ИКТ. (Создание презентаций на заданную тему; работа с презентацией на уроке). Метод проектов. (Данный метод является исследовательским, поэтому обучающиеся занимают активную позицию. Проект может представлять из себя статью, альбом, коллаж по заданной теме. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, умений и навыков и их творческое применение).
Такая деятельность приучает школьников постоянно думать и искать различные варианты выполнения учебных заданий. Использование средств педагогических инноваций в сочетание с классическими инструментами методики преподавания русского языка и литературы обеспечит создание широкой вариативной среды обучения, которая позволит включить обучающихся в творческую, самостоятельную мотивируемую деятельность и подготовить их к жизни в условиях современности.
© 2018, Колеева Дарья Викторовна 658