СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность в начальной школе

Только те знания прочны и ценны,

которые вы добыли сами,

побуждаемые собственной страстью.

Всякое знание должно быть открытием,

которое вы сделали сами.

К. И. Чуковский

Только те знания прочны и ценны,

которые вы добыли сами,

побуждаемые собственной страстью.

Всякое знание должно быть открытием,

которое вы сделали сами.

К. И. Чуковский

Вовлекать учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность, развивать их познавательные и творческие навыки, умение конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве помогает мне активное использование проектно-исследовательской деятельности. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Конечно, сразу начать использовать проекты в начальной школе невозможно, да я и не ставила перед собой такой задачи. На начальном этапе освоения этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые готовят ученика уже к концу начальной школы к полноценной проектной деятельности. Проектная задача отличается от проекта тем, что для ее решения школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных. В ходе решения проектных задач формируются метапредметные умения:  рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное –почему получилось/не получилось и т.д.)  целеполагать (ставить и удерживать цели);  планировать (составлять план своей деятельности);  моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели);  проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;  вступать в коммуникацию. Проектную задачу можно использовать в качестве введения в новую тему, в качестве закрепления пройденного материала или в качестве проверки знаний учащихся. Я применяю проектные задачи на разных уроках. Применение проектной задачи в учебном процессе, как я убедилась на практике, вызывает огромный интерес у учащихся. Ребята очень увлекаются такими задачами, маленькими шагами они идут к поставленной цели, не чувствуя при этом усталости. Составление проектной задачи для меня достаточно сложный, но увлекательный процесс. В качестве примеров проектных задач можно привести такие, как «Старинные меры» в математике, «Лекарственные травы», «Мой домашний питомец» в окружающем мире, «Текст-рассуждение» в русском языке и т. д. Овладев умением решать проектные задачи, дети могут переходить к осуществлению длительных проектов. При реализации проекта порядок действий не задаётся, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов, действий, с помощью которых будет достигнут результат. Таким образом, проект – это более сложный для учащихся вид деятельности. Занимаясь с ребятами таким видом деятельности, всегда помню, что проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Проектная деятельность способствует формированию у детей следующих необходимых умений: -рефлексивные умения: (умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний); -поисковые (исследовательские) умения: (умение самостоятельно генерировать идеи, находить недостающую информацию; находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать решение; устанавливать причинно-следственные связи); -умения и навыки работы в сотрудничестве: (навыки коллективного планирования и делового партнерского общения; взаимопомощи в группе в решении общих задач. Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы); -информационные умения: (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; сохранять, структурировать, ретранслировать информацию); -менеджерские умения и навыки: (умение планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решения и прогнозировать их последствия; анализировать собственную деятельность; распределять обязанности и выбирать свою роль в коллективном деле); - коммуникативные умения: (умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы, брать интервью; вести дискуссию; находить компромисс; сотрудничать, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь); -презентационные умения и навыки: (навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления перед аудиторией; использовать различные средства наглядности при выступлении; отвечать на вопросы; демонстрировать артистические возможности); -оценочные умения: (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других). Традиционно в нашей школе для учащихся 3, 4 классов проходит научно-практическая конференция «Моё первое открытие». Каждый ребёнок может принять участие. С 1 класса начинается подготовительная работа. Сначала дети включены в учебные проекты. Подготовку к выполнению проекта мы начинаем на уроке. Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», посильны пониманию ребенка. Источники информации: книги, энциклопедии, фильмы, экскурсии и т.д Учебный проект хорош тем, что это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности, как найденный ими способ решения проблемы проекта.

1 класс

Тема «Бездомные животные ждут.»

Беседа о бездомных животных. Какая помощь может быть оказана. Сбор корма для животных.

"Помоги зимующим птицам"

Беседа о зимующих птицах.

Конкурс рисунков. Изготовление кормушек. Сбор корма. Развешивание кормушек.

Мастерская Деда Мороза

Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Генеалогическое древо

Систематизация знаний семьи о своей родословной; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям. Воспитывать любовь и уважение к семье.

Кем быть?

Вызвать у детей интерес к профессии родителей. Расширить знания о понравившейся профессии. Проанализировать, какими качествами должен обладать специалист в данной области, и знания в каких областях ему могут пригодиться.

Моя семья

Включить ребенка в систему ценностных отношений своих предков; Формирование представлений о себе, своих родителях, бабушках и дедушках, как о наследниках предшествующих поколений

2 класс

Тема «Числа в загадках, пословицах, поговорках, скороговорках» «Родной город». «Алгоритм в нашей жизни» «Красная книга» «О чём может рассказать школьная библиотека» «Математика вокруг нас» «И в шутку и всерьез» «Русская изба» «Русская кухня» «В словари - за частями речи!» «Страны мира»

3 класс

Тема "Разнообразие природы родного края" "Кто нас защищает" "Экономика родного края" "Музей путешествий" "Математические задачи в сказках" "Жили- были цифры" "Сочиняем волшебную сказку" "Как научиться читать стихи?" "Рассказ о слове" "Тайна имени". "Зимние страницы" "Имена прилагательные в загадках"

Работая над проектом, необходимо договориться о виде проекта, подобрать материал, оформить его и защитить. Здесь нужны прочные знания, фантазия, изобретательность, упорство, труд и самое главное – сотрудничество. При такой деятельности отрабатываются и шлифуются внутригрупповые взаимоотношения, уточняются знания и опыт. Проекты в младших классах – это, конечно, трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Хочу рассказать о нескольких масштабных проектах, которые мы разработали и реализовали с учащимися:

Проект «Путешествуя по карте России» Проект «Путешествуя по карте России» позволяет познакомиться с достопримечательностями, историческими и культурными памятниками городов России, приобщиться к духовным ценностям русского народа, создать собственные творческие работы, расширить круг интересов, сформировав процесс самообразования, составить целостное представление о России как о государстве с прочными культурно-историческими корнями и духовными традициями. Ребята готовят сообщения с презентацией о городах России, в которых они побывали, оформляют странички в портфолио. На карте России, после очередного сообщения, появляется новый флажок.

Внутриклассный монопроект «Галактика читателей» Этот проект призван мотивировать учащихся к чтению более крупных художественных произведений, помочь им ориентироваться в детской литературе, способствовать формированию сознательного чтения. На протяжении всего года ребята собирают информацию о прочитанных книгах, представляют её классу в виде аннотации или пересказа понравившегося эпизода – тем самым добавляют новую яркую звёздочку в нашу читательскую галактику. Большой красочный плакат демонстрирует достижения каждого ребёнка и классного коллектива в целом. Каждый год плакат меняется и проект может называться и «Город читателей», и «Страна читателей».

В конце учебного года силами родительского комитета в классе устраивается «Ярмарка читателей». Родители предлагают детям разнообразные товары (канцелярия, наборы для творчества, компасы, лупы, сувениры, игры и т.д.). Каждый ребенок получает импровизированные монетки, по количеству прочитанных книг, на которые могут приобрести любой товар. Самые активные читатели получают грамоты и призы.

Внутриклассный межпредметный проект «Моя семья» Проект направлен на создание условий для самопознания и самовоспитания учащихся, формирования духовно-нравственного ценностного отношения к дому, к своей семье, родителям, близким, к малой Родине; гражданской позиции школьника. Работая над этим проектом, решая воспитательные и образовательные задачи, мы затронули темы из разных учебных предметов: • Окружающий мир - составление генеалогического дерева, вопросы нравственности, семейных традиций; • Русский язык - написание сочинений-рассуждений и повествовательного текста; • Изобразительное искусство - рисование человека; • Литературное чтение - чтение и запоминание пословиц о семье, матери; • Трудовое обучение - изготовление из бумаги и картона аппликации «Герб моей семьи». Итоговый урок этого проекта был представлен на городском методическом семинаре для руководителей и педагогов ОУ «Федеральная инновационная площадка в рамках всероссийской программы «Школьная Лига РОСНАНО: опыт работы и перспективы развития». Итоговый урок по проекту «Моя семья» представлен мной на районный конкурс педагогического мастерства «Новые идеи».

Проект «Народный праздник Масленица» Проект направлен на изучение исторических корней этого древнего праздника. Работая группами дети знакомятся с традициями масленичной недели, с фольклором, обрядовыми действиями и праздничной кухней. Участие в этом проекте способствует возрождению интереса к обрядовым русским праздникам, воспитывает бережное отношение к народным традициям. Итогом явился разработанный и проведённый детьми праздник «Масленица».

Такие проекты в значительной мере способствуют решению моих педагогических задач, особенно повышению учебной мотивации и познавательной активности, сплочению детского коллектива, формированию УУД, научению азам рефлексии, привитию вкуса к самостоятельной творческой и исследовательской деятельности. Это положительно сказывается на учебных результатах, успехах во внеурочной деятельности.

Результат такой системной работы выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. Могу с уверенностью сказать, что благодаря раннему включению учащихся в проектную деятельность, повышается познавательная активность школьников, расширяется их кругозор, дети получают более глубокие знания, развивается устная и письменная речь, развивается умение творчески мыслить. Метод проектов является эффективным средством формирования коммуникативных умений обучающихся. Мои ученики свободно и без опасений включаются в этот вид деятельности, умеют не только работать над проблемой, но и презентовать результаты своей работы в печатном виде и публичном выступлении.

26.09.2020 18:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!