СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика и снижение психоэмоционального напряжения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье и развитие детей с различными нарушениями опорно - двигательного аппарата (ОДА) привлекает все большее внимание специалистов различных областей. К сожалению, по данным статистики таких детей становится с каждым годом все больше. Сегодня каждый десятый ребенок имеет различные нарушения ОДА. Поэтому в системе образования создана сеть специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений для воспитания, обучения и реабилитации этих детей с учетом специфики их заболевания.

Генрих Иванович Турнер –один из основоположников отечественной ортопедии, организатор и руководитель первой в России кафедры и клиники ортопедии первым указал на необходимость сочетания лечения с воспитанием и обучением какой- либо профессии детей- калек. На базе лечебно- педагогического учреждения в 1936году был создан НИИ детской ортопедии и травматологии им. Г. И. Турнера. Такие дети нуждаются в особом комплексном подходе, который реализуется в ФГБУ НИДОИ им. Г.И. Турнера. Уникальные операции, которые проводятся в стенах института, в сочетании с обучением дают возможность детям почувствовать детям не только радость движения, но и успешного развития.

У каждого ребенка, пришедшего в школу, начинается новый этап в его жизни: появляется новый вид социально значимой деятельности (учебной), предъявляются новые требования, обязанности, складываются новые отношения. Все это требует больших физических и нравственных сил. По требованиям ФГОС, образовательный процесс должен быть направлен на формирование общей культуры обучающегося, его интеллектуальное развитие, творческих способностей, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья.

Ежегодно в учебном подразделении при НИДОИ им. Г. И. Турнера проходят обучение свыше 400 детей, поступающих из различных регионов России и разных по типу образовательных учреждений. В содержание образовательного процесса заложен коррекционно - развивающий принцип. Учебный процесс сопровождает педагог- психолог. Время пребывания в таких условиях колеблется от 1 до 3 – х месяцев. В этот период ребенок должен успешно справиться с поставленной перед ним задачей - пройти курс лечения, как правило с оперативным вмешательством, одновременно продолжая обучение в учебном подразделении при больнице. Для большинства детей, находящихся преимущественно на домашнем обучении, новый коллектив дает возможность заново или впервые проявить себя в учебной деятельности, раскрыть свой творческий потенциал на детском празднике, тем самым опровергнуть стереотипы относительно лиц с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), часто несправедливо бытующие в обществе. Подавляющее большинство детей, поступающих в клинику, обнаруживают хорошие способности к обучению, творчеству, саморазвитию. Поэтому особое значение в жизни таких детей приобретает учебная деятельность. Педагоги дают толчок, который необходим каждому ребенку для успешного выздоровления - веру в себя, свои способности.

Эмоции интенсивно развиваются у дошкольников в основном виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями и продолжают развиваться у младших школьников в процессе обучения.

Дети с ограниченными возможностями движения испытывают острую потребность в эмоционально насыщенной деятельности и в активном общении со сверстниками, которое в силу объективных причин, ограничено. Так же многие страдают нарушением мелкой моторики и движения, личностные особенности, проявляющиеся в неадекватной самооценке и возможных депрессивных настроениях, коммуникативные нарушения поведения, нарушения в речевой сфере.

Особое внимание стоит уделять вновь поступившим ученикам, для которых возможны проявления дезадаптации. У них наблюдается пониженный фон настроения, апатия, нервозность, повышенная тревожность, расторможенность, которые снижают концентрацию и объем внимания, способность к запоминанию и усвоение нового материала. Похожие особенности проявляются у некоторых учащихся после наркоза.

Таким образом, психолого- педагогическое сопровождение учащихся начальных классов предусматривает работу, направленную на адаптацию школьников и эмоциональное развитие.(усвоение регулятивных ууд )

С учащимися проводится ряд занятий, направленных на снижение (или профилактику) психоэмоционального напряжения. В основу занятий положены творческие и релаксационные упражнения. На одном из таких занятий детям предлагается изобразить на листе бумаги известные им эмоции. Одно из условий, чтобы их было 6 и больше. Далее ведущий объясняет значение эмоций в жизни людей. Обсуждаются примеры, когда проявление эмоций могло навредить или помочь окружающим нас людям и нам самим( и т.д.)Далее дети делят свои рисунки на две категории: Возвышающие чувства, Разрушающие чувства. Рисунки обсуждаются, обращается внимание на точность передачи чувства через мимику. Заключительный этап- релаксационное упражнение, подведение итогов.

С помощью данного занятия дети:

-Расширяют представления о эмоционально- волевой сфере

- Обращают внимание и оречевляют переживаемые чувства, учатся контролировать их

-Раскрепощаются во время релаксации

- налаживают взаимоотношения с новым коллективом.

Категория: Психологу
12.05.2016 12:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!