СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологический тренинг для воспитателей санатория.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологический тренинг для воспитателей санатория.

Цель тренинга: формировать профессионально значимые качества молодых педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса;

Развивать позитивные установки по отношению к детям, личностный и профессиональный рост,

способствовать повышению уровня развития коммуникативных умений посредством практических упражнений.

Задачи тренинга:

1.Совершенствовать качество воспитательно-образовательного процесса путём повышения профессионального мастерства молодых специалистов;

2. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативных умений;

3. Выработать позитивное отношение к ребенку. 4. Выработать эмоциональное принятие детей. 5. Формирование способов эффективной саморегуляции. 6. Развитие умения общаться с коллегами по работе и с заведующей учреждения, воспитанниками.

Характер группы: закрытая.

Принцип отбора. В тренинге принимают участие воспитатели групп, работающие с детьми младшего школьного возраста (4,5,6) В основном участие в тренинге обуславливалось интересом, общением с коллегами, разобраться в проблемах профессионального характера, получить эмоциональную разрядку. Диагностика не нужна.

Т Р Е Н И Н Г

«Эмоционально-положительное отношение к детям.

Лучшим эпиграфом к нашему тренингу, будут слова… « Я, в хорошем настроении, свежая и отдохнувшая, с радостью тороплюсь в свою группу. Я иду по улице, думаю о своих ребятах и хочу побыстрее их увидеть. В санатории я встречаю коллег по работе, со всеми здороваюсь, обмениваюсь улыбками. Иду в свою группу. Вхожу и говорю: « Здравствуйте, ребята!. Рабочий день начался»

В начале обговариваем правила группы:

1. Принцип активности участников; 2. Принцип исследовательской позиции; 3. Принцип объективного поведения; 4. Принцип партнерского общения.

В работе с детьми используют следующие принципы работы в группе: 1. Отношение друг к другу уважительное и доброжелательное. 2. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть. 3. Недопустимы- осуждения, оценка, упреки и порицание за неуспех. 4. Положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения.

Знакомство с группой. Для этого используем упражнение «Кто я?», цель которого познакомить участников и наладить контакты между членами группы.

Упражнение «КТО Я Дети по очереди рассказывают о себе, от куда приехал, чем любит заниматься, увлечения, интересы, какую музыку любит… и тд

Упражнение «Снежный ком» Дети по очереди называют свое имя, второй участник повторяет имя первого и называет свое имя. И тд

«Это — Я»

Игроки становятся в круг. Ведущий, стоящий в центре, называет два имени (одно — женское, другое — мужское). Игроки, чьи имена назвали, кричат: «Это — Я!», и меняются местами. Если среди играющих есть только один человек с одним из двух названных имен, то он кричит: «Это-Я»

«Кто? Где? Когда?»

Игроки становятся в круг. По сигналу ведущего дети перестраиваются так, чтобы они располагались:

в алфавитном порядке;

по месяцам рождения;

по знакам зодиака;

по увлечениям.

«Веселые задания»

«Слушай, смейся, выполняй. Имена запоминай!» — с этими словами ведущий дает задания детям.

«ПОСМОТРИ-КА НА МЕНЯ» Эта игра позволяет детям быстро запомнить друг друга внешне. Все становятся в круг, и вожатый дает задание: через одну минуту построиться в линию по цвету глаз. Справа налево, от темных к светлым. Как только ребята выполнили первое задание, они снова становятся в круг, чтобы лучше видеть друг друга, и им дается второе задание: построиться в линию по преобладающим цветам в одежде, слева направо, от более светлых цветов — к более темным. Далее конкурсы переходят к шуточным - по величине ушей, длине носков, шнурков, длине волос и ресниц. Проявляйте фантазию!

Упражнение "Мы похожи?"

Цель упражнения: знакомство участников друг с другом, повышение доверия друг к другу. Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов: - Ты похож на меня тем, что. - Я отличаюсь от тебя тем, что.

Упражнение «Приветствие»

Цель: приветствие участников, зарядить группу энергией.

Ход упражнения

Участникам предлагается поздороваться двигаясь в помешении как: «европейцы», «японцы» и «африканцы» » («европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» обнимаются )

Потом каждый из участников может предложить свое «Приветствие».

С группой можно обсудить как приветствуют дети взрослых, детей… и тд

Вопросы для обсуждения:

Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

В какой роли вам было удобнее и почему?

В жизни отвечаете ли вы взаимностью, когда с вами здороваются непривычным для вас способом?

Какие чувства вы при этом испытываете?

Далее в работе используются игры на сплочение детского коллектива

«Помоги слепому»

Для этой игры требуется пара участников. Один из них играет роль «слепого», другой – «поводыря». У первого завязаны глаза и он должен двигаться по комнате, по собственной инициативе выбирая направление движения. Задача другого участника сделать так, чтобы «слепой» не столкнулся с предметами комнаты.

«Опасные рифы»

Для этой игры все участники разделяются на «рифы» и «корабли». Вторым ведущий завязывает глаза, так что они могут ориентироваться в пространстве только под руководством «рифов», которые все видят. Задача рифов – не допустить столкновение кораблей с ними.

Разная поступь

А. Ребенку предлагают изобразить поступь людей и животных, например: походить, как старый человек, как малыш; как котенок, как лев; как клоун в цирке и т. п. Варианты поступи он может придумать и сам. Б. Другие дети по демонстрируемой поступи пытаются угадать, кто именно изображается. Упражнение направлено на снятие напряжения, эмоциональное раскрепощение детей.

«Разведчики»

Цели: развитие зрительного внимания; формирование сплочённого коллектива: умение работать в группе.

Содержание игры: в комнате расставлены «препятствия» в произвольном порядке. «Разведчик» медленно идёт через комнату, выбранным маршрутом. Другой ребёнок, «командир», запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путём. Если командир затрудняется в выборе пути, он может попросить помощи у отряда. Но если он идёт сам, отряд молчит. В конце пути, «разведчик может указать на ошибки в маршруте.

«Создание рисунка по кругу»

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; развитие мелкой моторики и воображения.

Содержание игры: все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают. Можно устроить выставку.

«Тень»

Цели: развитие двигательной координации, быстроты реакции; установление межличностных контактов.

Содержание игры; один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. Д

Упражниние " Интонация”. Каждый ребенок должен сказать какую- либо поощрительную фразу. При этом высказанная фраза повторяется участником не менее пяти раз с различной интонацией голоса и выражением лица. Группа решает, какие фразы были удачными, а какие – нет

А мы будем использовать фразу: " Молодец! У тебя все хорошо получается”.

Упражнение " Зеркало”. Участники разбиваются на пары. В каждой паре выбирается ведущий, второй – его " зеркало”. В задачу ведущего входит осуществление спонтанных движений руками. Второй участник должен стараться синхронно повторять эти движения как бы в зеркальном отображении. Обсуждаются моменты возникновения психологического контакта между игроками или трудности, появляющиеся при такой невербальной коммуникации. Психолог говорит о том, чтобы каждый член группы на своем опыте " здесь и теперь " почуствовал, какие индивидуально- динамические различия существуют между людьми ( в том числе воспитателями и школьниками) и как важно настроиться на своего партнера по общению, чтобы его правильно понять и почуствовать.

В санаторий приезжают дети с различными заболеваниями. Очень много Гиперактивных детей. Как из узнать?

Диагностические симптомы гиперактивных детей:

  1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
  2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
  5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
  6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
  7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  8. Часто переходит от одного незавершённого действия к другому.
  9. Не может играть тихо, спокойно.
  10. Болтливый.
  11. Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
  12. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
  13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
  14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам.

Алгоритм работы с гиперактивным ребенком:

  • В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в собственных силах.
  • Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  • Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  • Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, раскрашивание, чтение).
  • Во время игр ограничивайте ребёнка лишь одним партнёром. Избегайте шумных, беспокойных приятелей.
  • Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. (прогулки, подвижные игры).

Игра: “Котик”

Цель: снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного настроя в группе.

Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который:

Нежится на солнышке,

Потягивается,

Умывается,

Царапает лапками с коготками коврик.

Игра «Дождь в лесу».

Дети становятся в круг друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Учитель читает текст, дети выполняют действия.

« В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся, (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища).

Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

Задуй свечу Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук "у”.

«Автомойка»

Дети стоят в две ширенги, один изображает машину и проходит по «ручейку», дети трут ладошками- моют…

Любопытная Варвара Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. А потом опять вперед – тут немного отдохнет. Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! Возвращается обратно – расслабление приятно! Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

В своей работе с детьми надо руководствоваться рядом принципов:

  • Ребенок всегда имеет право на ошибку. Ребенок еще только осваивает большинство правил и норм поведения в обществе, а это значит, что он будет совершать ошибки, которые ему необходимо не просто указать, но объяснить, предложить альтернативный выход из ситуации и совместно с ребенком рассмотреть положительные стороны этого выхода.
  • Воспитание всегда должно сочетаться с игрой и улыбкой. Ни для кого не секрет, что улыбчивый педагог, знающий много забав и игр, умеющий и любящий веселиться вместе с детьми, быстрее завоевывает их расположение. В сфере нравственного воспитания, где авторитет взрослого и его пример играют большую роль, чем в других сферах педагогической деятельности, это необходимо, ведь только авторитетного педагога дети захотят услышать и только тому, на кого они настроены позитивно, захотят подражать.
  • Взрослый должен точно знать, чего именно он хочет от ребенка. Этот принцип важен потому, что в некоторых случаях педагоги сами не могут объяснить, что включает то или иное, прививаемое ребенку, качество, а педагог должен быть готов к любым вопросам ребенка. Так однажды ребенок спросил, «почему делиться это хорошо? Ведь ты отдаешь свое, и у тебя этого больше нет, а с тобой потом никто уже не поделится, потому что у них же этого нет».
  • В любой ситуации педагог должен быть всегда рядом с детьми, должен быть организатором и участником совместных дел и игр. Этого легче всего достичь, привлекая детей к совместной деятельности.

Игра: “Комплименты”.

Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими людьми.

Игра начинается со слов: “Мне нравится в тебе…” Ребенок говорит эту фразу всем участникам игры, детям и взрослым. Другие участники также говорят комплименты всем остальным. После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они в себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты.

Давайте разберем несколько ситуаций в работе с детьми:

Девочка Оля, очень сообразительная, но очень беспокойная, не может сидеть на занятии: через 5-10 минут ей становилось скучно, она начинала мешать детям и воспитателю, встает из-за стола и гуляет по группе без разрешения, называла воспитательницу на «ты». Оля живет с бабушкой.

Мальчики деруться, обижают друг друга, потом слезы, звонки родителям, жалобы…

Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом:

· воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;

· не делать поспешных выводов;

· при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;

· научиться ставить себя на место другой стороны;

· не давать конфликту разрастись;

· проблемы должны решаться теми, кто их создал;

· уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;

· всегда искать компромисс;

· преодолеть конфликт поможет общая деятельность и общение.

Памятка для воспитателю:

  1. Будьте внимательны к ребенку, чувствуйте его эмоциональное напряжение.
  2. Учитесь слушать и слышать ребенка.
  3. Не запрещайте ребенку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.
  4. Умейте принимать и любить ребенка таким, какой он есть.
  5. Предъявляйте к ребенку разумные требования.
  6. Не критикуйте действия взрослых в присутствии ребенка.
  7. Агрессивность взрослого приводит к агрессивности ребенка.
  8. Поощряйте ребенка взглядом, жестом, действием, ласковым словом и т.д.
  9. Наказание допустимо, если оно: следует немедленно за поступком; объяснено ребенку; не жестокое; оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества; не унижает ребенка, а способствует пониманию негативности его поступка.

Девять «заповедей» воспитания.

1. Если ребенка постоянно критикуют, то он учится ненавидеть.

2. Если ребенок живет во вражде, то он становится агрессивным.

3. Если ребенка высмеивают, то он становится замкнутым.

4. Если ребенок живет в упреках, то он учится жить с чувством вины.

5. Если ребенок живет в терпимости, то он учится понимать других.

6. Если ребенка подбадривать, то он учится верить в себя.

7. Если ребенка хвалят, то он учится быть благодарным.

8. Если ребенок растет в честности, то он учится быть справедливым.

9. Если ребенок живет в безопасности, то он учится верить в людей.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ»

(Все упражнения на релаксацию выполняются под спокойную расслабляющую музыку.) Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты. Психолог: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он — бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат. и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.»

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ПЛЫВЕМ В ОБЛАКАХ»

« Займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака — большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день».

Категория: Психологу
02.12.2017 12:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!