СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пушкинский конкурс, 2005 год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это эссе принесло мне первую победу в Международном Пушкинском конкурсе для учителей русского языка и литературы стран СНГ и Балтии. Большим счастьем было после долгого перерыва вновь побывать на своей исторической родине, поклониться русской земле, услышать справедливые слова в адрес русистов из разных стран. На награждении в Белом зале Московской Мэрии, слушая слова незабвенной Людмилы Швецовой, я плакала от счастья, что могу вновь видеть Москву, и горечи, что об этом не узнает мой папа, настоящий русский богатырь. Что еще можно сказать!? Читайте!

V Международный Пушкинский конкурс для учителей русского языка стран СНГ и Балтии 2005 года

Сочинение на тему:

«Я русский бы выучил.… Только зачем?»

(эссе)

«Родиться в России» ей не посчастливилось. Но она с детства знала, что её папа, Сетов Анатолий Петрович, родился в старинном русском городке Торопец Тверской «губернии», как в шутку стала называть Калининскую область повзрослевшая Наташа, когда некоторым русским городам вернули старые названия. Она всегда гордилась тем, что на родине её отца хранят старые обычаи, что леса там как в сказке глухие и непроходимые, что озёра полноводны и бездонны. Она любила приезжать на каникулы с родителями из пыльного Донбасса в совсем другой мир, хотя дорога не была близкой и утомляла. Любила бабушкин бревенчатый дом, иконы в красном углу, русскую печь, запах щей и пирогов с грибами. Любила даже нелюбимое парное молоко, прогулки в дальнюю деревню пешком по просёлочной дороге и неторопливые вечерние чаепития из блюдечка с колотым сахаром вприкуску у большого угольного самовара. А ещё её восхищала певучая бабушкина речь. Наташа всегда с восхищением узнавала новые русские диалектные слова. Рано стала понимать, что её папа очень правильно говорит по-русски, и старалась следить за своей речью. Учить или не учить русский – такой вопрос не возникал никогда, тем более, что и мама говорила очень правильно и красиво, наверное, не прошли даром годы учёбы в Москве…

…Это всё было в далёком детстве. Эта история не вычитана ни в «Детстве» Л. Н. Толстого, ни в «Детстве» М. Горького. Это моя история, моё детство. Оказывается, так интересно писать о себе и смотреть на себя со стороны, оценивая и анализируя свою историю.

… Я давно уже стала Натальей Анатольевной, давно не была в Торопце, более того, так и не побывала в Твери. Ушли из жизни дорогие мне люди: бабушка и отец. Но я по-прежнему горжусь своими корнями, знаю, что где-то в Новгороде живут моя двоюродная сестра и брат, которого я так и не видела. Я никогда не забуду детских впечатлений от посещения Новгородского Кремля, имения Ясная Поляна, дома Циолковского в Калуге, прогулок по зимней Туле. Я всегда буду любить необъяснимой любовью Ленинград (именно Ленинград, а не Петербург, в котором я так, наверное, и не побываю никогда), его проспекты и площади, его мосты и дворцы, его вокзалы и, конечно, людей. Жаль, что больше не сесть в электричку на Балтийском вокзале, которая уходит в сторону Гатчина, и не выйти на станции маленького дачного посёлка Тайцы, где на одной из дальних улиц жила моя тётушка с добрым взглядом, нежными руками и таким же, как у бабули, певучим говором…

Я никогда не сомневалась в том, что нужно учить русский не за что-нибудь, а его нужно знать и любить просто потому, что этот язык твой родной, на нём написаны твои любимые произведения, им гордились русские поэты-эмигранты, его защищал твой дед-фронтовик и на нём он писал своей любимой с фронта стихи…

Вы хотите знать, что я чувствовала, когда писала эти строки? Благодарность. Да, именно благодарность за то, что кому-то пришло в голову задать, как мне показалось сначала, такой «глупый» вопрос. Именно раздумья по поводу «Только зачем?» и заставили меня погрузиться в сладкие воспоминания, связанные с моим детством и моими российскими корнями. Для меня, девочки из интеллигентной семьи, живущей в самом красивом городе на земле – Донецке, где каждый второй горожанин «шокает», «гакает», неправильно ставит ударения и неверно образует формы слов, называя это «украинизмами», никогда не стоял вопрос «учить или не учить». Была другая задача: совершенствовать свои знания, отрабатывать умения и навыки – пусть даже это и звучит банально.

…Человеческая жизнь не стоит на месте, больше того – она быстротечна. Минуло и моё счастливое детство. Школа была позади, а впереди бескрайнее жизненное море. Предстояло решить: кем стать в этом море. Неудачная попытка стать инженером, наверное, была предписана судьбой. А потом были пять лет филологического факультета Донецкого государственного университета по специальности «русский язык и литература», преддипломная практика в Москве в библиотеке им. Ленина, защита дипломной работы и … Жизнь закрутила меня в своём круговороте. Одно оставалось неизменным: любовь к родному языку.

Уже много лет я работаю учителем русского языка и литературы в школе. Мои ученики знают, что я люблю свой предмет, немножко пишу стихи, немножко рисую. Я никогда не слышала от ребят мнения о ненужности изучения русского языка. Может быть потому, что Донецкий регион – самый русскоязычный регион Украины, а может быть потому, что нравится моим пятиклассникам путешествовать по поэтическому миру русской природы, читать русские народные сказки, вместе с Пришвиным или Паустовским забираться в те самые «глухие и таинственные» леса моего детства. Такими были пятиклассники десять лет назад, такими они остаются и сейчас. Они с упоением разыгрывают спектакль под названием «Масленица», а потом с восторгом едят русские блины. И сценарий праздника, написанный мной лет десять назад, неизменно пользуется успехом. Как и пользуются успехом простые уроки русского языка, где они, мои ученики, пятиклашки и шестиклашки, узнают много нового и интересного. Я, конечно, как и многие мои коллеги, стараюсь, чтобы уроки русского были интересными.

Два часа языка и два часа литературы – это так мало. Когда я начинала свою педагогическую деятельность, часов было больше. Именно тогда появилась возможность нестандартного подхода к обучению языку и литературе. Именно тогда рождались маленькие спектакли на уроках: инсценированная басня, чтение по ролям диалогов в прозаических произведениях, разыгрывание отдельных сцен из драматических произведений… Я всегда любила уроки литературы за то, что именно на них можно было предложить ученикам проявить своё творчество. Иногда я связывала уроки литературы и языка воедино, перенося знания детей с одного предмета на другой. Так, например, появились уроки по изучению разных видов сложного предложения на основе стихотворений Сергея Есенина. Позже появился сценарий урока – концерта «Я сердцем никогда не лгу…», в котором, используя стихотворный и песенный материал, я с творческой группой, всегда находившейся в каждом классе, где мне приходилось работать, рассказывали о жизни и творчестве С. Есенина. И дети «учили русский за то, что им» были написаны стихи Сергея Александровича.

Есть одна закономерность: какие темы любит учитель, такие легче даются его ученикам, кого из писателей больше любит преподаватель литературы, тех писателей начинают любить его ученики. Так было с творчеством А. Блока. Когда-то в университете любовь к этому поэту мне передал один из преподавателей. Став опытным учителем, я, наконец, осуществила одну свою мечту: был написан сценарий «Такой незнакомый знакомый Блок» по пьесе «Незнакомка» и созвучным ей стихам, а потом с одним из моих многочисленных выпусков был поставлен спектакль… А кто-то спрашивает «только зачем» учить русский. Затем, чтобы сыграть в школьном спектакле, а потом помнить об этом всю жизнь.

И стоит ли убеждать кого-то в том, что «Антоновские яблоки» Бунина, прочитанные в день Покрова под аромат опавшей листвы, принесённой в класс учителем, и под созерцание корзины с яблоками, пусть даже не антоновскими, звучат потрясающе именно на том языке, на котором они написаны. Кому-то быть может невдомёк, что нельзя, ну, нельзя сокращать уроки Русской Литературы, как это уже сделали за годы независимости Украины и собираются продолжить сокращение с переходом украинской школы на двенадцатилетнее образование. Что будут тогда делать те творческие учителя, которые весь свой талант передают ученикам и всеми силами стараются развивать подрастающее поколение? Что буду делать я без своих уроков-концертов? На каком языке я расскажу о своих ровесниках-афганцах? Для чего я столько лет совершенствовала сценарий, который стал моим любимым детищем, - «Ранены мы в душу тобой, Афганистан»? Спросите у тех, о ком я рассказываю в этом сценарии, они хотят, чтобы их стихи и песни были переведены на какой-то другой язык?. Наверное, нужно спросить у таких, как я, хотим ли мы говорить о сокровенном на каком-то другом языке?.

Вопрос, предложенный для размышлений, я задала нынешним своим десятиклассникам. Хотите знать, какой была реакция? Во-первых, он вызвал недоумение, а, во-вторых, возмущение: «Что значит: я… бы выучил? Мы не иностранцы. Мы говорим на русском языке, это наш родной язык… Зачем мы его изучаем в школе? Чтобы читать и перечитывать свои любимые книги, чтобы общаться с людьми, чтобы понять «русскую душу»… Быть культурным и образованным человеком, изучая богатую русскую культуру… В конце концов, наши прабабушки и прадедушки говорили на русском языке». Это небольшая часть высказываний учеников десятого класса математического профиля, где русский язык и литература являются не основными предметами. А ещё ребята заволновались, думая, что предметы, которые преподаю им я, хотят отменить. Я успокоила и их, и себя: этим детям я ещё успею передать свою восторженную любовь к поэзии серебряного века, прочитать рассказы Бунина под аромат осенней листвы и хруст яблок, спеть военные песни, поговорить о «странной войне» в Афганистане…Мы успеем с ними написать ещё не одно сочинение на родном языке и обсудить речевые ошибки, которые допускаются в условиях двуязычия. Что будет дальше, не знает никто. Но известно, что мой родной Донбасс ещё долго будет говорить по-русски, уважая и изучая одновременно и русскую, и украинскую культуры. Мы особенные люди, и мы этим гордимся…

…Из счастливого прошлого на меня смотрит Наташа Сетова. Но я не оглядываюсь назад. Я и сейчас счастливый человек: у меня есть понимающий муж, две взрослых дочери, одна – начинающий журналист в русскоязычной газете «Московский комсомолец в Донбассе», вторая – студентка технического университета; у меня есть любимая работа, благодарные ученики и Русский язык…Так что для меня вопрос «зачем бы я выучила русский» был лишь лишним поводом поразмышлять о своей жизни и рассказать о своей конкретной работе.

Категория: Прочее
13.03.2016 15:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!