СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути реализации личностно-ориентированного подхода как средства активизации мыслительной деятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности развития мыслительной деятельности обучаемых, изучаются пути и приемы ее активизации. Указано также, что основными факторами, обеспечивающими активизацию мыслительных процессов младших школьников в ходе личностно-ориентированного обучения выступают мотивационная направленность обучения, творческо-поисковый характер учебно-познавательной деятельности, состязательность и игровой характер урока. В итоге сделан вывод о том, что для достижения максимального результата методически целесообразным является использование личностно-ориентированных технологий.

Проблема реализации личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников на сегодняшний день является актуальной задачей начального образования. Необходимость создания путей его реализации обоснована положениями ФГОС НОО, а также ГСВПО.

Актуальность данного исследования заключается в том, что у многих младших школьников отмечается недостаточная сформированость внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. Исходя из этого, мы предположили, что целенаправленное развитие познавательных процессов детей – достаточно важная задача.

Анализ научно-педагогической литературы показал, что мыслительная деятельность относится к достаточно широко исследованным проблемам в философии, психологии, педагогике, методике. Однако, в трудах З. Абасова, Л. Аристовой, П. Гальперина, В. Давыдова, М. Данилова, B. Данюшенкова, Е. Коротаевой, Ю. Кулюткина, В. Лозовой, А. Марковой, A. Матюшкина, Г. Сухобской, Т. Шамовой, Г. Щукиной и других отмечена актуальность подбора методов, средств и форм ее развития. Изучению данной проблемы посвящены научные труды педагогов и психологов (О. Савченко, Л. Нарочная, Н. Кузнец, Н. Бибик, В. Онищук и др.).

Цель статьи – рассмотреть особенности и пути активизации мыслительной деятельности младших школьников в условиях реализации личностно-ориентированного подхода.

В психологических исследованиях отмечено, что познавательная активность – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной потребности познания нового. Г. Щукина рассматривает мыслительную активность как ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы, которое выражает особое состояние ребенка и его отношение к деятельности [6, c.78].

Т. Шамова считает, что мыслительная деятельность в учении – не просто деятельностное состояние школьника, а качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отношением к содержанию, характеру обучения и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательной цели [5].

Ф. Харламов познавательную активность трактовал как интенсивную аналитико-синтетическую мыслительную деятельность учащегося в процессе изучения окружающего мира и овладения системой научных знаний [4, c.65]. А. Маркова под проявлением познавательной деятельности понимает все виды активного отношения к учению как познание: наличие смысла, значимости для ребёнка учения как познания, все виды познавательных мотивов [2, c.34].

Возникновение и развитие различных видов деятельности у человека представляет собой сложный и длительный процесс. Активность ученика возникает в ходе развития, под влиянием воспитания и обучения принимает формы сознательной целенаправленной деятельности.

Посредством мыслительной деятельности человек познает не только окружающий его мир, но и самого себя. Основная характеристика ученика как субъекта деятельности – активность, рассматривается многими учеными в качестве «системообразующего свойства личности, при воздействии на которое можно осуществлять формирование развитой личности». Активизация мыслительной деятельности младших школьников в процессе учебной деятельности – одна из наиболее актуальных проблем педагогики начальной школы.

Современные подходы к образованию рассматривают личность как индивидуальность, способную взаимодействовать и общаться с другими людьми. Соответственно активность личности рассматривается как специфичное, присущее каждому отдельному человеку свойство, и для ее развития необходимо искать и создавать условия с учетом возможностей личности к саморазвитию.

Активность личности – особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.

В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, Г. Щукина называет следующие:

- создание мотивационной направленности обучения. Данный фактор необходимо учитывать уже при подборе учебного материала;

- творческо-поисковый характер учебно-познавательной деятельности. Исследовательская деятельность стимулирует у учащихся познавательный интерес, что в свою очередь, побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний;

- состязательность. Является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. В учебном процессе это может сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы;

- игровой характер урока. Включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию [6, c.54].

Вместе с тем, в практике начальной школы выделяются также приемы активизации мыслительной деятельности младших школьников : а) эвристические приемы (посредством создания проблемных ситуаций, вопросов; б) проблемные приемы (включает обсуждение спорных вопросов, что способствует развитию у учащихся аналитико-оценочных навыков; в) исследовательские приемы (требуют от учащихся формулирования собственного высказывания, умения доказывать свою точку зрения, аргументировать выводы) [5, с. 34].

Охарактеризованное понятие мыслительной деятельности младшего школьника закономерным делает гипотетическое утверждение, что успешность развития познавательной сферы обучаемых зависит от образовательной тактики, которую избирает педагог при проектировании учебного процесса. На наш взгляд, широкие возможности для этого имеет реализация личностно-ориентированного подхода в обучении.

Рассмотрим сначала процессуальное понятие, ключевое для нашего исследования – личностно-ориентированное обучение. Как считает А. Щукин, под этим термином следует понимать процесс, при котором цели и содержание, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению [1, c.130].

С понятием данного вида обучения связан личностно-ориентированный подход, т.е. индивидуальный подход к обучаемому как к личности. Известно, что он получил распространение в современной методике и рассматривается в рамках личностно-деятельностного подхода к обучению.

В методических источниках указано, что способом реализации этого подхода является личностно-ориентированные технологии. Г. Селевко отмечает, что они «ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный» [3, c.56].

Имея важное значение в развитии мыслительной активности младших школьников, личностно-ориентированный подход отличается антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка [3, c.96].

Выводы. Таким образом, младший школьный возраст характеризуется гибкостью и пластичностью психических процессов, среди которых важную роль в аспекте успешности обучения играет мыслительная деятельность. Основными путями и приемами ее развития являются эвристические, проблемные, исследовательские приемы. Педагогическими условиями успешного формирования мыслительной активности и осуществления познавательной деятельности является использование личностно-ориентированных технологий обучения.

Литература

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
  2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителей / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособ. / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  4. Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников / И.Ф. Харламов. – Минск: Нар. света, 1975. – 208 с.
  5. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 1982. – 208 с.
  6. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988. – 351с.
17.10.2021 13:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!