СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Православная тема в народном искусстве России. Часть 2. Берестяной промысел

Нажмите, чтобы узнать подробности

только здесь живу, Здесь, где моя любовь, Где солнца луч в рябиновой истоме На серебре горит, И оживает вновь Берестяная сказка на ладони…

Ольга Кульневская

С незапамятных времен применялась в быту русского народа береста – верхний слой березовой коры. Ее древнее название «бересто» известно с XV в. Это легкий в работе и чрезвычайно долговечный материал нежного розовато-охристого цвета. Бересту использовали в самых разнообразных целях. Из нее плели лапти, изготовляли посуду. Существовали берестяные музыкальные инструменты – пастушьи рожки. Крестьянские дети забавлялись берестяными игрушками, а взрослые обменивались начертанными на бересте посланиями. Археологи при раскопках в древнем Новгороде обнаружили берестяные грамоты с текстами, выдавленными на берестяных пластинах металлическими палочками – «писалами». Археологические исследования показали, что береста имела не только значительный ареал бытования (узоры на берестяной посуде народов Западной Сибири, Приуралья, Североевропейской части России и Среднего Поволжья), но и тысячелетнюю историю.

Шемогодская прорезная береста. Начало ХХ в.

Способы плетения берестяных изделий были несложными. Основным инструментом являлся используемый для плетения лаптей кочедык, плоское шило с крючкообразным изгибом. «Не торопись языком, а торопись кочедыком», – говорится в русской пословице, что означает: «Делай дело, а не пустословь». Кроме кочедыка мастеру необходим был острый нож, которым он резал берестяные ленты нужной ширины – лычки и заострял их концы. В ходе работы такие ленты образовывали несложный узор – в клеточку, в косичку, в веревочку, в треугольники. Мастера использовали различные оттенки естественного цвета бересты.

Плетение из бересты считается исконно русским промыслом. Особенно широко оно было распространено в Вологодской, Новгородской и Архангельской областях, причем в каждой области сложились самобытные традиции плетения и способы художественного оформления берестяных изделий – тиснение, роспись, резьба.

Авт. Кочев Михаил Степанович, г. Сыктывкар, Республика КОМИ

Авт. Шантырёва Валентина Евстигнеевна, г. Кострома

Авт. Кузьмин Игорь Николаевич, село Колосовка, Колосовский район, Омская область

Авт. Кузьмин Игорь Николаевич

Экспонаты выставки на открытии экспериментальной фабрики Великоустюгские узоры в 1981 г.

Типичные узоры прорезной шемогодской бересты – изображения зверей, людей, птиц, растительность – гравируются тупым шилом на берестяных листах и прорезаются с отбрасыванием фона острым ножом.

Шемогодская резьба по бересте

Шемогодская резьба по бересте

Авт. Антипенко Владимир Петрович, Иркутская область

Авт. Антипенко Владимир Петрович

Авт. Васильев Кирилл. Сундук

Заготавливают бересту в конце мая – в июне, когда дерево полно соков и береста легко отстает от основной коры. Снимали умело, не повреждая следующий слой коры, чтобы не вредить дереву, и через несколько лет у березы появилась новая белая одежда. Береста легко поддавалась обработке, а для резьбы по бересте никаких особенных орудий, кроме ножа и, может быть, еще шила, не требовалось. В XIX – начале XX в. в каждом крестьянском доме на Севере можно было встретить берестяные корзины, лукошки для хлеба, туески, большие берестяные бутыли для хранения зерна, солоницы; берестяные лапти (ступни). Бересту умели украшать, превращать в нарядные, полные гармонии и изящества вещи. Хорошие мастера создавали настоящие произведения искусства.

Для современного промысла по-прежнему характерна практика ученичества как испытанный в веках способ передачи мастерства, наследственного опыта. Резчики знакомятся с историей промысла, наследием старых мастеров и лучшими произведениями современных, варьируют их находки. От одного мастера к другому передаются методы работы, техническая сноровка, художественный навык и мотивы изображения; происходит постоянное творческое переосмысление художественной традиции.

Авт. Будакова Наталья Анатольевна, г. Москва. Набор чайный

Авт. Дырмовский Виктор

Шемогодская береста

Авт. Дырмовский Виктор

Авт. Дырмовский Виктор

Сам берестяной промысел нельзя назвать исконно русским: бересту для изготовления различных изделий использовали все народы, на земле которых росла красавица береза. Но именно русский мастер одухотворил это ремесло настолько, что берестяные изделия превратились в подлинные произведения искусства. Возможно, благодаря тому, что белая береза - это самое любимое и необыкновенно красивое дерево, символизирующее Россию.

Авт. Копылова Елена Анатольевна, г. Великий Устюг, Вологодская обл.

Шемогодская резьба по бересте

Шемогодская резьба по бересте

Шемогодская береста

Шкатулка из бересты

Авт. Дырмовский Виктор

Шкатулка из бересты

Авт: Гурин Александр Вячеславович, Гурина Альфия Викторовна, Свердловская область

Шкатулка из бересты

Шкатулка-сундук из бересты Тройка

Футляр для очков "Виды Кремля"

Авт: Гурин Александр Вячеславович, Гурина Альфия Викторовна, Свердловская область

Авт. Богатырёв Сергей Юрьевич, г. Вельск

Авт: Гурин Александр Вячеславович, Гурина Альфия Викторовна, Свердловская область

Современные мастера Шемогодья, обобщая опыт предыдущих поколений, творчески развивая традиционные сюжеты и орнаменты, продолжают удивлять нас прекрасными произведениями искусства.

Туес из бересты. Пермогорская роспись

Шкатулка из бересты "Иван да Марья"

Работы современных мастеров Шемогодья

Шемогодская резьба. Хлебница. Авт. А. Е. Маркова. 1985 г.

Авт. Копылова Елена Анатольевна, г. Великий Устюг, Вологодская обл.

Авт. Копылова Елена Анатольевна, г. Великий Устюг, Вологодская обл.

Бурак без крышки. Великоустюжский уезд. XIX в. (Шемогодская береста)

Бурак. Вологодская губерния. XIX в. (Шемогодская береста)

Ларец из бересты с делениями "Сказка"

Шкатулка из бересты "Венчание"

Авт. Налимова Галина Владимировна

Авт. Евгений Гусев. Святогор

Авт. Евгений Гусев. Георгий Победоносец

Авт. Антипенко Владимир Петрович, Иркутская область

Образ Пресвятой Богородицы. Авт. Налимова Галина Владимировна

Икона Божией Матери "Семистрельная". Береста

Шкатулка из бересты. Рождество. Тайная Вечеря

Шкатулка из бересты. Рождество. Тайная Вечеря

Авт. Наталья Будакова. Филимоново

Короб из бересты с онежской росписью

Авт. Кузьмин Игорь Николаевич, с. Колосовка, Колосовский район, Омская область. Мезенская роспись

Берестяные изделия с мезенской росписью

Авт. Юрий Ходий, г. Архангельск

Авт. Юрий Ходий, г. Архангельск

Стожаров Владимир Федорович (1926-1973). Туеса, рога и черная рябина. 1970 г.

Стожаров Владимир Федорович (1926-1973). Туеса, черная и красная рябина. 1970 г.

Стожаров В.Ф. (1926-1973)

Стожаров В.Ф. (1926-1973)

Стожаров В.Ф. (1926-1973). Натюрморт с рябиной. 1967 г.

Источник

Категория: МХК
07.04.2018 22:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!