СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Подготовка учащихся к устному собеседованию
План:
1.Заявка на участие
2.Поэтапное знакомство с устной частью ОГЭ по русскому языку.
3.Рекомендации по подготовке учеников к экзамену.
4. План работы ШМО на 2018-2019 учебный год
5. План подготовки выпускников 9-х классов МБОУ СОШ №2
6. Протоколы методических собраний
к итоговому устному собеседованию по русскому языку в 2019 году
7. Живая классика 2019 год.Заметка.
8.Презентации.Конспекты открытых уроков по русскому языку и литературе.Видеоролики с уроков.
2.Поэтапное знакомство с устной частью ОГЭ по русскому языку.
В штатный режим планируется ввести устную часть в 2019 году как допуск к ОГЭ.Поэтому ифилологов, и родителей, и, конечно, учеников волнует вопрос введения Устной части ОГЭ по русскому языку
По данным Минобрнауки России и Рособрнадзора экзамен планируется проводить на базе школ, проверять и оценивать результаты предстоит школьным учителям - экспертам.
В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь. Будущим выпускникам будет предложен выбор формата экзамена: беседа с учителем, беседа с одноклассником, диалог с виртуальным собеседником с использованием компьютера.
Демоверсия состоит из 4 заданий:
1 задание:необходимо выразительно прочитать художественный текст (3 мин.). В этом задании будут предложены только прозаические тексты. Время на подготовку выразительного чтения – 1,5 мин.
Учащимся необходимо за это время прочитать, осмыслить, определить паузы, интонацию, правильно поставить ударение в словах.
Это задание оценивается 3 баллами.
2 задание – пересказ прочитанного текста с привлечением цитат.
3 заданиесостоит из двух частей:
1) Необходимо описать фотографию определенной тематики. В помощь ученику будет предложен небольшой план для высказывания.
Кроме этого экзаменуемому необходимо будет ответить на ряд вопросов по данной теме.
В этом задании проверяется монологическая речь с элементами диалога.
2) Диалог с другом или учителем, или условный диалог с компьютером. Ученикам предложат обсудить в парах или с учителем определенную тему для беседы, ответить на вопросы, высказать свою точку зрения. Здесь необходимо учащимся правильно реагировать на реплики собеседника.
Время на подготовку – 2 мин. Оцениваются данные задания 10 баллами.
4 задание: Монологическая речь, описание фотографии и размышление на конкретную тематику. Задание этой части похоже на второе задание. На первый взгляд, кажется, что задания несложные, и большинство выпускников должны с ними справиться. Но опыт показал, что ученики не готовы к устному экзамену.
Не каждый к 9 классу научился бегло читать, далеко не каждый может непрерывно говорить на одну тему хотя бы минуту.
Не говоря уже об отсутствии ораторского искусства и опыта публичных выступлений. С трудом выстраивают девятиклассники и диалоги. Задание 1 – Чтение вслух небольшого текста.
Выразительное чтение - один из аспектов навыка чтения. Чтение, правильно передающее содержание художественного произведения или статьи. Признаки выразительного чтения: 1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие
замысел автора;2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски; 3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп. Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста. Главное правило выразительного чтения было выдвинуто еще В.И. Чернышевым в начале XX века: «Читай так, как говоришь».
Формирование правильного чтения, выработка у читающего определенного уровня навыков, связанных с произносительной культурой, все это отрабатывалось с начальных классов.
Новсе – таки стоит с будущими выпускниками вспомнить компоненты выразительной речи. Что такое интонация (тон голоса), сила голоса, темп и мелодика речи, логическое ударение, паузы, ритм речи? Упражнения такого типа встречаются в учебниках старших и средних классов, например, «Учебник русского языка 8 класс под ред. М.М. Разумовской» упр. 180, 181.
Здесь же в рубрике «Возьмите на заметку!» читаем:
«Предложения с обобщающим словом перед однородными членами имеют яркую интонационную особенность: после обобщающего слова необходима пауза ( //), голос заметно понижается или повышается перед той частью предложения, где на письме ставится двоеточие.
Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления».
На первых этапах вместе с учащимися в предложенных текстах простым карандашом можно сделать необходимые пометы, проставить ударение в словах, также объяснить значение слов.
После такой предварительной работы над текстом у учащихся сводится к минимуму количество ошибок в произношении, правильном проговаривании окончаний слов, интонационно верно они расставляют логическое ударение.
Неоценимую помощь нам могут оказать аудиозаписи и тексты изложений, которые мы используем при подготовке к ОГЭ. После прослушивания образцового чтения в аудиозаписи, учащиеся работают с соответствующим распечатанным текстом. Тем самым ведется подготовительная работа сразу к двум экзаменам.
Чтобы весь процесс подготовки к экзаменам был полноценным, я считаю, необходимо познакомить учащихся и с системой оценивания экзаменационной работы. Тогда ученики имеют возможность оценить свое чтение и своего одноклассника, проанализировать допущенные ошибки.
Поскольку ранее устный экзамен в такой форме никогда не проводился, учитель испытывает определенные трудности в подборке материала для подготовки. В интернете уже предлагают целые комплекты для устной части. Выполняя 3 и 4 задания, в процессе говорения учащийся должен показать степень владения всеми видами речи (описание, повествование, рассуждение), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение вести диалог. Следовательно, на уроках русского языка нужно уделять особое внимание основным видам деятельности:говорению, слушанию, письму и чтению. Для 2 и 3 частей определены следующие: музыка, музеи, театры, кинофильмы, путешествия, города, увлечения и хобби. Я думаю, что темы соответствуют возрастным особенностям детей данного периода. Поэтому задача учителей – филологов усложняется, и с детьми необходимо начать подготовку к утвержденной форме экзамена.Мотивируем их на овладение знаниями в области музыки, ИЗО, истории, краеведения.
3.Рекомендации по подготовке учеников к экзамену.
Даем рекомендации к составлению монологического высказывания и беседе по монологу:
1. Определи основную мысль будущего описания. Подумай: что главное ты хочешь донести до адресата; зачем (цель выступления), для кого и что именно ты будешь говорить.
2. Определи ключевые слова, опираясь на которые ты будешь строить своё выступление (главное в выступлении).
Композиция монологического высказывания:
1.Приветствие, комплимент аудитории. 2.Тезис, доказательство, вывод. 3.Заключение (обобщение).Я бы хотел, чтобы…. Спасибо за внимание…. Следить за наличием вводных слов.
Требования к речевому оформлению монологического высказывания: 1.Обязательное использование изобразительных средств (эпитеты, сравнения, оценочная лексика, прилагательные и др.)
2. Не допускается использование говорящим односложных фраз.Предложения должны включать различные синтаксические конструкции: однородные члены, причастные, деепричастные, сравнительные обороты; вводные слова со значением порядка изложения мыслей (во-первых, во-вторых), с оценкой говорящего (конечно, к сожалению, я надеюсь и т.д.); вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и предложения. 3. Оценка говорящим обсуждаемой темы :У меня этот вопрос тоже вызывает интерес.Мне бы хотелось поразмышлять над следующей стороной вопроса.4.В заключении высказывания выступающий подводит итог: о чём напомнила картина; какие ассоциации вызвала, какие планы возникли. В описании картины или фотографии нужно отметить: Передний и задний план, перспективу, цветовой ряд: краски, оттенки, настроение, предметный ряд, персонажи и предметы.Также обратить внимание на соблюдение речевого этикета в диалоге и монологе.При подготовке к составлению монологического высказывания можно предложить для сравнения тексты в качестве образца и «антиобразца»:Наша гимназия – одно из старейших учебных заведений страны и имеет богатое прошлое. Она появилась в Пензе еще в 1786 году. Здесь побывали императоры Александр Первый, Николай Второй. По этим ступеням бегали юный Белинский и Тухачевский…. В гимназии преподавали лучшие учителя. Многие преподаватели имели научные труды. В 1918 году гимназии было присвоено имя ее воспитанника Виссариона Григорьевича Белинского. Среди выпускников гимназии такие известные личности, как Ф.И. Буслаев, В.Г. Белинский и другие.
Даже не знаю, с чего начать… Ну…, наша гимназия- одна из самых старых. Образовалась гимназия в 1786 году. Ну…, еще что? …А, вспомнил! Образовалась гимназия по указу Екатерины Великой. Вот. Сначала гимназия была в литературном музее, а потом здесь. Ну, вернее, в здании литературного музея. Много раз менялагимназия статус, а потом все-таки осталась гимназией. Я точно не помню, кажется в 1992 году. Точно. Вспомнил. Много знаменитых выпускников вышли из стен гимназии. А еще праздник скоро 225 лет. Все!
Речевые упражнения для неподготовленной монологической речина уроках:Описание картины; Составление ситуации с опорой на жизненный опыт или прочитанное;.Характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.); Составление кратких объявлений и текстов открыток.Задания для неподготовленной монологической речи: 1. Ответить на вопрос, употребив образцы. 2.Заменить в предложении выделенные слова синонимами/антонимами. 3.Преобразовать повествовательные предложения в вопросительные. 4. Расширить/сократить указанные предложения. 5.Описать предмет/явление двумя-тремя фразами. 6.Восстановить в предложении/тексте пропущенные слова, опираясь на контекст. Для формирования навыков неподготовленной речи можно использовать дискуссию, спор или совместное решение какой-то задачи.
Один из приёмов- обсуждение на уроке какого-либо высказывания: эпиграфа, пословицы, фразеологизма, афоризма, высказывания выдающихся личностей по разным проблемам.
По аналогии с заданиями, данными для проведения апробации устной части ОГЭ, можно провести словесную разминку, использовать для говорения можно любую ситуацию, любой вопрос, заданный на уроке.
© 2019, Ягияева Умукусюм Дагировна 617