СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы развития творческих способностей на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

От теории к практике

Прием «Творческое задание». Этот прием подразумевает замену обычного домашнего задания заданием творческим. В итстории домашнее задание обычно сводится к изучению какого-либо параграфа учебника. Однако можно придумать множество других заданий: составить кроссворд по теме, разработать дидактическую карточку, составить литературный рассказ, придумать тесты к параграфу, самостоятельно разработать опорный конспект заданной темы и т.д. Строго говоря, творческое задание это не прием, а целая группа различных приемов, делающая выполнение домашнего задания более трудоемким, но и более интересным.

 

Прием «Творческая задача». Творческие задачи как школьный методический прием ввели в отечественную школу последователи ТРИЗ-педагогики. Под творческой задачей они понимают такую, где или нечетко заданы условия, или содержится некое противоречие. Решение творческих задач происходит в условиях недостатка информации для поиска однозначного ответа. Поэтому решение всегда связано с элементом творчества. Обычно интересным представляется любое решение в том числе и неправильное. В данном случае важен не результат, а поиск. Поэтому учитель оценивает не правильность решение, а способы его аргументации. Составление творческих задач весьма сложная работа. Поэтому система «ТРИЗ-ШАНС» выпускает уже готовые сборники подобных задач.

 

Прием «Визуализация». Одним из важнейших начал любого творчества является воображение. Для истории воображение имеет особое значение, так как многое из того, что изучается в курсе ребенок никогда не видел. Прием «Визуализация» помогает перевести текст в зрительные образы.

Прием «Воображаемое путешествие». Школьники получают задание описать свое воображаемое путешествие по той или иной эпохе. Этот несложный прием, при всей его примитивности весьма эффективен. Он позволяет перевести сухой текст учебника в зрительные образы, так как при описании своего воображаемого путешествия ученик должен представить ту жизнь, которую он описывает..

 

Прием «Крокодил». Я часто хожу с детьми в походы. Вечером у костра мы играем с ними игры. Одна из самых любимых игр это «Крокодил» или «Американский студент» (не очень понимаю почему ее так называют, но дети ее называют именно так). Суть игры простая. Надо объяснить какой-либо термин без слов, только жестами, а остальные должны этот термин угадать. Лет 15 назад я попытался попробовать применить ее на уроке и результат мне понравился. Я до сих пор помню, как ученик показывал «оползень». Он высунул язык и тихо сполз по стенке. Это было смешно, а значит эмоционально. А как уже давно доказали психологи эмоционально окрашенные моменты запоминаются всегда лучше. Что такое оползень ученики этого класса запомнили на всю жизнь. Прием «Крокодил» хорош вот чем: во-первых, он эмоционально окрашивает урок, во вторых, снимает напряжение и, в-третьих, развивает творческие способности, ибо создать мимическую сценку по заданному учителем термину есть процесс творческий. Обычно этим приемом я пользуюсь, когда вижу, что класс устал или когда осталось немного свободного времени на уроке. злоупотреблять этим приемом нельзя. Как любой деликатес он должен быть редким (а потому особенно приятным) «блюдом» на уроке.

 

Прием «Идеальная страна». Учитель предлагает описать  идеальную страну. То есть страну, где есть идеальные условия для развития промышленности, сельского хозяйства, отдыха и.д. В ней должны наиболее оптимальном образом располагаться города и наиболее оптимальным образом идти транспортные пути. Ее должны окружать идеальные соседи Одним словом по всем показателям эта страна должна быть идеальной.

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

 Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

 «Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из орга­низационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

 Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Категория: География
04.02.2015 20:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!