СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пандемия коронавируса и массовый переход на дистанционное обучение обучающихся показали, насколько важно знать и уметь пользоваться в библиотечной работе современными технологиями и системами коммуникаций. Также ограничения доступа к физическим носителям информации способствовали росту востребованности электронных ресурсов, усилению значимости дистанционных форматов предоставления услуг.
Основные направления деятельности библиотекарей в новых условиях:
1) дистанционное обслуживание читателей;
2) создание цифрового контента;
3) улучшение библиографических записей;
4) повышение квалификации.
Дистанционное обучение школьников выявило сразу несколько проблем:
1. У школьной библиотеки нет современного программного обеспечения;
2. Предложенные Министерством просвещения онлайн-платформы не работают в полной мере (виснут);
3. Нет широкополосного интернета, интернет не выдерживает нагрузки и в некоторых микрорайонах населенного пункта нет доступа к интернету;
4. Обучающиеся не обеспечены цифровыми девайсами. Многие не имеют возможностей для учебы из дома из-за отсутствия компьютера (планшета, сотового телефона) подключения к интернету или по другим причинам.
В нашей школе ходе пандемии библиотека была закрыта, обслуживание читателей проводился только дистанционно, в удаленном режиме. В библиотеке была продумана схема передвижения законных представителей обучающихся (родителей, опекунов), минимизирующая контакты на пункте возврата и выдачи документов.
Выдача и сбор учебников и других документов производился бесконтактно в «коробочном» режиме, т.е. родители приходят и учебники в пакетах с написанными именами, классом складывают в коробки, в таком же порядке берут учебники, документы в бумажном носителе.
По истечении 1,6 года пандемии школьная библиотека имеет возможность работать с читателями в том полном объёме, который позволяет ситуация:
- сейчас мы с читателями имеем возможность вести онлайн-консультации,
- виртуальное информирование,
- дистанционно записывать в ЛитресШколу через МКУК «Таттинская МЦБС»,
- продолжаем создавать проекты,
- знакомство с новинками литературы,
- виртуальные выставки,
- открытие доступа к электронным бесплатным ресурсам,
- викторины, конкурсы, кроссворды, квест игры.
Главное, чего удалось нам добиться — вовлечение читателей в работу библиотеки путем организации интерактивных викторин, игр.
Потребовались новые компетенции педагога-библиотекаря, поэтому как никогда стали актуальными курсы по повышении профессиональной квалификации: цифровизация библиотеки, организация виртуального пространства школьной библиотеки.
Сегодня уже большая доля наших коммуникаций перешла в онлайн. Продолжили работу в дистанционном режиме через каналы интернет-платформ. Особенно это актуально для делового общения. Интернет-общение стало полноценным инструментом работы: вебинары и консультации по Zoom, решение групповых задач в общей беседе, обсуждение производственных проблем, даже проведение онлайн-голосования. За год сделано более 100 письменных консультаций по электронной почте, видеозвонку, в группах WhatsApp, Instagram, Telegram. Это отличный способ проводить встречи с коллегами, участвовать в онлайн-занятиях.
Спрос на онлайн-обслуживание вырос, но уменьшился количество пользователей, которые ранее приходили в читальный зал.
Ви
Знакомство с удаленными ресурсами библиотек улуса МКУК «Таттинская МЦБС» -
Работа передвижной библиотеки осуществляется по заявкам классных руководителей начальных классов и учителей-предметников старших классов по всем требованиям в условиях пандемии Covid-19.
Занятия по внеурочной деятельности рекомендовано организовывать в периоды каникул, выходные и праздничные дни в дистанционном формате.
При организации занятий в дистанционном режиме использовали прежде всего видеоматериалы и видеолекции, виртуальные выставки, подбор литературы (тексты произведений в электронной форме). Самым популярным онлайн-инструментом стал мессенджер Whatsapp, а также использовали сервисы Google (google classroom, google-формы, google doc), создавали собственные ресурсы с помощью Learnis.ru.
В нашей школе уроки по ВУД «В гостях у сказки» (1 классы), «Страна Читалия» (2-4 классы) по решению Совета методического объединения учителей начальных классов проводился 2 раза в месяц – 1 урок установочный, дается новый материал в виде презентации (видеолекции) по жизни и творчеству писателя, виртуальная выставка книг, дается список произведений для чтения, тексты произведений в электронной форме. Второй урок – через месяц, заключительный. Педагогом-библиотекарем разрабатывается тест по прочитанным прозведениям в google-форме, квест игра на платформе Learnis.ru., конкурсы рисунков, чтецов, поделок и др.
Самое сложное в работе занятий по ВУД - это абсолютно разные технические возможности обучающихся и периодические сбои в Интернете.
Для видеосвязи чаще всего применяли такие платформу, как Zoom, видеозвонок (можно одновременно звонить до 8 школьникам). На начальном этапе ограниченность опыта и дефицит компетенций по работе с сервисами определили выбор в пользу мессенджеров, социальных сетей (Whatsapp, Instagram и др.) — здесь размещались домашние задания, выполненные работы учащихся и поддерживалась связь с родителями.
Что касается формата занятий - самостоятельные занятия без участия родителей. Помощь родителей в освоении курса приветствуется.
Обратная связь и оценивание являются важной составляющей образовательного процесса. Это варианты тестирования после каждого видео - или материала для изучения, итогового тестирования, викторина (тест google-формы, квест игры на платформе Learnis.ru., различные конкурсы).
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что новые непривычные условия, в которых мы все оказались, заставили нас задуматься о новых формах сотрудничества с читателями, искать оптимальные для пользователей библиотеки схемы работы.
© 2022, Мочкина Марианна Дмитриевна 297