СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почему жители средневековой Европы боялись мыться.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Еще из школьных уроков истории мы помним, что в Средние века европейские города были настоящими клоаками. По улицам ручьями текли нечистоты, в которых плавали крысы, запахи сшибали с ног, а среди всего этого великолепия шныряли грязные, дурно пахнущие люди. Да, в ту эпоху многие мылись лишь дважды — появившись на свет и перед погребением, но причину такого отношения к личной гигиене знают немногие. Мы расскажем, откуда у средневековых граждан взялась боязнь мыться и как ее удалось преодолеть.

Религиозные и этнические различия

В античные времена царил культ тела и чистоты. «Темные язычники», не познавшие благодати христианства, постоянно стирали и мылись, а в городах работали акведуки-водопроводы, термы и даже общественные туалеты с подобием туалетной бумаги. В Древнем Риме даже нищие имели право на бесплатное посещение бани и охотно им пользовались.

Римские термы

Но пришло христианство и стремление к чистоте осталось в прошлом. Вместо тяги к совершенствованию и чистоте, новая вера принесла грязь и искоренила привычку европейцев мыться и вообще следить за собой. Это произошло не сразу и в первые столетия новой веры бани еще работали. Но многочисленные требования христианства делали процесс мытья очень хлопотным.

С одной стороны, Священное Писание поощряло стремление к чистоте, но с другой — христианам запрещалось посещать бани вместе с представителями другой веры: язычниками, мусульманами и иудеями. Наибольшую проблему в этом отношении создавали евреи, которые с давних времен жили в Европе, сохраняя свою веру и обычаи.

Отличить еврея от христианина было непросто, особенно в бане, где из одежды на посетителях были лишь набедренные повязки. Ревностный христианин, помывшись рядом с иудеем, считал себя оскверненным и это было серьезной проблемой. В итоге церковники не нашли иного решения, как ввести запрет на общественные бани. С этого момента помыться можно было в надежных, частных заведениях, куда приходили одни христиане. Но таких мест было мало, а плата за их посещение «кусалась».

С наступлением 6 века ситуация усугубилась Великим похолоданием, длившимся более трех столетий. Так как в качестве топлива тогда использовалась исключительно древесина, цены на дрова подскочили, а землевладельцы начали пристально следить за тем, чтобы в их лесах не хозяйничали лесорубы-браконьеры. Тем не менее, гигантский реликтовый лес, занимавший территорию практически всей Европы, на несколько столетий был почти полностью вырублен и хорошее топливо стало дефицитом.

Расходовать ценную древесину не на обогрев жилья и приготовление пищи, а на какое-то мытье было глупо и постепенно бани исчезли из жизни европейцев. В 11 веке холода отступили и климат нормализовался, но к тому времени привычка мыться многим казалась странной, даже подозрительной.

Интерес к мытью возродился началом эпохи Ренессанса — падение Византии привело к тому, что в Италию и Францию из Азии хлынули потоки беженцев, неся с собой культуру империи, некогда унаследовавшей славу и величие Рима. Интерес к термам снова проснулся и Европа понемногу начала приучаться к чистоте. Но это был недолгий период — эпидемии чумы поставили крест на этом благом начинании.

В 1526 году известный нидерландский ученый Эразм Роттердамский, прозванный за свои передовые взгляды «князем гуманизма», писал:

«Всего 25 лет назад ничего не было таким популярным, как общественные бани. Сегодня их уже не отыскать — чума научила нас обходиться без них…»

«Черная смерть» и церковь

Наступление очередного похолодание снова подняло цену на дрова и купаться стало дорого. Отказ от гигиены привел к распространению болезней и среди множества смертельных недугов была чума, которая в 14 веке уже собрала в Европе обильную жатву. Как и в прошлый раз «черная смерть» пришла с Востока, из Китая, и снова главными распространителями ее стали блохи.

В банях создавались идеальные условия для заражения. Насекомые перепрыгивали с вещей и тел инфицированных людей на одежду и тела здоровых, способствуя быстрому распространению заразы. Люди заметили связь между заболеваемостью и посещением общественных бань и сделали соответствующие выводы. Необразованные европейцы решили, что именно мытье становится причиной смертельной болезни и стали избегать бань.

В 16 веке богатые горожане мылись в частных банях 2−3 раза в год, а уже в 17−18 веках большинство европейцев совсем перестали мыться. Этому немало способствовала церковь с ее строгими канонами и взглядами на жизнь. На заре эпохи Возрождения люди любовались античными скульптурами и считали, что совершенствуя себя, можно стать ближе к Богу. Но с наступлением Реформации точка зрения на плоть изменилась и тело начали считать сосудом греха.

Протестантские и католические священники запрещали не только мыться, но и просто трогать тело руками — это считалось греховным. О посещении бань, где в одном помещении могли находиться несколько обнаженных посетителей, даже не шло и речи. Поддерживали церковников и медики. В 15 веке в одном из медицинских трактатов были следующие слова:

«Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры, поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть»

Изабелла Кастильская

К началу 16 века все стало так плохо, что за искреннее стремление к чистоте тела можно было попасть на карандаш к инквизиции. Но никто особо и не стремился мыться — Изабелла Кастильская, королева Испании, женщина добродетельная и набожная, оставила после себя запись, в которой гордо сообщала, что мылась за свою жизнь дважды — при рождении и в день свадьбы. Очевидно, королеву помыли еще раз, перед тем, как отнести в усыпальницу.

Как «немытая Россия» научила Европу гигиене

Вернули Европу к чистоте русские воины во время наполеоновских походов. В 1813—1814 годах российская армия заняла Париж и была расквартирована во французской столице. Так как жизнь русского человека невозможна без бани, их тут же организовали. Раз в неделю военные отправлялись шумными толпами в парные, где, охая и хохоча, хлестали себя до изнеможения дубовыми вениками. Для парижан, никогда не видевших подобных картин, русская баня казалась неким филиалом ада.

В 1818 году первая общественная баня открылась в Берлине. Она долгие годы оставалась единственной в стране. Реакция «просвещенного» европейца на русскую баню хорошо описана Александром Дюма в романе «Учитель фехтования», вышедшем в 1840 году. Автор с отличным чувством юмора показал ужас иностранца, оказавшегося в одном из «храмов чистоты» российской столицы.

В 1889 году в Германии произошло историческое событие, ознаменовавшее возвращение граждан этой страны к основным канонам гигиены. В Берлине открылось добровольное «Немецкое общество народных бань», занимавшееся популяризацией чистоты. Его девизом было: «Каждому немцу баня — каждую неделю». На рубеже 19 и 20 столетий к услугам немцев были уже более 200 общественных бань.

И хоть отношение к мытью в Европе изменилось, жители Запада и сейчас не понимают, как русские могут столько раз в день мыться, а на курорте еще и часами не вылезать из бассейна или моря.

Категория: Всем учителям
09.11.2020 10:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей