СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Полезные интеллектуальные привычки
Когда мы слышим выражение «полезные привычки», то в первую очередь думаем о занятиях спортом и отказе от алкоголя и курения. Однако существует ряд повседневных поведенческих паттернов, которые помогают человеку повысить уровень интеллекта. Ну, или якобы помогают. Вместе с экспертом разбираемся, какие из них действительно работают и стоит ли вообще говорить о том, что интеллект можно развить.
Прежде всего, стоит разобраться с определением термина «интеллект». Мы уже писали об
«Интеллект является предметом научного изучения, и, несомненно, принадлежит к научным понятиям, - говорит
Можно сказать, что синонимом понятия «интеллект» является слово «ум», «разум». Человека, который занимается умственным трудом, обладающего высокоразвитым аналитическим мышлением, именуют интеллектуалом или «умным человеком». Наиболее распространенное определение интеллекта дает психология: «Интеллект - это общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение».
Хорошо усвоенное старое
В России сложно найти человека старше сорока лет, который хотя бы раз в жизни не попытался повторить эксперименты, описанные в книге Якова Перельмана “Занимательная физика”, или решить пару представленных в ней головоломок. Именно “Занимательная физика” стала не только классическим пособием, призванным углубить познания в области самого предмета, но и сборником упражнений для развития интеллекта – как у детей, так и у взрослых. Впрочем, есть и другие способы увеличить свой интеллектуальный багаж, о которых мы знаем с юных лет.
· Чтение энциклопедий. Польза чтения в целом неоспорима, но долгое время считалось, что, штудируя статьи энциклопедий или энциклопедических словарей (по алфавиту или в произвольном порядке), ты впускаешь в свою голову информацию, которая в противном случае навсегда останется для тебя недоступной. В конце концов, откуда еще тебе удастся узнать об особенностях брачного поведения павианов или самых низких температурах в истории?
· Игра в шахматы. Еще один проверенный метод, призванный заставить мозг основательно “поскрипеть”. Шахматы позволяют усилить способность к концентрации внимания, развивают логику и абстрактное мышление. Переставляя фигуры по доске, ты учишься и в обычной жизни совершать действия не бездумно, а придерживаясь определенной стратегии. Навык, чрезвычайно важный в любые времена.
· Тренировка памяти. Невозможно иметь широкий кругозор, если данные не задерживаются в твоей голове дольше, чем на несколько минут. Поэтому тренировка навыков запоминания идет рука об руку с интеллектуальным развитием. Заучивание стихотворений, игры с переворачивание карточек, даже простая попытка не записывать на бумажке, а запомнить список продуктов, которые нужно купить в магазине – упражнений существует великое множество.
· Решение логических задачек. Помните игру в “данетки”, которая раньше была хитом едва ли не в каждом дворе? Казалось бы, угадывать причину, по которой человек сел на стул и умер – ерунда и детский сад. Однако “данетки” действительно прекрасно тренируют логическое мышление, и сегодня существует немало сайтов, на которых собраны самые интересные загадочные истории. Впрочем, играть вживую с друзьями и, главное, артистичным ведущим, все еще гораздо интереснее.
Новые веяния
Можно до бесконечности перечислять традиционные способы тренировки памяти и внимания, а также обогащения лексикона, но главным их отличием от полезных интеллектуальных привычек, получивших распространение в наши дни, будет то, что они, как правило, подразумевают целенаправленную, сосредоточенную работу над собой. Сегодня же принято считать, что гибким наш ум делают не столько сложные упражнения на сообразительность, сколько, во-первых, развлечения, совмещающие приятное с полезным, а во-вторых, внимание к собственному психологическому здоровью.
В этом контексте особенную пользу приносят:
«Существует множество работ, где даются рекомендации, описание «ухищрений» для развития интеллекта, - рассказывает
Расслабиться и получить удовольствие
К перечисленному выше вполне можно добавить психотерапию, здоровый сон, любимую работу, возможность читать хорошие книги и играть в качественно сделанные компьютерные игры – главным образом, квесты и стратегии. Поэтому сам собой напрашивается вывод: интеллектуальное развитие, по всей видимости, невозможно без создания общих комфортных условий для жизни, пусть это и звучит несколько абстрактно.
С другой стороны, уровень интеллекта сам по себе – показатель не то чтобы очень конкретный и определенный. И даже хваленые тесты на IQ далеко не всегда отражают реальное положение вещей. Поэтому и полезные интеллектуальные привычки стоит рассматривать скорее не как безотказно работающие и гарантирующие результат упражнения, а как способ позаботиться о себе в целом и, отчасти, повысить свои шансы избежать старческой деменции. Ну, или хотя бы отсрочить ее наступление.
«Хорошая память, например, присуща большинству людей, которых определяют как высокоинтеллектуальных, - рассуждает
Обучая человека, мы всегда ставим перед собой определенные цели. Освоить иностранный язык, понять исторические закономерности, научиться решать те или иные виды задач. Заучивание стихов, «интеллектуальные игры» и чтение важны для образования и обогащения человека. Что же касается развития «умения соображать», «изобретать», то, это, скорее, врожденные качества человека, и тут я настроена достаточно скептически. Я сомневаюсь, что интеллект вообще можно развить. Он присущ человеку как задаток, который можно превратить в способность путем обучения. Но только в том случае, если задаток присутствует. Я бы вовсе не стала ставить перед собой такую абстрактную цель, как «развитие интеллекта». Поскольку невозможно даже оценить, насколько развился интеллект в результате обучения и развился ли он вообще».
© 2017, Синягина Юлия Викторовна 563