СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одарёнными детьми. Из опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявить потенциально-одарённого ребёнка, вселить в него надежду и уверенность в своих силах, постоянно сопровождать его творческий рост помогает курс внеурочной деятельности «Мир моих интересов».

Программа «Мир моих интересов» содержит специальные задания, которые способствуют активизации творческих способностей. Задания предназначены для развития:

  • творческого мышления – творческой продуктивности;
  • гибкости;
  • оригинальности;
  • способности к детальной разработке;
  • способности дать творческой идее короткое и точное название

Курс «Мир моих интересов» вела два года и, как учитель начальных классов, смогла оценить его важность при предметном преподавании. Многие приёмы и техники перенесла в методику преподавания русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, что имеет особое значение для развития познавательного интереса к предметам и повышению мотивации их изучения школьниками.

Вся работа основывается:

  • на итогах диагностических методик по изучению психических познавательных процессов;
  • на результатах творческой деятельности;
  • наблюдению психолога школы и родителей.

Как педагог, я имею возможность отслеживать динамику развития, как каждого ребёнка, так и класса в целом. Подобный подход позволяет мне не сравнить результат ученика с результатом другого ребёнка, а сравнивать с его собственным результатом на более ранней ступени развития.

Представляю свою систему работы с одарёнными детьми во внеурочной деятельности.

Цель: развивать творческий потенциал одарённых детей.

Задачи:

  • выявить одарённых детей;
  • выстроить систему работы по развитию творческих способностей младшего школьника во внеурочной деятельности;
  • проверить эффективность выстроенной системы работы на практике.

Компоненты деятельности:

1. диагностика

  • уровень подготовленности учащихся к обучению (тестирование по диагностике Р.С. Немова, 1 класс – сентябрь);
  • уровень мотивации (методика Р.В. Овчаровой, тест-опрос, 1 класс-апрель);
  • уровень потенциальных способностей (тест-прогноз по методике Г.Кафа, 2 класс – октябрь, 3 класс – конец учебного года, 4 класс – конец учебного года)

2. обучение

  • развитие творческих способностей на уроках (1-4 класс);
  • система «подвижного» класса (3-4 класс)

3. развитие

  • развитие творческих способностей во внеурочное время (1-4 класс)

4. воспитание

  • проблемы воспитания заложены в совместной деятельности учителя и ученика

Вся работа основывается на итогах диагностических методик по изучению психических познавательных процессов, на результатах творческой деятельности, а также наблюдению психолога школы и родителей.

В моих классах одновременно учатся дети с разным уровнем готовности к обучению, а обучение одарённых детей должно строиться по принципу дифференциации учебного процесса. Передо мной появилась проблема создания условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей. Я должна дать каждому ребёнку возможность получить такие знания, которые позволят ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития.

С учётом современных требований к обучению, и исходя из собственных возможностей, я работаю над своей системой дидактических средств и методических приёмов, которая определяет основу новой разноуровневой технологии.

Круг моей работы:

  • откорректировать список одарённых детей (по учебным предметам);
  • осуществлять индивидуальный подход к данной категории детей на уроках, используя дополнительный материал с учётом конкретных особенностей детей;
  • привлекать одарённых учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе;
  • привлекать одарённых детей к участию в олимпиадах с целью реализации их возможностей;
  • проводить диагностику для прослеживания развития каждого ребёнка;
  • продолжить сбор информации и материалов по всем аспектам деятельности одарённых детей;
  • проводить оценку результативности обучения.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета.

Исходя из опыта работы, могу сказать, что наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника оказывают следующие формы работы:

1. уроки, включающие в учебный процесс творческие задания и упражнения;

2. уроки, с дидактическими и сюжетно-ролевыми играми;

3. кружковые и факультативные занятия по специально разработанной программе;

4. экскурсии;

5. творческие мастерские с выходом на исследовательскую деятельность;

6. олимпиады, конкурсы;

7. школьные декады;

8. театрализованные праздники.

Для развития творческих способностей на уроках я использую:

  • индивидуальную деятельность;
  • фронтальную деятельность;
  • групповую деятельность;
  • проблемно-развивающее обучение;
  • работу в малых группах;
  • проектно-исследовательскую деятельность;
  • игровые технологии (деловые игры и путешествия);
  • информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры);
  • творческие и нестандартные задания.

В классах, где одарённые дети обучаются вместе с обычными детьми, я рекомендую сравнительные матрицы для активизации мыслительных процессов.

Вопросы для обычного ученика

Вопросы для одарённого ученика

  • назовите, расскажите, перечислите …
  • расскажите своими словами, опишите…
  • изложи по порядку, сравните …
  • придумайте другой вариант …
  • что вам больше всего нравится?
  • что вам больше всего не нравится?
  • выберите …
  • сформулируйте, установите, соотнесите …
  • покажите взаимосвязь …
  • объясните смысл …
  • объясните причины …
  • есть ли другая причина?
  • что произойдёт, если …
  • выскажите критические замечания …

В рамках урока хорошо зарекомендовала себя система «подвижного класса» - класса как группы детей, члены которой меняются в зависимости от предстоящего рода учебной деятельности (учебного предмета) в соответствии со склонностями и уровнем развития. В основе этого предложения идея о том, что «одарённые», «нормальные» и «отстающие» в обучении дети должны общаться, и это приносит пользу каждому ребёнку

Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности является выявление и поддержка одаренных детей, создание условий для раскрытия их интеллектуального потенциала.

Организация в школе специальных кружков и факультативов («Занимательная математика», «Учусь творчески мыслить», «Умники и умницы») способствуют удовлетворению потребностей разных категорий учащихся. Я применяю их во взаимодействии одарённых детей с остальными учащимися, что только помогает развитию их интеллекта, креативности и личности.

Важнейшей формой моей работы с детьми во внеурочной деятельности является подготовка к конкурсам и олимпиадам различных уровней. Задача: не «донести», «объяснить» и «показать», а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Такие условия подготовки требуют от меня умения выслушать всех желающих, встать на позицию каждого отвечающего, чтобы понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся ситуации.

В результате работы прослеживается активная творческая активность учащихся класса. Ребята принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах, занимают призовые места. Работы детей отмечены свидетельствами и дипломами.

Подводя итог, можно сказать, что новые Федеральные Государственные стандарты образования второго поколения через систему требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательной программы расширяют возможности организации работы с одарёнными детьми. Целостный подход к одарённому ребёнку как к личности позволит максимально реализовать его дар.

Категория: Всем учителям
29.01.2019 08:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!