СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Забавы милой старины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание проекта «Забавы милой старины».

Цель:

-приобщение подрастающего поколения к красоте духовных потребностей наших предков и формирование у учащихся этической культуры через проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

-формировать толерантное отношение к культурам народов России;

-на примере традиционного для народа праздника, формировать становление культурной идентичности;

-создать условия для общения и творческого сотрудничества людей разных поколений в целях обмена духовным опы­том, передачи информации, нравственных ценностей.

- способствовать самореализации, самовыражению личности школьника.

Этапы проекта.

1.Подготовка.

На этом этапе обсуждались разные идеи, предложенные детьми.

Мысль о проведении мероприятий для учащихся подготовительного класса показалась шестиклассникам самой увлекательной. В этой деятельности они могли проявить себя наиболее многогранно и принести пользу другим. Но мероприятие– это форма, труднее было выбрать содержание, актуальное, практически значимое и для самих шестиклассников, и для ребят подготовительного класса, ведь поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и стимулировать повышение мотивации проектной деятельности.

Среди идей (здоровый образ жизни, вредные привычки, народные праздники, экологическое просвещение и др.) идея знакомства с народными (фольклорными) праздниками показалась на тот момент самой злободневной. Дети признали, что и у них знаний по этой теме мало, и у ребят подготовительного класса тоже (ведь они сами были выпускниками начальной школы и воспитанниками детского сада и могли об этом судить).

На этом этапе определили и примерные пути решения проблемы.

Обсудили, что может быть результатом проекта: копилка собранного материала по теме, которой могли бы использовать и ученики и учителя при подготовке своих мероприятий; составление сценариев и проведение праздников, исследовательские проекты по теме, презентации.

Проект решили реализовать в течении 2-й четверти и новогодних каникул, так как понимали, что материал очень обширен, богат.

2 этап. Планирование.

На данном этапе происходил более полный анализ проблемы, определились возможные источники информации, более точно формулировалось, что может входить в копилку «Забавы милой старины».

Цель и задачи проекта обозначились более четко и полно. Были выбраны ответственные за подготовку каждой микро темы, определено время на ее разработку и представление.

3 этап. Реализация проекта.

1 этап  реализации проекта -  «Святочные истории» - 21 ноября в Уфимской библиотеке.

При помощи  работников библиотеки – заведующей Угриновской Елены Владимировны и библиотекаря Наумовой Ольги Владимировны – учащиеся занимались подборкой материала по теме, оформлением стенда.

 

 

 

 

праздник «Святочные истории»

что делаем

срок

ответственный

создание плана действий, выбор инициативной группы

24.10

Преподаватель

Наумова Дарья

Шляпникова Мария

Угриновский Александр

Шистерова Ангелина

собирание материала по теме

1.11-10.11

Преподаватель

Работники библиотеки

Инициат. группа

обработка, оформление собранного материала

13.11 – 15.11

Преподаватель

Работники библиотеки

Инициат. группа

составление сценария праздника

10.11 – 12.11

Преподаватель

Работники библиотеки

Инициат. группа

проведение праздника «Святочные истории»

21 ноября

Преподаватель

Работники библиотеки

 Результатом 1-го этапа должна стали: копилка собранного материала и проведение праздника «Святочные истории»  (по сценарию, составленному в совместном творчестве «учитель-ученик-библиотека).

 

II этап реализации проекта праздник «Забавы милой старины».

Обсуждение плана действий и планирование II этапа происходило и в 6-м классе, и с работниками библиотеки, и с участниками объединения «Школа пожилого возраста», так как необходимо было уточнить детали дальнейшей реализации проекта в создании сценария праздника «Забавы милой старины» и необходимые действия для подготовки ролевых игр и сценок.

 

 

 

праздник

«Забавы милой старины»

что делаем

срок

ответственный

создание плана действий, выбор инициативной группы

24.11-26.11

Преподаватель

Наумова Дарья

Шляпникова Мария

Угриновский Александр

Шистерова Ангелина

Мавлятдинова Олеся

Наумов Кирилл

исследовательские проекты учащихся

24.11-10.12

Наумова Дарья

Шляпникова Мария

Угриновский Александр

Шистерова Ангелина

обработка, оформление собранного материала, подготовка оформления библиотеки

8.12-15.12

Преподаватель

Работники библиотеки

Инициат. группа

составление сценария праздника,

репетиции театрализованной части праздника

5.12-15.12

Преподаватель

Работники библиотеки

Инициат. группа

проведение праздника «Святочные истории»

15 декабря

Преподаватель

Работники библиотеки

Инициат. группа

 

 

III этап  реализации проекта – творческий.

Подготовительный класс

-на уроке изобразительное искусство выполняет композицию «Поём, пляшем, танцуем! Колядуем! Колядуем!»;

- на уроке декоративно-прикладного искусства лепим обрядовое печенье «Козули».

6г класс

-на уроке по композиции выполняем коллективный творческий проект «Как у наших у ворот!» по теме «Колядки».

 

IV этап  реализации проекта- заключительный.

 

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что устное народное творчество, народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Колядки, игровые программы, славление хозяев, театрализованные представления, ждали ребят и взрослых на святочной неделе, к которой  мы долго готовились.

Восьмого января все участники проекта вышли на празднично-театрализованное мероприятие. С шутками, с гармонью, участники прошли по улицам посёлка, заходя в дома, где исполняли колядки, славили хозяев за поднесённые угощения. Праздник удался.

Именно к такому результату мы стремились подойти, реализуя данный проект.

 Проектные формы работы способствуют формированию коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ. А так же позволяют получать удовольствие от результата своей деятельности.

С того момента, когда дети новым взглядом посмотрят на привычный мир, в душе их родятся новые чувства. Если подойти к их творчеству с огромным терпением, то возможны удивительные результаты.

Годы идут, а коляда остаётся; жизнь идёт и живёт культура России, её история, живут традиции, обычаи, которые связывают нас с нашим далёким прошлым, с нашими корнями, укрепляет в нас веру в будущее, в себя, в страну.

Общение с народным искусством учит детей внимательно и терпеливо относиться друг к другу, свободнее чувствовать себя в коллективе, ставить себя на место другого человека, смотреть на мир глазами собеседника, прислушиваться сердцем, уважать любую точку зрения, понимать необходимость слаженных действий.

Таким образом, приобщая детей к  истокам русской народной культуры, мы сохраняем  накопленные поколениями богатейший опыт, традиции, ценности, умения и знания, развиваем личность каждого ребёнка, формируя черты русского характера и  ментальности.

4этап. Анализ и оценка результатов.

По доминирующей деятельности проект можно охарактеризовать на разных этапах реализации проекта по-разному:

1.Информационный.

Во время поиска материала, так как дети учились добывать и  анализировать информацию о фольклорных праздниках, используя различные источники.

Положительной стороной явилось и то, что ребята обращались не только к книгам, интернету, но и к родственникам (активно принимали участие в подборе материала некоторые мамы, бабушки) участниками проекта стали люди пожилого возраста из объединения «Школа пожилого возраста».

2.Творческий.

Актуальность  проекта для учащихся школы искусств ещё и в том, что приобретённые знания и  навыки  помогут  учащимся творчески работать на занятиях,  нацеленных  на  развитие  познавательно - интеллектуального  потенциала  учащихся средствами  изобразительного  искусства.

- в период составления сценария и подготовки сценок, потому что форма представления результата (ролевые игры, игровая программа) требовала от детей выражения креативности (придумывание сценария, подготовка костюмов, актерская работа и т.п.);

- выполнение творческих работ по изобразительной деятельности.

3.Практико-ориентированный, так как четко был нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта и внешних заказчиков (учащиеся начальной школы, воспитанники детского сада, «Школа пожилого возраста», родители), ориентирован на результат. Результатом явился конкретный продукт – копилка собранного материала по теме, созданные сценарии к мероприятиям, спектакли-праздники по теме, творческие работы учащихся школы искусств.

По характеру координирования проекта его можно назвать проектом с явной координацией. Как преподавателю изобразительного искусства и классному руководителю мне пришлось направлять работу ребят, консультировать по разным возникающим в процессе подготовки проекта вопросам, организовывать отдельные этапы проекта (например, редактирование сценария, репетиции). Все это необходимо было делать ненавязчиво, в содружестве с учащимися, чтобы желание продолжать проектную деятельность у них не пропало.

По характеру контактов проект можно назвать внешним, потому что он был реализован вне школы .

По количеству участников проект получился и личностным на этапе сбора информации (некоторые учащиеся при подборе материала работали индивидуально), парным (другие с удовольствием искали, оформляли материал, рисовали и т.п. вдвоем с одноклассниками, некоторые с родителями), а также групповым (этапы подготовки, планирования, создания сценария, репетиции).

По продолжительности проведения проект можно назвать долгосрочным, так как был рассчитан на два месяца.

На каждом этапе происходил анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Во время представления собранного материала оценивалось его многообразие, точность, информативность, творческие находки в презентации и т.п. Обсуждение происходило в читальном зале библиотеки, на классных часах, таким образом все учащиеся класса получали представление о содержании и необычности того или иного праздника. После проведённых мероприятий обсуждение шло уже вместе со зрителями. Зрителям задавались вопросы на восприятие содержания праздника, также они выражали свое отношение к игре юных актеров. При этом звучали и похвала, и критические замечания, и советы. Ошибки старались учесть и не повторять во время следующего выступления (конечно, это не всегда удавалось).

Но общее впечатление всегда было положительным: ученики подготовительного класса и гости с интересом и удовольствием следили за действием спектакля и очень активно принимали участие в игровой программе.

Коллективный анализ продолжался после выступления в дружеской атмосфере чаепития, у ребят был такой радостное настроение, такой душевный подъем, так светились глаза, что расстаться сразу (после 2-3 выступлений) было просто невозможно.

Инициативная актерская группа выступала и перед своими одноклассниками, которые тоже выражали свое мнение о результатах данного этапа проекта.

Метод проектов –это метод обучения, предполагающий постановку самими учащимися значимой и интересной для них и для других проблемы, которую необходимо решить, получив конкретный, «осязаемый» результат. Для нашего проекта таким «осязаемым»,внешним, открытым результатом можно считать Копилку собранного и систематизированного материала по теме «Коляда», созданный самими учащимися (с помощью работников библиотеки. консультаций преподавателя) сценарии праздников.

Но при реализации проекта в обучении и воспитании можно говорить и о внутреннем, не сразу открывающемся результате.

Дети, реализуя проект, тем более коллективный, находятся в позиции исследователя, творца, что ведет, в конечном итоге, к развитию творческих способностей, к формированию универсальных компетентностей, в том числе коммуникативных.

Сотрудничество, сотворчество, атмосфера праздничности, свойственные социально-значимой деятельности, приводит к качественным преобразованиям личности.

Цель проектной деятельности – получение такого результата, который может быть как социально, так и личностно значим – мы достигли.

 

Самоанализ

 

  1. Сбор  материала, исследовательская работа, всё это позволило  пополнить материалы  для внеклассных мероприятий, привитие интереса к истории родной страны и уважение к её традициям .
  2. Выполнение творческих работ способствовали формированию коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ. А так же позволили  получить удовольствие от результата своей деятельности.
  3. Подготовка ряженных и выступления позволило проявить  фантазию и  творческие способности учащихся и их родителей, укрепить сотрудничество семьи и школы.
  4. Праздничные мероприятия с играми были направлены на развитие коммуникативных способностей учащихся, создание ситуации успеха и комфортности.
Категория: ИЗО
29.12.2014 20:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!