СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы с учётом требований ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы происходят изменения в требованиях к методике преподавания учебных предметов. На данный момент эти изменения связаны с введением ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт – это некая основа, благодаря которой учащийся имеет возможность переходить от одного уровня образования к другому, как по лестнице. Чем является стандарт для государственного образования? В первую очередь, это принципы организации образовательного процесса в учреждениях (детских садах, школах, колледжах, вузах и т.д.). Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления и творческих способностей обучающихся, формирования умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей. Актуальность выбранной темы:  Снижение грамотности обучающихся, интереса к русскому языку, к чтению.  Отсутствие нравственного ориентира. Цель: предложить идеи, педагогические находки для развития творческих способностей и творческого мышления. Задачи: найти практический материал по названной теме; систематизировать данный материал. В современной школе существует множество проблем. Самая острая – снижение интереса к учебной деятельности. Основная задача современного педагога – организовать учебный процесс таким образом, чтобы уровень заинтересованности обучающихся повысился, в частности к урокам русского языка и литературы. Ведь данные предметы занимают особую ступень в системе дисциплин школьного курса. Одна из самых важных целей обоих курсов – развитие гуманитарного сознания и формирование личности, обладающей широким кругозором. Обучающийся должен уметь строить высказывание как в устной форме, так и в письменной, грамотно вести дискуссию, анализировать текст. Введение в занятия творческих элементов и развитие творческого потенциала личности - одни из способов повышения мотивации к учебной деятельности. Способности являются психической особенностью человека, благодаря которой он может успешно овладеть теми или иными знаниями и навыками. Творческие способности могут проявиться в любой сфере деятельности. Они позволяют порождать новые ценности, идеи, самого человека как творца. Дети от природы любознательны, и только от учителя зависит реализация этой любознательности в желание учиться. Поэтому проблема развития творческих способностей обучающихся является одной из наиболее актуальных, а целью педагогической деятельности учителя русского языка и литературы является создание условий для формирования и развития творческого мышления и творческих способностей обучающихся в процессе обучения с учётом требований ФГОС. Творчество – самый мощный импульс развития ребёнка. Задача учителя – развивать творческие силы в своих воспитанниках, помогать им задумываться над вопросами, интересными для них и одновременно важными для становления их личности. Творчество формирует в учащихся: - потребность в самовыражении, в сопереживании; - чувство слова; - умение переносить и связывать знания из разных областей; - способность и возможность размышлять над известными фактами и явлениями. Таким образом, именно творческая работа создаёт условия для развития личности ученика, раскрытия всех его интеллектуальных и духовных возможностей. Для того, чтобы развивать творческие способности, необходимо проявлять индивидуальный подход к каждому ребёнку. Помимо этого, требуются такие формы, методы и приёмы обучения, где увеличена степень самостоятельности обучающихся. Творческие самостоятельные работы являются основой в системе самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет обучающимся получать новые знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. На уроках русского языка и литературы возможно использование следующих методов, приёмов и форм обучения:  Написание изложений и сочинений (подробное изложение, сжатое изложение, выборочное изложение, изложение с дополнительным заданием, изложение прочитанного (воспринятого зрительно), изложение услышанного (воспринятого на слух); сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение, сочинение в жанре эссе, сочинение в жанре письма, сочинение в жанре рекламы). Последний вид сочинения (сочинение в жанре рекламы) является необычным и относительно новым. Главное — донести до сознания школьников основную цель рекламы — создание спроса, популярности того, что рекламируется. Обратить внимание на текст рекламы, лексику, синтаксис, так как высказывание в этом жанре отличается от других тем, что оно обращено к определенному кругу лиц, поэтому в данном тексте должны быть названы те люди, кому предназначена вещь или предмет. Если содержание текста носит рекомендательный характер, то глаголы в таком высказывании употребляются в формах 2-го лица множественного числа или 1-го лица единственного числа. Синтаксис характеризуется короткими, но ёмкими фразами.  Игры и викторины. (Здесь возможно проведение нетрадиционной формы урока, а также введение соревновательного элемента. На таких уроках обучающиеся в большей степени проявляют свой творческий потенциал, т.к. повышается интерес к учебной деятельности).  Творческие задания на дом. (Творческое задание представляет собой учебное задание, содержащее творческий компонент. Такие задания могут быть как в письменной форме, так и в устной. Возможно проявление художественных или музыкальных способностей на уроках русского языка и литературы. Как раз такие задания и требуют домашней подготовки учащихся).  Дискуссия. (Организация обсуждения материала).  Инсценировка текста.  Иллюстрирование произведений.  Сочинение сказок, рассказов. (Такой подход может включать в себя два выше перечисленных метода. А также обучающимся может предлагаться создание книги собственными руками).  Пересказы с творческими дополнениями. (Пересказ произведения от лица одного и героев; продолжение сюжета, т.е. рассказ о событиях, которые могли бы случиться с героями).  Устное словесное рисование.  Художественное рассказывание.  Творческий диктант. (Одна из самых распространенных и удобных форм работы, позволяющая не только проверить степень усвоения материала, но и помогающая учащимся проявить свои способности к творческому мышлению. Особенно эффективен этот вид работы в 5 классе, где изучается большое количество орфограмм).  Применение ИКТ. (Создание презентаций на заданную тему; работа с презентацией на уроке).  Метод проектов. (Данный метод является исследовательским, поэтому обучающиеся занимают активную позицию. Проект может представлять из себя статью, альбом, коллаж по заданной теме. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, умений и навыков и их творческое применение).

Такая деятельность приучает школьников постоянно думать и искать различные варианты выполнения учебных заданий. Использование средств педагогических инноваций в сочетание с классическими инструментами методики преподавания русского языка и литературы обеспечит создание широкой вариативной среды обучения, которая позволит включить обучающихся в творческую, самостоятельную мотивируемую деятельность и подготовить их к жизни в условиях современности.

Категория: Русский язык
23.04.2018 22:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!