СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа школьной библиотеки во время пандемии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пандемия коронавируса и массовый переход на дистанционное обучение обучающихся показали, насколько важно знать и уметь пользоваться в библиотечной работе современными технологиями и системами коммуникаций. Также ограничения доступа к физическим носителям информации способствовали росту востребованности электронных ресурсов, усилению значимости дистанционных форматов предоставления услуг.

Основные направления деятельности библиотекарей в новых условиях:

1) дистанционное обслуживание читателей;

2) создание цифрового контента;

3) улучшение библиографических записей;

4) повышение квалификации.

Дистанционное обучение школьников выявило сразу несколько проблем:

1. У школьной библиотеки нет современного программного обеспечения;

2. Предложенные Министерством просвещения онлайн-платформы не работают в полной мере (виснут);

3. Нет широкополосного интернета, интернет не выдерживает нагрузки и в некоторых микрорайонах населенного пункта нет доступа к интернету;

4. Обучающиеся не обеспечены цифровыми девайсами. Многие не имеют возможностей для учебы из дома из-за отсутствия компьютера (планшета, сотового телефона) подключения к интернету или по другим причинам.

В нашей школе ходе пандемии библиотека была закрыта, обслуживание читателей проводился только дистанционно, в удаленном режиме. В библиотеке была продумана схема передвижения законных представителей обучающихся (родителей, опекунов), минимизирующая контакты на пункте возврата и выдачи документов.

Выдача и сбор учебников и других документов производился бесконтактно в «коробочном» режиме, т.е. родители приходят и учебники в пакетах с написанными именами, классом складывают в коробки, в таком же порядке берут учебники, документы в бумажном носителе.

По истечении 1,6 года пандемии школьная библиотека имеет возможность работать с читателями в том полном объёме, который позволяет ситуация:

- сейчас мы с читателями имеем возможность вести онлайн-консультации,

- виртуальное информирование,

- дистанционно записывать в ЛитресШколу через МКУК «Таттинская МЦБС»,

- продолжаем создавать проекты,

- знакомство с новинками литературы,

- виртуальные выставки,

- открытие доступа к электронным бесплатным ресурсам,

- викторины, конкурсы, кроссворды, квест игры.

Главное, чего удалось нам добиться — вовлечение читателей в работу библиотеки путем организации интерактивных викторин, игр.

Потребовались новые компетенции педагога-библиотекаря, поэтому как никогда стали актуальными курсы по повышении профессиональной квалификации: цифровизация библиотеки, организация виртуального пространства школьной библиотеки.

Сегодня уже большая доля наших коммуникаций перешла в онлайн. Продолжили работу в дистанционном режиме через каналы интернет-платформ. Особенно это актуально для делового общения. Интернет-общение стало полноценным инструментом работы: вебинары и консультации по Zoom, решение групповых задач в общей беседе, обсуждение производственных проблем, даже проведение онлайн-голосования. За год сделано более 100 письменных консультаций по электронной почте, видеозвонку, в группах WhatsApp, Instagram, Telegram. Это отличный способ проводить встречи с коллегами, участвовать в онлайн-занятиях.

Спрос на онлайн-обслуживание вырос, но уменьшился количество пользователей, которые ранее приходили в читальный зал.

Виртуальные выставки созданы по наиболее актуальным темам истории, к памятным датам и событиям. Педагогом-библиотекарем подготовлено более 20 виртуальных выставок и электронных образовательных ресурсов. Материалы выставок включают в себя тексты документов, подборку иллюстративных материалов. Доступны всем без регистрации.

Знакомство с удаленными ресурсами библиотек улуса МКУК «Таттинская МЦБС» - https://tattalib.ru/, детская библиотека «Туллукчаан» - https://tullukchaan.ru/, Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) - https://nlrs.ru, крупнейших библиотек России: Президентская библиотека https://www.prlib.ru/, Национальная электронная детская библиотека (РГДБ) https://arch.rgdb.ru/, Библиошкола https://biblioschool.ru/. А так же совершенствование методов и методик работы.

Работа передвижной библиотеки осуществляется по заявкам классных руководителей начальных классов и учителей-предметников старших классов по всем требованиям в условиях пандемии Covid-19.

Занятия по внеурочной деятельности рекомендовано организовывать в периоды каникул, выходные и праздничные дни в дистанционном формате.

При организации занятий в дистанционном режиме использовали прежде всего видеоматериалы и видеолекции, виртуальные выставки, подбор литературы (тексты произведений в электронной форме). Самым популярным онлайн-инструментом стал мессенджер Whatsapp, а также использовали сервисы Google (google classroom, google-формы, google doc), создавали собственные ресурсы с помощью Learnis.ru.

В нашей школе уроки по ВУД «В гостях у сказки» (1 классы), «Страна Читалия» (2-4 классы) по решению Совета методического объединения учителей начальных классов проводился 2 раза в месяц – 1 урок установочный, дается новый материал в виде презентации (видеолекции) по жизни и творчеству писателя, виртуальная выставка книг, дается список произведений для чтения, тексты произведений в электронной форме. Второй урок – через месяц, заключительный. Педагогом-библиотекарем разрабатывается тест по прочитанным прозведениям в google-форме, квест игра на платформе Learnis.ru., конкурсы рисунков, чтецов, поделок и др.

Самое сложное в работе занятий по ВУД - это абсолютно разные технические возможности обучающихся и периодические сбои в Интернете.

Для видеосвязи чаще всего применяли такие платформу, как Zoom, видеозвонок (можно одновременно звонить до 8 школьникам). На начальном этапе ограниченность опыта и дефицит компетенций по работе с сервисами определили выбор в пользу мессенджеров, социальных сетей (Whatsapp, Instagram и др.) — здесь размещались домашние задания, выполненные работы учащихся и поддерживалась связь с родителями.

Что касается формата занятий - самостоятельные занятия без участия родителей. Помощь родителей в освоении курса приветствуется.

Обратная связь и оценивание являются важной составляющей образовательного процесса. Это варианты тестирования после каждого видео - или материала для изучения, итогового тестирования, викторина (тест google-формы, квест игры на платформе Learnis.ru., различные конкурсы).

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что новые непривычные условия, в которых мы все оказались, заставили нас задуматься о новых формах сотрудничества с читателями, искать оптимальные для пользователей библиотеки схемы работы.

26.01.2022 07:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!