СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса «Основы рукоделия» основного общего образования по технологии 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основу рабочей программы факультативного курса «Основы рукоделия» положена программа «Технология», в рамках направления «Технология ведения дома», автор О. А. Кожина. Данная программа разработана для занятий с учащимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования. В процессе разработки программы главным ориентиром ставится гармоничное единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.

Главной целью курса является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе; развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности. Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися обще трудовыми и жизненноважными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе.

Изучение курса направлено на достижение следующих задач:

- освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

- овладение обще трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Программа предусматривает 34 часа в год, по 1 часу в неделю.

Основным предназначением курса является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности.

Актуальность программы заключается в том, что она предоставляет возможность школьникам получить углубленные теоретические знания и умение их применять в практической деятельности для адаптации в современном социуме. План и методическое обеспечение программы курса составлены на основе материала, изученного на уроках технологии. Построение программы модульное. Каждый раздел учебного плана составлен по принципу последовательного усложнения выполняемых работ. Учебный план предусматривает самостоятельные творческие задания и выполнение творческих проектных работ в знакомой и изменённой ситуации. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах. Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

Требования к результатам изучения факультативного курса «Основы рукоделия»

Личностные результаты:

  • Бережное отношение к своему труду;
  • Развитие трудолюбия и усидчивости;
  • Овладение способностью самим создавать композиции работ;
  • Воспитание умения прислушиваться к мнению других, уважения к их точке зрения;
  • Проявление технологического мышления при организации своей деятельности;
  • Самооценка своих способностей для труда в различных сферах с позиции будущей социализации.

Предметные результаты:

  • Изучение детьми различных видов рукоделия;
  • Понимание художественных свойств различных материалов, красоты формы изделий, ее украшения;
  • Оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
  • Владение приемами и техникой изготовления вышивки, аппликации и другими видами рукоделия;
  • Применение различных технологий в создании изделий материальной культуры.
  • Развитие пространственного художественного воображения, чувства цвета, гармонии, композиционного мышления.

Метапредметные результаты:

  • Планирование процесса познавательной деятельности;
  • Развитие творческих способностей у детей;
  • Развитие художественного вкуса, внимания, памяти, образного мышления;
  • Развитие графических и конструктивных навыков и умений;
  • Развитие способности к самостоятельной работе и анализу проделанной работы;
  • Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности.

Планируемые результаты изучения курса

Знать/понимать

основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека.

Уметь

рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия; находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ; обеспечения безопасности труда.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1. Вводное занятие

1

Вышивка

2. Основные виды вышивки. Инструменты и художественные материалы, символика цвета и узора.

3. Основы цветоведения. Элементы композиции.

4 - 8. Основные элементы «азбуки» народного творчества

7

1

1

5

Аппликация

9. Аппликация. Способы выполнения. Аппликация из различных материалов

10. Выполнение аппликации обмёточным швом.

11. Выполнение аппликации петельным швом.

12. Аппликация. Клеевое соединение.

13 -14. Художественная заплата

6

1

1

1

1

2

Забавные поделки в быту

15-16. Игольница

17-18. Коробки для рукоделия

19-20. Поделки из вискозных салфеток

21-22. Платье для Барби (Мебель)

23-24. Брелок

25-26. Декоративное панно

27-28. Поделки из бросовых материалов

29 -30. Подставки под горячее блюдо

16

2

2

2

2

2

2

2

2

Мягкая игрушка

31. Виды мягких игрушек. Материалы и инструменты.

Подбор выкроек и деталей оформления. Перевод выкроек.

32. Технология раскроя. Раскрой на ткани.

33. Виды соединения деталей. Сборка деталей. Материалы для набивки.

34. Оформление игрушки.

4

1

1

1

1

Всего 34 часа

Содержание программы

Вводное занятие - 1 ч.

1. Ознакомление с планом работы на год. Первичный инструктаж по технике безопасного труда при работе с различными инструментами и материалами.

Вышивка- 7 час.

2 -8. История вышивки. Орнамент и цвет в вышивке. Композиция. Маериалы, инструменты и приспособления для вышивки. Подготовка к вышивке. Перевод рисунка на ткань. Виды швов в ручной вышивке

Практическая работа: Вышивка образца.

Аппликация – 6 час.

9 – 14. Аппликация из различных материалов. Способы выполнения. Материалы и оборудование. Виды аппликации (тканей, нитей, плоские,объёмные, ступенчатые). Сочетаемость материалов в различных видах. Назначение этого вида творчества. Определения порядка сборки изделия. Обсуждения вариантов придания работе законченного вида.

Практическая работа:Художественная заплата.

Забавные поделки в быту - 16 час.

Знакомство с ассортиментом бытовых поделок. Правила и технические требования на выполнение ручных и машинных работ. Разновидности тканей, прикладного декоративного материала. Способы соединения деталей, правила сочетания форм и цветов. Технология изготовления различных бытовых поделок. Понятие масштабности, симметрии и ассиметрии.

Практическая работа:Изготовление игольницы, коробки для рукоделия, поделок из вискозных салфеток, декоративного панно, подставки под горячее блюдо и др.

Мягкая игрушка – 4 час.

31-34. Виды мягких игрушек. Материалы и инструменты для работы. Техника безопасности.Подбор выкроек и деталей оформления. Перевод выкроек. Технология раскроя.Раскрой на ткани. Виды соединения деталей. Сборка деталей. Материалы для набивки. Оформление игрушки.

Практическая работа: Изготовлениемягкой игрушки

Контроль уровня обучения

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются опыты, лабораторные, практические работы. При этом необходимо учитывать посильность объектов труда для учащихся соответствующего возраста. Практическая деятельность при обучении технологии включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает также включение учащихся в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами. Для каждой темы перечислены возможные и наиболее целесообразные с точки зрения реализации минимума содержания виды практической деятельности.

Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Поскольку уроки носят практический характер, то существуют следующие виды контроля: стартовый, текущий, самоконтроль, взаимоконтроль, промежуточный, итоговый.

Формы контроля: тестирование, зачет, практическая работа, творческая работа, защита проектных работ.

Методические рекомендации

Способы организации деятельности учащихся

Основным дидактическим средством обучения курса по технологии является творческая учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы, выполнение творческих работ, проектных работ, рефератов, сообщений, выполнение домашних заданий, тестирование.

Формы и методы

Практическим: упражнения, практические работы, тренинги;

Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

Нестандартным: конкурсы, презентация, творческие проекты

Материально – техническое обеспечение

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера.

Технические средства обучения

Компьютер, проектор

Методический фонд

Серии фотографий и иллюстраций ДПИ;

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Литература

Для учителя:

1. Андреева И.А. Рукоделие. Популярная энциклопедия. М. 2007

2. Журнал «Сделай сам». 1999г.

3. Рондели Л.Д. Народное декоративно- прикладное искусство. М.2003г.

4. Ханашевич Д.Р. Подружки- рукодельницы. М., 1993г.

5.М. В. Максимова. «Незабытые ремесла»

6.В.Ф. Куличенко «Умелые руки»

7.В. Головин «Сто затей двух друзей»

8.Н.Д. Беляков «Внеклассные занятия»

Библиография для обучающихся:

9.Д.Р. Ханашевич« Подружки- рукодельницы». М., 1993г.

Дополнительная литература для учителя

Грабенко, Т.Н., Зинкевич-Евстегнеева, Т.Д. «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры», - СПб.: «Детство – пресс», 2002. – 64с.

Федотов Г.Я. Сухие травы: «Основы художественного ремесла». – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 – 208 с. Черныш И.В. «Поделки из природных материалов» - М. АСТ-ПРЕСС, 1999. – 160 с.

Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 1004 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).

Дополнительная литература для ученика

  1. «Рукоделие для девочек» Премьера-Москва 2000 г.
  2. Л. Каченаускайте «Аппликация» Сталкер-Донецк 2003г.
  3. «Модная вышивка» АСТ-Пресс Книга Москва 2007 г.
  4. Мэри Энн Ирин «Шитье из лоскутов». Просвещение 2000 г.
  5. Санчес Т.И. «Шью из лоскутков» МоскваЛегпромбытиздат 1990 г.
  6. Е.Г. Виноградова, Н.А.Глинина «Большая книга рукоделия» Москва АСТ- Сова 2007 г.
  7. Е.А. Козинкина «Цветы из ткани» Москва Легпромбытиздат 1990 г.
01.03.2020 16:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!