СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы активизации устной речи на уроках русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, всемерное повышение качества их общеобразовательной подготовки - одна из коренных проблем, над решением которой в настоящее время работает современная школа.

Необходимо сознательно применять разнообразные приёмы активизации устной речи на уроках русского языка.

Какие же методические приёмы имеются в распоряжении учителя?

Прежде всего, не следует забывать, что учебный материал сам по себе содержит много стимулов, возбуждающих любознательность, мыслительную и речевую активность учащихся. К ним относятся новизна научных сведений, яркость фактов, оригинальность выводов, своеобразный подход к раскрытию материала и т.д. Учитывая это, учитель должен постоянно заботиться о том, чтобы не сводить своё изложение к простому пересказу учебника, а делать его живым, увлекательным и глубоким по содержанию, обогащающим и расширяющим имеющиеся у школьников знания.

К.Д.Ушинский писал, что изучаемый,,. предмет должен представлять для нас новость, но новость интересную, то есть такую новость, которая или дополняла бы или подтверждала, или опровергала, или разбивала то, что уже есть в нашей душе, то есть одним словом, такую новость, которая что-нибудь изменяла бы в следах, уже у нас укоренившихся. ". Эту новизну и живость изложению могут придать интересные факты и детали, привлекаемые учителем из дополнительной литературы и окружающей жизни. Для активизации устной речи учащихся можно использовать привлечение дополнительной литературы как опережающее задание.

В VII классе по русскому языку изучается тема,,Глагол". В учебнике даются тексты стихотворений А.Фета и Ф.Тютчева. Один отрывок насыщен описанием, а другой - действием. Учитель может дать дополнительную информацию о том, что глагол означает,,слово, речь". Заимствовано из старославянского языка в древнерусский период. Глагол - часть речи, обозначающая действие. В XIX веке грамматисты предлагали для этой части речи название,, имя действия ". Эти сведения помогут вызвать интерес у учащихся и легче справиться с сравнительным анализом данных текстов. А чтобы придать уроку занимательный характер, вызвать у учащихся непроизвольный интерес к данной теме, учитель в качестве дополнительного материала может использовать увлекательный рассказ В.Бурмако. Этот рассказ могут изложить и заранее подготовленные учащиеся. Такая деталь может существенно оживить дальнейшее объяснение учителя и активизировать устную речь школьников.

Дополнение учебника и некоторая конкретизация содержащихся в нём общих положений не только делают объяснение более понятным, но и придают ему увлекательный, эмоциональный характер, возбуждая мыслительную и речевую активность ребят, побуждая школьников глубже вдумываться в усваиваемые знания. Занимательность и яркость изложения должны быть не самоцелью, а всецело подчинены возбуждению мыслительной и речевой активности учащихся.

Надо сказать, что методика введения в урок ярких деталей и фактов с целью возбуждения у школьников мыслительной активности и интереса к учению начала широко проникать в учебники под заголовком,, Это интересно. "

Конечно, такой материал в учебниках даётся для дополнительного чтения, но его роль в повышении интереса к учению и развитию речи нельзя недооценивать.

Хороший эффект в активизации устной речи даёт приём, связанный с побуждением учащихся делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры и положения с тем, что изучалось ранее. В частности, К.Д.Ушинский указывал на огромную роль сравнения в развитии познавательной деятельности ребят и в осмысленном усвоении изучаемого материала. Он считал, что сравнение есть основа всякого понимания и мышления, что всё в мире познаётся не иначе, как через сравнение.

Психологический механизм воздействия сравнения на мыслительную деятельность человека в какой-то мере пытался раскрыть ещё Гельвеций. В своей книге,, О человеке " он написал специальную главу,, Если нет интереса, то нет сравнения предметов между собой ". В этой главе подчёркивал :,,Всякое сравнение предметов между собой предполагает внимание; всякое внимание предполагает усилие, а всякое усилие - побуждение, заставляющее сделать это".

Приём сравнения требует от учащихся умения находить внутренние связи в учебном материале, обращать внимание на причины, вызывающие то или иное явление.

Так, при изучении в VII классе темы,, Устаревшие слова ", учащиеся сравнивают историзмы и архаизмы. Учитель побуждает ребят установить причины,,устаревания" слов, сделать вывод, что такое историзмы а что такое архаизмы.

Благодаря такому подходу к изложению нового материала учащиеся не могут воспринимать его пассивно. Поставленные учителем вопросы заставляют их думать и пытаться глубже вникать в содержание изучаемой темы. Учащиеся осуществляют известный поиск, имеют возможность проявить догадку и сообразительность, продемонстрировать свои творческие способности. Это вызывает у них радостные переживания и эмоциональный подъём, стимулирует познавательную и речевую активность.

Большую роль в активизации устной речи играет умение учителя побуждать своих питомцев к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нём главных и наиболее существенных положений. Этот приём хорошо использовать на уроках развития речи, когда даётся объёмная информация. Хотя уже в V классе полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые объяснены на уроке. Этот приём служит действенным стимулом познавательной активности учащихся. Если учитель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы в изучаемом материале, то это задание заставляет школьников глубже вникать в сущность новой темы, тщательней анализировать и запоминать сообщаемые факты, мысленно,,,про себя" расчленять материал на логические части. Не следует препятствовать, если они прибегают к записям основных положений, стремясь к более детальной и чёткой формулировке вопросов. Наоборот, нужно побуждать и приучать школьников делать краткие записи наиболее важных вопросов темы и фиксировать изложение учителя в виде тезисов, особенно актуально использовать этот приём в старших классах, когда учащиеся могут подобрать свои примеры к тезисам учителя.

Так на уроке развития речи по теме,, Диалог. Требования к составлению диалога. Составление диалога по данной речевой ситуации " учитель знакомит учащихся с правилами общения и требованиями к составлению диалога. Учащиеся, по ходу объяснения учителя, выделяя главное, делают записи в тетрадях, чтобы передать содержание текста достаточно полно. Затем подкрепляют записанные тезисы примерами из собственной жизни.

Таким образом, приём на придумывание своих примеров при объяснении нового материала значительно активизирует речь учащихся.

В обучении нужно придерживаться правила:,,Там, где могут сказать сами дети, учитель должен молчать ". Естественно, что при изучении многих тем, в какой-то мере известных учащимся, хороший эффект в активизации устной речи даёт метод эвристической беседы, когда учитель начинает свой урок не с объявления темы, а с вопроса о том, где они сталкивались с данным явлением, например,,, Использование фразеологизмов в речи ". Учитель даёт несколько примеров, учащиеся вспоминают, в какой ситуации могли их слышать. Затем учитель просит учеников привести свои примеры фразеологизмов, которые они употребляют. Озвучив ряд фразеологизмов, учитель просит попробовать объяснить их лексическое значение, помогает учащимся прийти к самостоятельному выводу о том, что лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.

После того, как дети дали определение фразеологизмам и их свойствам, учитель просит учащихся подумать над тем как могли возникнуть данные словосочетания:,, в рот воды набрать ",,, витать в облаках ",,, знать на зубок ",,, как в воду глядеть " и т.п.

Положительное в этом приёме то, что, проводя беседу, учитель активизирует речь учащихся, может заставить класс думать и самостоятельно приходить к необходимым выводам.

Для,, слабых " классов рациональнее использовать эллиптическую беседу, основанную на пропуске легко подразумеваемых слов в речи, приём незаконченного предложения.

Так, после ознакомления с теоретическим материалом учебника по теме,, Монолог, диалог, полилог " и объяснения учителя, дано задание ознакомиться с предложенным текстом и доказать, что это монолог.

Учитель:

-Данный отрывок представляет собой монолог, потому что, во- первых, это речь, …, во- вторых, это речь от…, в – третьих, отрывок обладает….

Учащиеся легко восстанавливают пропущенные слова, активизируя мыслительные способности, развивают речь.

Большой эффект в обучении даёт живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Демонстрируя наглядные пособия, учитель мобилизует внимание учащихся и привлекает к восприятию изучаемого материала не только слух, но и зрение, а в некоторых случаях обоняние и осязание.

Наглядное обучение не только оживляет учебный процесс, но и помогает придать процессу обучения большую убедительность.

Одним из средств активизации устной речи учащихся на уроках русского языка является учебный диалог. Это метод обучения, реализуемый на основе учебной ситуации, в ходе которого происходит обмен информации, вырабатываются суждения и решаются учебные задачи, в результате чего повышается интерес, развивается логическое мышление, возрастает коммуникативность.

За учебным диалогом между учителем и учеником следует приём составления диалога по предложенной ситуации, активизирующий речь школьников.

Ситуация. Ваш одноклассник заболел и пропустил данный урок. Позвоните ему, расскажите, что изучалось на уроке, объясните домашнее задание.

Учащиеся составляют диалог и разыгрывают его.

Следует также отметить приёмы работы со словарями на уроках русского языка как средство активизации речи учащихся и обогащения их словарного запаса.

Упражнения по тематическому словарю возможные самые разнообразные: словарный диктант, диктант по памяти, сочинение- миниатюра по опорным словам, прочитать правильно, расставить ударение, определить лексическое значение, подобрать синонимы и т.п.

Словарная работа на уроках русского языка имеет немаловажное значение для расширения лексикона учащихся и активизации речи школьников.

Одним из действенных приёмов активизации учебного процесса и речи учащихся является применение элементов занимательности на уроках русского языка при изучении различных тем.

Так под руководством учителя школьники могут изготавливать альбомы, в которых красочно оформлены высказывания о русском языке многих видных государственных деятелей, писателей, помещены их портреты; при изучении темы,,Фразеология “ учащиеся могут оформить альбом с фразеологическими оборотами, их лексическими значениями, проиллюстрировать наиболее понравившиеся. Для активизации речи учащихся учитель предлагает ученикам защитить свою творческую работу, а классу прорецензировать её.

В VI классе для лучшего усвоения темы «Одушевлённые и неодушевлённые существительные» можно использовать красочные рисунки, изображение различных предметов. Учитель читает загадку, учащиеся отгадывают предмет.

Что за рыжий огонёк

Прячет хвостик за пенёк?

Выходи - я не боюсь,

Я орешком поделюсь.

Ребята отвечают: «Это белка». Учитель показывает рисунок, где изображена белка. Учащиеся ставят вопрос к слову белка. Кто?

Сидит Пахом на коне верхом,

Книжку читает, а грамоты не знает.

- Что это?

- «Очки».

Оживить урок, активизировать речь учащихся можно при помощи использования в учебной работе произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, сказок, загадок…

Применение игровых приёмов существенно активизирует учебный процесс, но злоупотреблять ими нельзя. Целью этих приёмов является не развлекательность, а занимательность и увлечённость на основе эмоционального и интеллектуального фона урока. Игра - один из приёмов преодоления пассивности учащихся и активизации речи. Но игра не ради игры, а языковая.

Таковы не которые общедидактические приёмы, которые могут быть использованы для активизации устной речи учащихся, для возбуждения умственно активности и познавательного интереса школьников.

Как показывает изложенное, проблема эта сложная и многогранная. Вот почему система методических средств и приёмов активизации речи школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков. Формирование же педагогических умений и навыков и выработка мастерства обучения достигается только путём настойчивых упражнений и последовательного применения каждого приёма учебной работы на практике.

Хочется надеяться, что приведённые мною примеры, в какой то мере помогут учителям- филологам более эффективно работать над активизацией устной речи учащихся на уроках русского языка.

Категория: Русский язык
13.11.2015 21:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!