СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические условия формирование проектной компетенции у обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В очередной раз перед современной школой встает образовательная проблема. Школа должна подготовить, такого человека, который владеет знаниями и умениями их применять в жизни для решения срочных задач, встающих перед ним. Закрепленные и проверенные традиционные методы обучения не дают желаемого результата. Необходимы методы обучения, соответствующие современным требованиям. Одним из вариантов решения задач модернизации школьного образования является метод проектов.

Опираясь на труды специалистов в области исследовательского обучения, Ульям Херд Килпатрик выделял, «как важен для демократии этот новый тип школьной практики, в смысле снабжения нас лучшими гражданами, способными мыслить и действовать разумно …, уверенными в себе, готовыми и способными примениться к новым социальным условиям»[1].

Обучение проектированию на школьном уровне имеет возросшую актуальность, причиной является нововведения в базисном учеьном плане о проектной деятельности.

Вопреки тому, что данный метод активно применяется в образовательном процессе, вызывает интерес у учителей предметников. Однако, педагогические условия метода проектов недостаточно разработаны в преподавании обществознания в школе. Значительная часть учащихся, имеющих опыт в выполнении проекта по дисциплине, сталкивались с рядом трудностей: обучающиеся имеют низкий уровень теоретических знаний, представления о социальных явлениях отличаются бытовым характером; отмечается неразвитость навыков самоанализа и критического осмысления информации. В последствии ученик слабо осознает значимость проектной деятельности и полученных результатов.

Использование метода в учебном процессе целесообразнее для развития ключевых общих компетенций. От множества инновационных технологий, метод проектов имеет преимущественное отличие:

  • Значительным признаком является- проблемная ситуация. Успех проекта напрямую зависит от корректной формулировки проблемы.
  • Результат (готовый проект). Выполнив работу, ученик должен показать реальный конечный результат в конкретной форме.
  • Ступенчатость, работа над проектом идет согласно разработанному плану, постепенно и регламентировано.
  • Самостоятельная работа. Ученик озадачен вопросом самодисциплины, тайм менеджментом, ответственности перед собой и коллективом.
  • Коллективность, позволяет ученикам научиться работать в команде, разделять обязанности между друг другом, приобрести качества лидера
  • Охват нескольких дисциплин - для получения результата необходимо взаимодействовать с несколькими предметными областями[2].

Принцип работы метода проекта- заинтересовать учащихся определенными проблемами и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем. Сложная задача выпадает на долю учителя, выбор «исследовательского вопроса» для проекта. С.В. Иванова отмечает, что для повышения эффективности проектной деятельности нужно учитывать человеческий фактор, религиозно-идеологические аспекты, правосознание.[3] Перечисленные факторы изменят в планируемые результаты в ту или иную сторону.

«Знание, приобретенное ради цели, может быть применено как средство новым целям»[4]. По мнению Килпатрика, именно «интерес» является двигателем для обучения и воспитания детей. «Интерес» способен сделать сложное легким, безразличное – привлекательным. Выделяют два способа возбуждения интереса.

  1. Искусственный интерес. Ребенка завлекают всеми возможными способами, через различные приманки. Это ненадежный путь, часто приводит к отрицательному результату.
  2. Активный интерес. Состоит из внутренних побуждений ребенка. В данном случае работа не навязывается, а делается добровольно. Этот путь гарантирует концентрацию внимание и усилий, личность органически сливается с действием.

Для плодотворного результата учителю необходимо соблюдать несколько условий:

  • Начинать работу с добровольного интереса;
  • Осуществлять работу в соответствии с умственными и физическими возможностями ученика.
  • Рабочий процесс должен сопровождаться активным интересом и открывать новые цели для учащихся.

Степень интереса у каждого обучающегося может значительно меняться в процессе выполнения работы. Случается, что ребенок, начинающий изучать что-либо по принуждению, под влиянием личных успехов, может увлечься тем, что раньше казалось тяжелым и неинтересным. Внешние мотивы могут лишь подвести к отправной точке, но они никогда не заставят изучить сущность той или иной деятельности. На принуждение построить обучение невозможно[5].

Для педагогической деятельности метод проектов имеет высокий уровень сложности из-за сложившихся требований к учебному проекту. Совместно с учителем заранее планируется вид продукта и формы презентации. Полученный результат должен быть «осязаемый», достаточно убедительно решать проблему.

Добиться желаемый результат возможно, если правильно определен тип проекта. Так как типология разделяется по деятельности (таблица 1), осуществляемой в проекте и продуктовому результату на выходе(таблица 2).

Тип проекта

Ведущая деятельность

Исследовательский

исследование

Инженерно-конструкторский

Конструирование

Организационный

Организационное проектирование

Стратегический

Стратегическое проектирование

Арт-проект

Художественное творчество

Таблица1. Классификация по ведущей деятельности.

Тип проекта

Продуктовый результат

Научно-образовательный

знание

Опытный проект/НИОКР

Объекты/ опытные образцы

Технологический

Технологии

Инфраструктурный

Инфраструктура/ схема отрасли

Предпринимательский

Компания/ бизнес/ рынок

Инновационный

Инновация

Таблица2. Классификация по продуктовому результату

В реальной практике редко встречается «чистый» проект, чаще это объединение нескольких типов[6].

Завершающая стадия проекта-защита. Каждый ученик добровольно, в благоприятной обстановке представляет свой проект. Появляется реальная возможность отстоять собственные взгляды и решения. Ученик приобретает навыки публичного выступления, вступления в диалог для отстаивания личной точки зрения.

Развитие проектной деятельности в современной школе не стоит на месте. Согласно ФГОСу введена оцениваемая проектная деятельность для школьников. С 2020 года внедряется отдельная должность «организатор проектной деятельности». Создаются стимулирующие конкурсы для детей. На пример, образовательный центр «Сириус» проводит тщательный отбор школьников со всей страны, где они участвую в разработке крупных проектов. Многообразием тематик проектных работ славится всероссийский конкурс. Проектная деятельность продолжается исследоваться педагогами и психологами.

[1]Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л. Брокгауз-Ефрон, 1925.-С.41-42

[2] Казун Антон Павлович, Пастухова Лариса Сергеевна Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран // Образование и наука. 2018. ­–- С.32-59.

[3] Попова Т. А. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. №3 (836).

[4] Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе / пер. с 7-го англ. изд. Е.Н. Янжул; с предисл. Н.В. Чехова. – Л.: Бокгуаз-Ефрон, 1925. – С.35

[5] Килпатрик В.Х. Основы метода/ сжатый пер. с англ. Н.Н. Ильина; в изложении Н.Н. и М.Ф. Ильиных; с введением проф. С.С. Моложаного / Народный комиссариат просвещения РСФСР. – М.; Л: Госиздат, 1928. – С.54-55,57,61,63.

[6] Проектное обучение: практики внедрения в университетах/ под редакцией Л.А. Евстратовой, Н.В. Исаевой, О.В. Лешуковой. М. :Сколково; 2018. 154 с.

06.11.2021 23:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!