СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая династия Кетовых

Нажмите, чтобы узнать подробности

СЕМЕЙНАЯ ИСТОРИЯ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

Осень. 11 класс. В этом году я заканчиваю школу. Нужно определяться с поступлением. На каком ВУЗе остановиться? Какой выбрать факультет, специальность. Что будет моей будущей профессией? Что станет делом всей моей жизни?

Вот с этими вопросами в голове я принялся рыться на книжных полках моей мамы, она у меня преподаватель английского языка и психолог, а на полках я хотел найти тест по профориентации, помнится, мама давненько говорила о нём…

Но внимание моё привлекла книга в красивом твёрдом переплёте, правда несколько потёртом на вид, на котором не было ни автора, ни названия. Я достал её с полки и на обложке прочел – «Семейная история». Когда я открыл её, я понял, что это не книга, а тетрадь с записями, фотографиями… Начал читать… Это оказалась история моей семьи. Мне стало очень интересно. И в итоге, мне не понадобился тест по профориентации, семейный дневник помог мне сделать выбор.

Я расскажу как.

Итак, я уселся прямо тут, на пол, возле полки с книгами и начал читать…

«Кетова Евдокия Васильевна работала у следователя, затем в прокуратуре делопроизводителем, затем секретарём Кленовского с/с. В комсомол вступила в 1927 году. Прослушав районные курсы, работала пионервожатой в селе Дмитриевское. Затем в Ильинске секретарём крестьянской и потом советской ячейки (тогда было две – крестьянская и советская). Оттуда переведена в РК (ВКПб) делопроизводителем, а потом её выбрали в бюро РК ВЛКСМ зав. АПО. По направлению РОНО училась и окончила заочно Пермский Педтехникум.

Работала учительницей начальных классов в 1930г., 23.10.1933г. переведена преподавателем географии и немецкого языка. Проработала 30 лет на одном месте. Освобождена от работы в школе в связи с выходом на пенсию в 1961 году.

За время работы в школе награждена: почётной грамотой П-Ильинским РОНО и профсоюза 20.03.1958 г., грамотой П-Ильинского Райисполкома 8.03.1959 г. за достигнутые успехи по коммунистическому воспитанию и обучению детей. Имеет медаль «За трудовую доблесть», Орден «Знак почёта» от 1 сентября 1957 года. Две почётные грамоты за активное участие в хозяйственном и культурном строительстве от 7.03.1960 года от Исполкома и областного комитета коммунистической партии. Есть Почётная грамота за лучшие показатели по выращиванию кроликов, свиней и птицы в 1960 году. Почётная грамота от обкома профсоюза за активное участие в профсоюзной работе от 22 ноября 1963 года. Почётная грамота от Ильинского правления районного отделения общества, за активное участие по распространению политических и научных знаний среди трудящихся 22.02.1961 г. и Благодарственная грамота от Областного Правления отделения общества за активное участие в деле распространения политических и научных знаний среди трудящихся.

Участвовала в ликвидации неграмотности, сама обучила 5 человек, затем была инструктором над ликвидаторами. Была почти бессменным депутатом Посадского с/с. 2 состава была депутатом Райисполкома. Участвовала в работе райпотребсоюза, а в Посаде членом Ревкомиссии. Председателем товарищеского суда и 4 раза заседателем народного суда.

Принимала участие в работе клуба, в художественной самодеятельности.

Дмитриевская школа первая в районе осуществила семилетний всеобуч. Было много работы с родителями, детьми, многие не хотели учиться. На районных детских олимпиадах много раз ученики занимали первые места и получали поощрения, также на физкультурных соревнованиях.

Выходили жать, помогали крестьянам и одиноким старушкам в деревне. Разгружали заторы на Обве, помогали лесоплавщикам. Шефствовали над Богородской избой-читальней, читали художественную литературу, газеты, разучивали с молодёжью новые песни. Отмечали революционные праздники, ходили ночью по улицам с факелами, одевали на руки красные повязки. Пели: «Наш паровоз лети вперёд», «10 лет прошло». Была на съезде учителей-ударников в городе Свердловске в 1947 году. Два раза присутствовала на съезде учителей в г. Перми 1951-1955г.г.

У Евдокии Васильевны 5 детей, 7 внуков и 8 правнуков и 1 пра-правнук. Все жили и живут в Кировском районе города Перми.

На этом я прервался, оказывается, как многого мы не знаем об истории своей семьи…

Сегодня говорил с мамой, узнал, что директором моя прабабушка стала, получив ключи от своего мужа, который ушёл на фронт в 1941 году. Перед тем, как уйти, он сказал: «Двое моих братьев погибли: один – в Финскую войну, другой – в Германскую. Видно, и мне не миновать этой участи. Возьми ключи и помни, что школа должна быть первой ».

Я возвращаюсь к чтению тетради, хранящей историю моей семьи, надеясь узнать больше о фронтовой судьбе моего прадеда.

«В действующую армию Григорий Семёнович попал не сразу. Сначала в Перми, в Красных казармах, а затем в Башкирии служил в учебных подразделениях, обучал молодёжь, готовил её к боям. Тыловой службой тяготился, не раз писал рапорт об отправке на фронт. Начальство разъясняло: «Пока Вы нужны здесь, готовить пополнение, когда понадобится – отправим». Наконец-то летом, 27 июня 1941 года, после очередного рапорта, его направили на фронт.

Григорий Семёнович попал в самое пекло боёв за окончательное освобождение Украины. В конце июля наши войска вели бои под Львовом, Станиславом (ныне Иваново-Франковск). До границы с Чехословакией от карпатского райцентра Долина, возле которого он воевал в свои последние дни, оставалось чуть больше сотни километров, до Победы – менее года. Командир взвода, он не раз водил в атаку своих солдат. Когда 27 июля 1944 года Москва дважды салютовала войскам 1-го Украинского фронта, овладевшим Львовом и Станиславом, его уже не было в живых. Как писали в похоронных извещениях, он «пал смертью храбрых» 30. 07. 1944 года.

Однажды он сказал Евдокии Васильевне: «Двое моих братьев погибли: один – в Финскую, другой – в Германскую. Видно и мне не миновать этой участи». В свои 28 лет: сильный, волевой, требовательный и добрый он ушёл на фронт.

Прошло много лет, и в 1980 году пионеры-следопыты Дмитриевской школы сообщили, что лейтенант Кетов Григорий Семёнович,командир 6 стрелковой роты 835 Стрелковой Пирятинской Краснознамённой Дивизии, похоронен в братской могиле деревни Рахиня, Долинского района Станиславской области. На обелиске высечены его имя, фамилия и отчество. А в 1985 году пришло письмо из музея боевой славы одной из школ г. Иваново-Франковска, в котором сообщалось, что Григорий Семёнович в августе 1944 года был посмертно награждён Орденом Отечественной войны II степени. Семья сделала запрос и через сорок с лишним лет после награждения офицер Ленинского райвоенкомата г. Перми вручил семье орден Григория Семёновича.

В Книге Памяти Пермской области о Кетове Григории Семёновиче всего несколько строк: «Кетов Григорий Семёнович, 1913г.р., д. Кононово, Добрянского района. Призван в с. Ильинское. Лейтенант. Командир 6 стрелковой роты 835-й стрелковой дивизии. Погиб в бою 30 июля 1944 года. Похоронен в д. Рахиня, Долинского района, (Станиславской области) Иваново-Франковской области».

А в сквере около Дмитриевской школы сооружены мемориальные плиты погибшим воинам села. Среди них плита, на которой имя директора школы Г.С. Кетова.»

Я остановился и подумал: «Мой прадед был учителем, наставником от Бога, раз его так долго не отпускали на фронт, он был ценен в тылу тем, что готовил молодых ребят». Я горжусь тем, что в моей семье были такие люди, как мой прадед и моя прабабушка. Ведь когда погиб прадед, она осталась с четырьмя детишками. Продолжая выполнять обязанности директора школы, она благополучно вырастила их. К совету односельчан – отдать детей в детский дом, она не прислушалась, более того, родила ещё одного сына Виктора – защитника Родины. Из пяти трое стали учителями. Среди них и моя бабушка Валентина Николаевна. Я сам могу о ней много рассказать, но вот что я прочёл в тетради, хранящей историю.

«Вахрушева Валентина Николаевна родилась в семье учителей 22 июня 1932 года. Родилась в лесу, по дороге в районный роддом. Спустя несколько лет началась война, и в дальнейшей жизни её день рождения омрачался воспоминаниями о дате начала Великой Отечественной Войны.

С детства хотела стать учителем. Мама постоянно за тетрадками, а отчим сутками в школе. Дома постоянные педсоветы. Семилетка, затем районная школа и Кудымкарский учительский Институт.

1953 год - начало педагогической деятельности в Слудке. 1954-год рождения сына Юры. Перевод в Посадскую (Дмитриевскую) семилетнюю школу под начало мамы, директора школы Евдокии Васильевны Кетовой. Учитель русского языка и литературы, а позже – завуч школы. За педагогическую практику пришлось учить даже братьев: Вячеслава и Виктора. Год 1958 – рождение дочери Любы.

1967 год – переезд в Кировский район города Перми. Работа в школе № 121 учителем немецкого языка. Работа с «трудными» - самая лёгкая для неё. Затем работает воспитателем во вновь открывающемся детском саду № 386 завода им. Кирова до 1984 года. За свой труд – многочисленные грамоты, денежные премии и Знак «Победитель социалистического соревнования 1975 года». На доске почёта у треста 6/29 висел её портрет».

Мне показалось, что факты изложены достаточно сухо и чётко. Мне будьто захотелось добавить души. Рассказать какая она, моя бабушка. Она добрая, понимающая, заботливая и хоть у неё уже есть правнук, она молода душой, она любит шутить, любит праздники. Она завела традицию на Рождество, 7 января (кстати, это их день свадьбы с дедушкой) и 8 марта мы обязательно собираемся у неё в гостях всей семьёй за большим столом. Разве это не прекрасно характеризует её как человека, а сколько положительного такой человек, такой учитель как она, может дать детям!

Безусловно, учитель – это профессия, где нужно уметь отдавать. Отдавать не только знания, но и тепло, частичку себя. Прадед, прабабушка и бабушка Валентина Николаевна – они отдавали себя, но в то же время они приобретали. Кроме любви и признания они получали бесценный опыт, который сыграл свою роль и в их личной жизни – так бабушка – это друг для своих детей, нас, внуков, а ещё, она отлично ладит со своим правнуком! Я думаю, что опыт работы и общения с детьми с юношества многое привнёс в её жизнь.

Бабушка родилась в семье учителей, здесь можно предположить, что именно повлияло на выбор её профессии. Но вот мой дедушка, то есть её муж…

«Вахрушев Александр Дмитриевич, 1928 года родился прямо в поле. Роженица, Александра Михайловна, до последнего работала в поле, вязала снопы.

Работа в колхозе, шофёрская практика до 1961. Работа в семилетней Дмитриевской школе, учитель физкультуры, физики и труда. Работа вместе с женой Валентиной Николаевной и тёщей Евдокией Васильевной. Школьный театр – не только хобби, но и насыщенная творческая жизнь педагогической семьи. Член партии. Человек всестороннего развития и эрудиции. Кажется, что он может делать всё: и отремонтировать комнату и построить новый дом, и посадить под окном 2 дерева: берёзку и ясень в год собственной свадьбы. Так и растут по сей день вместе, как влюблённая пара. Может подолгу рисовать вместе с детьми и послать рисунки на выставку в район, может дурачиться вместе с ними, размазав пластилин по печке, а к Новому году принести из леса пахучую ёлку и вместе украшать её.

1967 год – переезд в Кировский район города Перми. Работа в школе № 121 учителем трудового обучения. Пение в районном учительском хоре при Дворце им. С.М. Кирова. Работа учителем труда в школах 69, 70, 25, 113 и 65, оснащение мастерских оборудованием и материалами дала возможность проявиться мастером своего дела в работе с металлом и деревом, а кроме того обучение школьников вождению автомобиля. Любимое дело учителя и учеников – резьба по дереву: шкатулки, игрушечная мебель, вазочки. Деревенский домик – хлебница из липы – напоминание о кропотливом труде преданного своему делу мастера».

Да, дедушкины шкатулки, рамки для фото и домики-хлебницы, которые, кстати, помогала ему делать бабушка Валентина Николаевна (она выжигала узоры), есть почти у всех нас. Они несут в себе его любовь и тепло.

Также он внёс эту любовь, тепло и заботу не только в семью, но и на работу. Его очень уважали и любили и ученики, и коллективы учителей тех школ, где он работал. Я это ещё сам чувствовал, когда я уже учился в школе, и дедушка работал учителем труда. Я очень гордился, когда говорил ребятам в школе, что Александр Дмитриевич – мой дедушка! Он, вообще, был душой компании везде. Улыбка – его визитная карточка. Любил петь и играл на гармошке. На семейных или школьных праздниках он обязательно играл, пел и участвовал в сценках. И мы все пели и танцевали. А ведь он до последнего дня работал в школе, в свои 78 лет. Я помню, что его любимой песней была «Подмосковные вечера». Как приятно вспомнить тёплую семейную атмосферу…

Прошёл день, сегодня с мамой смотрели семейные фотографии и снова смеялись, вспоминая весёлые моменты, грустили. Я спросил у мамы, а почему дедушка решил выбрать профессию учителя, ведь в его семье учителей не было. Мама рассказала, что стать учителем ему предложила его тёща, то есть Евдокия Васильевна Кетова. Он согласился и ни разу за свою жизнь не пожалел об этом!

После ужина, сделав все свои дела, я устроился поудобнее в кресле, взял тетрадь. Она мне казалась живой, она будьто дышала, рассказывая мне о том, что все они – прабабушка, прадедушка, бабушка, дедушка, словом все жили одним делом, несли его в своих сердцах и передавали из поколения в поколение.

Итак, я продолжил чтение…

«Кетов Герман Григорьевич.

Родился в 1935 году. Окончил Ильинскую среднюю школу, а затем Кудымкарский лесоустроительный техникум, далее 3 года армии, служил в лётных частях, получил благодарности. Получил значок за освоение целины. По приходу из армии работал учителем физкультуры и труда в Дмитриевской школе, здесь был комсоргом, участвовал в художественной самодеятельности и других мероприятиях на селе.

Переехал в Пермь, где работал в 87 школе Кировского района. Много уделял времени походам с учениками. Получал благодарности от проф. организации и дирекции. Работал в школе № 65 Кировского района.

Принимал участие в соревнованиях школ района по лыжам и стрельбе, за 1-е место по району получал подарок. Вёл спортивную работу с учителями».

Герман Григорьевич – это брат моей бабушки Валентины Николаевны, он второй, кто стал учителем из пяти детей. Герман Григорьевич был и моим учителем. На его уроках было очень интересно, но не только потому, что мы учились чему-то интересному, но ещё и потому, что Герман Григорьевич всегда разговаривал с нами на своих уроках, рассказывал разные истории – смешные или поучительные. Мне запомнились истории про войну, про его учеников, запомнившихся чем-то, рассказывал даже историю про снежного человека! Разве могли мы не любить уроки труда и не уважать своего учителя Германа Григорьевича?! С улыбкой на лице я вышел из своей комнаты, объяснил родителям, что вызвана она приятными воспоминаниями и восхищением этого желания дать больше, чем содержит предмет, который ты преподаешь. Рассказать о жизни, поделиться опытом. Это здорово, это сближает учителя и ученика, делает их друзьями. Мама сказала, что полностью разделяет это желание дать больше. Она вспоминала, как много знали и давали детям и студентам её дядя – Герман Григорьевич, и тетя – Любовь Григорьевна.

Я вспомнил, что как раз о тете Любови Григорьевне следующая глава, и вернулся в свою комнату, к моему молчаливому рассказчику…

«Ширинкина Любовь Григорьевна.

Окончила Ильинскую среднюю школу, затем вечерний Пермский Университет, присвоили звание преподавателя химии и биологии.

Работала преподавателем биологии в школе № 10 г. Перми с 1961 года.

В 1965 году зачислена на должность ассистента ботаники по конкурсу Пермского Пединститута.

В 1972 году освобождена от занимаемой должности в связи с переходом в очную целевую аспирантуру по специальности «ботаника». В 1974 году переведена на полную ставку ассистента ботаники.

В 1978 году переизбрана в штатной должности на очередной срок работы. В 1981 году защитила в МГУ диссертацию кандидата биологических наук (ботаника).

С 1961 года член КПСС. За период работы на кафедре вела лекционный курс по методике преподавания биологии и ботаники, практические занятия по систематике высших и низших растений, анатомии и морфологии растений.

А также вела практические занятия в полевых практиках по ботанике, методике преподавания, генетике, руководила педпрактикой студентов в школе и учебных бригадах. Участвовала в повышении квалификации учительских кадров Пермской области.

Любовь Григорьевна активно сотрудничала с многотиражной газетой «Учитель».

Было уже поздно. Я закрыл тетрадь и задумался, как много ценного может дать учитель своим ученикам, если он Учитель от Бога…

С этим размышлениями я заснул.

Следующий вечер чтения обещал много эмоций и мыслей, так как следующая глава посвящалась моему самому близкому и родному человеку – моей маме, Баклановой Любови Александровне.

Вот что я прочел о ней…

«Бакланова Любовь Александровна

Год рождения 1958. До 1 класса целый год с портфелем бегает в школу, где учится брат Юра, работают родители: Валентина Николаевна и Александр Дмитриевич, обычное дело. За день посидит на всех уроках у всех родственниках. Учителя говорят: «Посадите её уже в 1-й класс, она у вас уже учится». Детские игры: «Школа» с мелом и доской.

1967 год- переезд в Кировский район города Перми. Музыкальная школа, балетная школа, художественная гимнастика - всё привлекательно и всё получается. 1975 год – окончание школы № 69, без колебаний поступление в ПГПИ на факультет иностранных языков.

1980 год – начало педагогической деятельности в школе № 14. Активное участие в школьной комсомольской агитбригаде, которая занимает призовые места в городе Перми. Руководитель клуба интернациональной дружбы имени Фучика, занявший в 1982 году II место в городе Перми.

Детский сад № 386, школы № 64, 70 и 65 – активная творческая деятельность наряду с воспитанием собственных детей: 1980 – дочь Яна, 1987 – сын Саша.

Работа в детском саду – это воспитатель, методист и актёр на каждом утреннике даже 5 лет спустя, как ушла из детского сада в школу № 65.

В 1992 году получила второе высшее образование на базе ПГПУ,по специальности – Психолог, педагог психологии.

Три выпуска учеников в школе № 65. 2007 – классный руководитель нового коллектива 5 класса. Участие в Российско–Американском конкурсе для учителей английского языка и страноведения, 2004 год (победитель I тура). Поездка в Лондон – 2004 году. Поездка в США – 2009 год, обмен учителями при поддержке колледжа Houghton, New York. 2009 – победа в конкурсе «Лучшие учителя России» в рамках национального проекта.

Кроме того, психология - это и работа, и хобби. Проведение психологических тренингов – обычное дело, по выходным в школе или выезжая на турбазы. Стаж проведения тренингов 18 лет. Это разрешение конфликтов, становление коллектива и полоролевые отношения детей».

После того, как я закрыл тетрадь, я думал об одном – как ничтожно мало этих слов, чтобы описать работу учителя. Я учусь в той же школе, где работал мой дед Александр Дмитриевич, дядя мамы Герман Григорьевич и сейчас работает мама. Я вижу её на работе, вижу её отношение к ученикам, к урокам, вижу, как к ней относятся дети и коллектив. Также я вижу маму дома, знаю, когда она устаёт и как тщательно готовится к занятиям, сколько сил она отдаёт работе. Я не прочел в тетради ни об олимпиадах с призовыми местами, на которые она готовит своих учеников, ни об её участии во внеклассной жизни школы. Ни о том, что дети считают её своим другом, доверяют ей свои проблемы, просят совета. И ни слова не написано о том, какой она классный руководитель. Она живет классом, заботится о них и переживает. У мамы выстроены доверительные отношения с учениками. Она является авторитетом для своих учеников, она уважаема и любима. Также мама идёт в ногу со временем, чтобы быть ближе и понимать своих детей, то есть нас с сестрой, и своих учеников, мама освоила компьютер, а сейчас успешно осваивает Интернет пространство. Она всё успевает, многие просто удивляются, может участвовать в нескольких конкурсах подряд, готовить детей на олимпиаду и занять призовые места. Успела осуществить свою мечту побывать в странах изучаемого языка: США, Великобритании, Франции, Голландии, Болгарии и Скандинавских странах.

Меня переполняет гордость за мою маму Любовь Александровну Бакланову! Мы с сестрой Яной очень любим маму. И Яна пошла по её стопам…

Вот что о ней написано в тетради.

«Кусова Яна Сергеевна

1980 – год рождения. Отличная учёба в школе, получение музыкального образования на хоровом - дирижёрском отделении не мешают заниматься бальными танцами. Тренеры отмечают отличные способности к танцам. С детского сада принимала участие во всех утренниках и праздниках, знала слова всех выступающих, брала на себя негласную ответственность и контроль за всех выступающих. Так, на собственном выпускном в школе, вместе с подругой «вытащили» всю организацию и проведение праздника. Состояла в Совете школы, Активно принимала участие в организации и проведении коммунарских сборов. Школу закончила с серебряной медалью.

Увлечение английским языком и психологией привело к поступлению в ПГПУ на факультет психологии.

Работа в детском саду, летом в профилактории с детьми, практика в школе, и работа в учебном центре “Welcome” позволила раскрыться как педагогу. Умение общаться с детьми, знание психологии и владение педагогическими навыками облегчает процесс воспитания собственного сынишки Миши».

На данный момент это была последняя запись в нашей семейной тетради.

Закрыл тетрадь.

Поймал себя на мысли, что, думая о каждом человеке, чья жизнь и деятельность описана здесь, в этой ценной тетради под названием «История семьи», я испытываю глубокое чувство гордости, уважения и понимания. Я пришёл к мнению, что мне очень близко то, что они делали и делают до сих пор. Ведь даже если человек уже не работает, или даже его уже нет в живых, то он продолжает жить в знаниях, которые дал своим ученикам, в опыте, которым поделился, в их тёплых воспоминаниях. А сколько ещё нужного, ценного, доброго и полезного могут дать те, кто ещё в строю, полны сил и энергии! Я посчитал, моя династия имеет 421 год педагогического стажа. Это, по – моему, внушительная цифра, за которой детские судьбы, открытые глаза и радость побед!

Я почувствовал единение со своей семьёй, я понял, что мне уже не понадобится тест по профориентации. Я всё решил. Я сделал выбор благодаря этой тетради, этой интересной и ценной информации, что она мне поведала. Я мысленно поблагодарил всех, о ком там было написано. Зашёл в комнату к родителям и с гордостью и уверенностью произнёс: «Решено! Я буду поступать в педагогический!»

Категория: Всем учителям
01.09.2015 19:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!