СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

Занятие 1.

Тренировка ума.

Задачи: Создание положительной мотивации к заданиям. Развитие внимания (переключение). Развитие мышления и отработка умений описывать предметы по их признакам.

Разминка:

1. Установление доверительных отношений.

Упражнение «Колпак мой треугольный»

Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, То это не мой колпак.

Скороговорка проговаривается. Затем слова постепенно заменяются жестами

2. Игра “Прочисти мозги” (создание хорошего настроения, единства).

Инструкция: Все ненадолго встаньте и немного потянитесь. Прямо сейчас мы все совершим особый ритуал. Этот ритуал поможет удалить всю пыль, которая накопилась в глубинах нашего ума. Вытянитесь вверх, как будто вы хотите достать до потолка, потянитесь во все стороны, раскинув руки как можно шире, и напрягите все свои мышцы! Теперь встаньте так, чтобы ваши ступни находились на некотором расстоянии друг от друга, и держите руки примерно в 20 сантиметрах от ушей. Представьте себе, что вы держите в руках золотую нить, которая входит в одно ухо, проходит сквозь голову и выходит из другого уха. У вас это получилось! Теперь начинайте тянуть нить туда– сюда, от одного уха к другому. Оглянитесь вокруг и смотрите, как мы делаем то же самое. Теперь давайте делать это в одном и том же ритме. Готовы? Раз– два, раз– два! Влево – вправо, влево – вправо! Знаете, кто вы сейчас? Вы – умственные трубочисты. Вы прочистили содержимое ваших голов, так что огонь вашего познания может гореть ярким светом, и вы снова готовы к новым открытиям.

Занятие 2.

Беседа. «Для чего человек мыслит?»

Егору задается этот вопрос. Он на него отвечает_____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А для того, чтобы лучше мыслить, показать хорошие результаты в учебе, необходима тренировка ума. Тренировка для ума – это упражнения, с помощью которых ты научишься четко, ясно и осознанно мыслить, решать задачи, рассуждать. Для того, чтобы получить хороший результат надо соблюдать ряд условий:

– иметь желание; – посещать все занятия; –активно выполнять все задания.

Задание 1. Тест – шутка «Примени свое мышление».

  1. Вол вспахивает каждый день участок земли. Сколько следов копыт он оставит при последнем заходе? __________________
  2. Что легче килограмм железа или килограмм сыра? _____________________________________
  3. Вася Петров живет на 10 этаже. Утром он на лифте спускается вниз, вечером едет на лифте до 5 этажа. А затем поднимается пешком. Почему? _______________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Цыпленок на двух ногах весит 100 граммов. Сколько он будет весить стоя на одной ноге?

________________________________________________________________________________

  1. На тарелке лежит 5 селедок. Их делят на 5 человек. Каждому достается по одной селедке, но одна все-таки остается на тарелке. Как это возможно? __________________________________

_________________________________________________________________________________

Занятие 3

«Закончи рисунок».

Задание. Игра «Письменные инструкции».

Инструкция:. Внимательно прочтите и точно выполните каждое положение инструкции (10–15 минут).

Лист участника:

  1. Возьми чистый лист бумаги и напиши в правом нижнем углу свое имя.
  2. Нарисуй посередине листка небольшой домик.
  3. Нарисуй слева от домика маленький пруд. Пусть в пруду плавают два лебедя.
  4. Приведи к домику дорожку, которая начиналась бы в нижнем левом углу листа.
  5. Укрась правую сторону дорожки маленькими цветочками.
  6. Нарисуй в правом верхнем углу листка солнышко.
  7. Нарисуй над твоим именем дерево.

Теперь ты можешь потренироваться в придумывании инструкций. Напиши свою инструкцию, обменяйтесь ими и выполняйте ее. Нарисуйте картину именно так, как предписано инструкцией.

Занятие 4.

« Исключение пятого лишнего».

Даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Найдите это пятое слово.

  1. приставка, предлог, суффикс, окончание, корень
  2. треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг
  3. дождь, снег, осадки, иней, град
  4. запятая, точка, двоеточие, тире, союз
  5. дуб, дерево, ольха, ясень
  6. Василий, Федор, Иван, Петров, Семен
  7. молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша
  8. секунда, час, год, вечер, неделя
  9. горький, горячий, кислый, соленый, сладкий
  10. темный, светлый, голубой, яркий, тусклый
  11. самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль
  12. круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник

Занятие 5.

В каждой строчке этого задания написаны три слова. Между первым и вторым словом существует какая – то связь. Определите ее. Рядом с третьим словом даны еще пять слов в скобках. Из этих пяти нужно выбрать только одно, которое будет относиться к слову без пары точно так же, первое слово ко второму.

Лошадь : жеребенок – корова (пастбище, рога, молоко, теленок, бык) Тонкий : толстый – безобразный (красивый, жирный, грязный, урод, веселый) Свинец : тяжелый – пух (трудный, перина, перья, легкий, куриный) Ложка : каша – вилка (масло, нож, тарелка, мясо, посуда) Яйцо : скорлупа – картофель (курица, огород, капуста, суп, шелуха) Коньки : зима – лодка (лед, каток, лето, весло, река) Ухо : слышать – зубы (видеть, лечить, рот, щетка, жевать) Собака : шерсть – щука (овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя) Чай : сахар – суп (вода, тарелка, крупа, соль, ложка) Дерево : сук – рука (топор, перчатка, нога, работа, палец) Школа : обучение – больница (доктор, ученик, учреждение, лечение, больной) Нож : сталь – стол (вилка, дерево, стул, пища, скатерть

Коррекционные Упражнения (устные)

на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия

1. Упражнение «Мой любимый фрукт» Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания. Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы. 2. Упражнение «Не собьюсь» Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания Психолог предлагает следующие задания: считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…» Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить). 3. Упражнение «Наблюдательность» Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти. Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали. 4. Упражнение «Муха 1» Упражнение на развитие концентрации внимания Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности. 5. Упражнение «Селектор» Упражнение на развитие концентрации, устойчивости внимания Для упражнения выбирается один из участников игры - "приемник". Остальная группа - "передатчики" - заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. "Приемник" держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый "передатчик". Если ему сложно услышать тот или иной "передатчик", он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как "приемник" достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится "передатчиком". В ходе игры жезл совершает полный круг. 6. Упражнение «Летает – не летает» Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений. Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет. 7. Упражнение «Мой день Рождения» Упражнение развить память, способность к длительной концентрации внимания. Участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рождения, третий – имена и дни Рождения двух предыдущих и свое имя и дату своего дня Рождения и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и даты дней Рождения всех членов группы. ^ 8. Упражнение «Ладошки» Упражнение на развитие устойчивости внимания. Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры. ^ 9. Упражнение «Съедобное – несъедобное» Упражнение на развитие переключения внимания. Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается. ^ 10. Упражнение «Муха» Упражнение на развитие концентрации, переключения внимания. Упражнение проводится точно так же как и предыдущий вариант, только в усложненном варианте: увеличено количество мух (их две). Команды "мухам" подаются отдельно. ^ 11. Упражнение «Самый внимательный» Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти. Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами. ^ 12. Упражнение «Телефон» Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти. Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку. ^ Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить; дошли до реки и не знают, как через нее перейти. Лапоть говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем?» – «Нет, - говорит пузырь, - пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней!» ^ Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь стал хохотать - хохотал, хохотал да и лопнул!

15.02.2021 19:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!