СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Педагогические условия укрепления здоровья младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Педагогические условия укрепления здоровья младших школьников»

Цель проекта: создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учеников.

Задачи проекта:

1. Развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей.

2.Формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни, стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.

3. Создание приятного психологического климата среди всех групп – участников учебно-воспитательного процесса;

4. Создание условий для профилактики острых вирусных респираторных заболеваний и их осложнений, эффективного личностного роста ребенка, самораскрытие его творческого потенциала в процессе учебной деятельности.

5. Воспитание здорового, творчески мыслящего человека, знающего свой организм и умеющего управлять им в любых условиях.

6. Создание необходимых условий для активного вовлечения родителей в процесс восстановления и укрепления здоровья детей.

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровью дается такое определение: здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

А есть ли у наших детей физическое, духовное и социальное благополучие? Официальная цифра такова: 96 % детей в России имеют отклонения в состоянии здоровья. Крайне неуютная цифра, не так ли?

По данным некоторых российских и зарубежных исследователей существуют четыре основных фактора, определяющих здоровье человека: физическая подготовленность, двигательная активность (30-40%), генетическая предрасположенность (20-25%), образ жизни (труд, жилье, питание, жилье и др.) (15-25%), медицина (качество лечения, профилактика болезней и т.п.) (5-10%). Степень влияния, усиления или снижения их действия различны. Для улучшения условий жизни, качества питания, медицинского обслуживания необходимы большие финансовые и материальные затраты, обеспечить которые в современной российской действительности весьма проблематично.

Укрепление здоровья – это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся образовательных учреждений. У них отмечается рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижение функциональных возможностей. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим.

Педиатры, проводя изучение состояния здоровья школьников, обнаружили чрезвычайно высокую распространенность нарушений осанки и сколиозов, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. Перечисленные заболевания получили название «школьных болезней». Несмотря на существенные преобразования материальной базы современных общеобразовательных учреждений, «школьные болезни» продолжают сохранять массовый характер.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, часто создает для них психологические трудности.

Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. У детей, не справляющихся с программой, легко развивается самопораженческая реакция и негативное представление о собственной личности, они смиряются с ролью неудачников и неуспевающих, что препятствует дальнейшему личностному развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.

Решение проблемы

При проявлении поведенческих нарушений и снижении успеваемости на фоне перегрузок ребенка следовало бы научить снимать напряжение, овладеть навыками самоконтроля, самопознания, саморегуляции. Но, к сожалению не все педагоги обращают внимание на изменение психологического состояния ребенка. А это влечет за собой плачевный результат. Школьник замыкается в себе и перестает выполнять полностью учебную программу, либо находить для себя облегченный вариант учебной программы. Происходит так называемая коррекция учебной программы, а основной целью становится приспособление ребенка к новому сниженному интеллектуальному статусу. В этом случае дальнейшее обучение тормозит формирование всех психических процессов и приводит к искажению эмоционально-личностного развития.

Таким образом, стратегической целью образования является создание школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья.

Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 все пед учреждения должны выполнять следующие требования:

– рациональная организация учебного процесса;

– оптимальная организация физкультурно-оздоровительной работы;

– организация качественного питания;

– организация качественного медицинского сопровождения.

В соответствии с данным документом в нашем ОУ применяются следующие здоровьесберегающие образовательные технологии и формы организации учебно-воспитательного процесса (УВП) с учетом психологических и физиологических особенностей учащихся.

  • Интеграция образовательного и оздоровительного процессов.
  • Требования к психолого-педагогическим и гигиеническим условиям проведения урока.
  • Организация безопасной образовательной среды.
  • Система профилактики вредных привычек.
  • Содержание и система мониторинга здоровья учащихся.
  • Интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества по сохранению здоровья учащихся.

Учебно-воспитательный процесс в нашей школе проводится в соответствии с результатами регулярного комплексного изучения состояния здоровья школьников, осуществляемого педагогами, медицинскими работниками в образовательном учреждении.

Большое внимание школа уделяет здоровью и здоровому образу жизни школьников. При выполнении учебного плана не допускаются перегрузки учащихся, ориентируясь на предельно допустимую нагрузку, строго отслеживается дозировка домашнего задания. С целью сохранения здоровья учащихся, учитель физкультуры используют индивидуальный и дифференцированный подход на уроках.

Мероприятия по профилактике заболеваний

и сохранению здоровья

I. У ч е т с о с т о я н и я з д о р о в ь я д е т е й:

1. Анализ медицинских карт учащихся.

2. Определение групп здоровья.

3. Учет посещаемости занятий.

4. Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

II. Ф и з и ч е с к а я и п с и х о л о г и ч е с к а я разгрузка учащихся:

1. Организация работы спортивных секций, кружков, клубов.

4. Динамические паузы для учащихся 1-х классов

5. Индивидуальные занятия.

8. Дни здоровья.

10. Физкультминутки для учащихся.

11. Организация летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.

Организация работы по укреплению здоровья младших школьников

Содержание

сроки

1

Беседа по профилактике заболеваемости ОРВИ

Регулярно

2

Экскурсия «Звери, птицы, лес и я вместе дружная семья»

Ежегодно

3

Проведение физкультминуток на уроках

регулярно

4

Беседа «Правильный режим дня»

ежегодно

5

Классный час «Отношение к себе»

ежегодно

6

Эстафета «Весёлые старты»

Ежегодно

7

Беседа «Основные способы закаливания»

Ежегодно

8

Беседа «Спорт в моей жизни»

Ежегодно

9

Классный час «Вредным привычкам НЕТ!»

Ежегодно

10

Беседа «Моё питание»

Ежегодно

11

День здоровья

Ежегодно

12

Классный час «Мой труд каждый день дома»

Ежегодно

13

Спортивная программа «Мама, папа, я — спортивная семья

Ежегодно

14

Классный час «Витамины в моей жизни»

ежегодно

15

Классный час «Путешествие по стране дорожных знаков»

ежегодно

Оздоровительные процедуры и виды оздоровительных мероприятий, которые я применяю в своей работе:

1. Гимнастика до учебных занятий.

2. Подвижные перемены.

Организовать двигательный режим школьников во время перемены помогают подвижные игры. Задачи проведения подвижных игр включают в себя:

повышение работоспособности;

организацию активного отдыха;

содействие физическому развитию;

повышению уровня физической подготовленности.

3. Дни здоровья и спорта.

4. Профилактические мероприятия.

5. Просветительская и консультационная работа с родителями.

Оздоровительная работа будет эффективной лишь при условии тесного сотрудничества школы и семьи, в результате которого складываются единые взгляды на оздоровительную работу и дети могут в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания, а приобретенные умения трансформировать в навыки и привычки.

Таким образом, хочется отметить следующее: воспитание культуры здоровья у школьников будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:

  • признание педагогическим коллективом школы приоритетным и значимым направлением своей деятельности здоровьесберегающую организацию образовательного процесса;
  • создание в школе целостной системы воспитания культуры здоровья, в которой все ее компоненты (когнитивная, эмоционально-чувственная и деятельностная) направлены на воспитание ценностей, среди которых Здоровье занимает особое место;
  • создание в образовательном учреждении здоровьесберегающей пространственно-предметной среды;
  • организация систематического мониторинга здоровья воспитанников и здоровьесберегающей работы в школе.

Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.

14.02.2018 21:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!