СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Положение о рабочей программе

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЛОЖЕНИЕ

О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года), Федеральным образовательным стандартом начального общего образования (2009 год), Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (2010 год), письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010г. № 03-48, письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011г. № 03-766, приказом Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373, приказом Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897, Уставом Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Балаково Саратовской области и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов МАОУ СОШ № 25.

1.2. Рабочая программа по учебному предмету — это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований Федерального компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года), Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (2009, 2010гг.) к условиям и результату образования обучающихся на начальном, основном, среднем уровнях образования по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения (далее — ОУ).

1.3. Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения образовательных программ начального общего основного общего и среднего общего образования.

1.4. Задачи рабочей программы:

  • дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);
  • конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса ОУ и контингента обучающихся.

1.5. Основными функциями рабочей программы являются:

- нормативная – программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

- содержательная – программа фиксирует состав элементов предметного содержания и универсальных учебных действий, подлежащих освоению обучающимися на уровнях зоны актуального развития и зоны ближайшего развития;

- процессуальная – программа определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и условия обучения;

- оценочная – программа выявляет объекты контроля, уровни усвоения элементов содержания

1.6. Рабочая программа, являясь индивидуальным инструментом педагога, должна определять наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса; учитывать состояние здоровья обучающихся, уровень их способностей, характер учебной мотивации, а также возможности педагога и состояние учебно-методического и материально - технического обеспечения ОУ.

  1. Разработка рабочей программы

2.1. Разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции ОУ (статья 28 пункт 6 закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

2.2. Рабочая программа является составной частью образовательной программы ОУ, определяющей содержание образования в данном ОУ на всех уровнях образования.

2.3. Учитель планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой ОУ, разрабатывает рабочие программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ, соответствующих требованиям федеральных образовательных стандартов и обеспечивает их выполнение.

2.4. Рабочие программы составляются на уровень обучения (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование), на параллель или на класс.

2.5. Рабочая программа разрабатывается на все образовательные предметы, курсы, элективные курсы и предметы, индивидуально-групповые занятия, кружки.

2.6. Рабочая программа разрабатывается одним учителем или группой учителей (учителя начальных классов, специалистов по данному предмету).

2.7. Учитель, разрабатывая рабочую программу, может определять порядок изучения материала, не нарушая при этом логику предмета; вносить изменения в содержание изучаемой темы, конкретизируя и детализируя дидактические единицы; расширять перечень дидактических единиц; дополнять требования к уровню подготовки учащихся, уменьшать или увеличивать количество часов на изучение тем, по сравнению с примерной или авторской программами. Изменения, произведенные в содержании рабочей программы по сравнению с примерной программой по учебному предмету и/или авторской программой, должны быть обоснованными в пояснительной записке (если изменения более 20%, то необходима внешняя экспертиза и согласование).

2.8. Ежегодные корректировки рабочей программы осуществляются в соответствии с особенностями класса, и отражаются в пояснительной записке.

2.9. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного предмета на каждый учебный год.

2.10. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.

  1. Порядок согласования и утверждения рабочей программы.

3.1. Разработанная учителем рабочая программа должна соответствовать:

3.1.1. Рабочая программа по ФГОС начального общего образования

  • Федеральному образовательному стандарту начального общего образования (2009 год) с изменениями и дополнениями
  • Примерной образовательной программе начального общего образования
  • Авторской программе по предмету
  • Образовательной программе начального общего образования ОУ
  • Учебному плану ОУ
  • Федеральному перечню учебников
  • Настоящему Положению о рабочей программе

3.1.2. Рабочая программа по ФГОС основного общего образования

  • Федеральному образовательному стандарту основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;
  • Примерной образовательной программе основного общего образования
  • Авторской программе по предмету
  • Образовательной программе основного общего образования ОУ
  • Учебному плану ОУ
  • Федеральному перечню учебников
  • Настоящему Положению о рабочей программе

3.1.3. Рабочая программа по ФГОС среднего общего образования

  • Федеральному образовательному стандарту среднего общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;
  • Примерной образовательной программе среднего общего образования
  • Авторской программе по предмету
  • Образовательной программе среднего общего образования ОУ
  • Учебному плану ОУ
  • Федеральному перечню учебников
  • Настоящему Положению о рабочей программе

3.1.4. Рабочая программа среднего общего образования по Стандарту 2004 года

  • Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (2004 года)
  • Примерной образовательной программе среднего общего образования
  • Авторской программе по предмету
  • Образовательной программе среднего общего образования ОУ
  • Учебному плану ОУ
  • Федеральному перечню учебников
  • Настоящему Положению о рабочей программе

3.2. Администрация ОУ проводит экспертизу рабочей программы педагога на предмет соответствия требованиям настоящего положения. Первичная экспертиза может проводиться в электронном виде.

3.3. Экспертиза может быть проведена с привлечением руководителей методических объединений ОУ, членов методического совета или внешних экспертов.

3.4. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, педагогу необходимо доработать рабочую программу в указанные сроки.

3.5. При соответствии рабочей программы установленным требованиям программа утверждается директором ОУ после согласования с заместителем директора по учебно - воспитательной работе не позднее 31 августа.

3.6. Все изменения, дополнения, вносимые педагогическим работником в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителями директора ОУ по учебно - воспитательной работе, курирующих данный предмет.

  1. Структура рабочей программы

4.1. На основании приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373»,

Рабочая программа начального общего образования по предмету должна содержать следующие разделы:

Титульный лист (Приложение 1)

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
  3. Содержание учебного предмета
  4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

4.2. На основании приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897»,

Рабочая программа основного общего образования и среднего общего по предмету должна содержать следующие разделы:

Титульный лист (Приложение 1)

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
  3. Содержание учебного предмета
  4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

4.3. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности должна иметь следующие разделы:

Титульный лист

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
  3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
  4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

4.4. Рабочая программа среднего общего образования по Стандарту 2004 года по учебному предмету включает в себя следующие разделы:

Титульный лист

  1. Пояснительная записка
  2. Требования к уровню подготовки обучающихся
  3. Содержание учебного предмета
  4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

4.5. Рабочая программа элективных курсов и предметов по учебному предмету должна иметь следующие разделы:

Титульный лист

  1. Пояснительная записка
  2. Требования к уровню подготовки обучающихся
  3. Содержание элективных курсов и предметов по учебному предмету
  4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

4.6. Рабочая программа кружка должна иметь следующие разделы:

Титульный лист

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты освоения курса
  3. Содержание курса с указанием форм организации и видов кружковой работы
  4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

5.Содержание и оформление рабочей программы

5.1. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, как и листы Приложения. На титульном листе указываются: наименование ОУ; название предмета/курса/электива/кружка (для программ по ФГОС 2004г. дополнительно указывается уровень программы); параллель или класс; гриф утверждения программы и год составления программы.

5.2. Пояснительная записка

  • для рабочих программ по ФГОС 2009-2010 гг. включает в себя указание названия авторской программы по предмету/курсу/элективу/кружку, издательства и года издания. Указание УМК (автор, название, издательства и года издания), по которому ведется обучение.
  • для рабочих программ по Стандартам 2004 г.: если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу и при наличии у учителя опубликованной авторской программы, в пояснительной записке достаточно привести сведения об авторской программе (автор, название, издательства и года издания) и кратко обосновать причину ее выбора и особенности реализации в конкретном ОУ.

5.3. Для рабочих программ по ФГОС 2009-2010 гг. в разделе «Планируемые результаты изучения учебного предмета курса/электива/кружка» раскрываются результаты, формируемые учебным предметом. Результаты систематизируются по трем видам: личностным, метапредметным, предметным результатам.

Для рабочих программ по Стандартам 2004г. в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» необходимо отразить, какие непосредственно результаты должны быть достигнуты по окончанию каждого, конкретного класса. Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу, в которой сформулированы требования к уровню подготовки обучающихся, то этот раздел может отсутствовать в рабочей программе (при наличии у учителя опубликованной авторской программы).

5.4. Содержание учебного предмета/курса/электива/кружка – структурный элемент рабочей программы, включающий:

- перечень и название разделов и тем курса;

- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

- содержание учебной темы;

- темы практических и лабораторных работ;

- творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

- краеведческий материал;

- возможные виды самостоятельной работы учащихся;

- использование резерва учебного времени.

Для рабочих программ по Стандарту 2004г. в разделе «Содержание учебного предмета» приводится краткое содержание изучаемого учебного материала в виде перечисления основных разделов, тем и перечня дидактических элементов каждой темы. Указывается количество часов на освоение учебного материала по каждому разделу. Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу без изменений, то этот раздел может отсутствовать в рабочей программе (при наличии у учителя опубликованной авторской программы).

При создании рабочей программы курсов внеурочной деятельности и кружковой работы содержание расписывается с учетом форм организации и видов деятельности в виде таблицы:

Содержание

Формы организации и виды деятельности

5.5. Тематическое планирование рабочей программы учебного предмета/курса/электива/кружка представляется в виде таблицы:

Наименование разделов, тем

Количество часов

5.6. Календарно – тематическое планирование изучения учебных предметов составляется на учебный год в виде таблицы, как приложение к рабочей программе. Темы должны совпадать с поурочными записями в журналах. Даты могут корректироваться в графе «Фактическая дата». Домашнее задание указывается на усмотрение учителя. Титульный лист (Приложение №2)

№ п/п

Тема урока

Дата

причина корректировки

план

факт

5.7. Календарно-тематическое планирование элективов, внеурочной и кружковой деятельности, индивидуально-групповых занятий составляется учителем аналогично.

5.8 Учебные программы индивидуального обучения на дому составляются индивидуально в соответствии с рабочей программой по предмету того класса, где обучается учащийся, имеющий право на индивидуальное обучение на дому; на срок, обусловленный справкой – заключением медицинского учреждения о переходе обучающегося на индивидуальное обучение на дому.

  1. Оформление и хранение рабочей программы.

6.1. Текст рабочей программы печатается в текстовом редакторе Word, шрифт TimesNewRoman, кегель 12 или 14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, поля не менее 2см, формата страницы А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Ориентация страниц книжная.

6.2. Рабочая программа и КТП учителя должна быть в печатном и электронном виде. Один экземпляр сдается администрации ОУ, второй - хранится у учителя. Срок хранения рабочей программы на курс обучения, КТП- 2 года.

Категория: Завучу
26.08.2021 21:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!