СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические технологии, способствующие активизации познавательного интереса и мыслительной деятельности учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический проект: «Педагогические технологии, способствующие активизации познавательного интереса и мыслительной деятельности учащихся»

Школа сегодня стремительно меняется, пытается идти в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании- это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить выпускников, способных реализовать себя в новых жизненных обстоятельствах. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Актуальность темы обусловлена тем, что активизация познавательной деятельности развивает творческую личность с активной жизненной позицией.

В связи с этим цель моей педагогической деятельности – развитие личности ребенка, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием применения педагогических технологий.

Для реализации поставленной цели выдвинула перед собой следующие

задачи:

  1. Создать каждому ребёнку ситуацию успеха.
  2. Предоставить возможность самовыражения, самореализации, самосовершенствования каждого обучающегося.
  3. Выработать навыки самостоятельной работы путём дифференцированного подхода к каждому учащемуся.
  4. Применять технологии, способствующие активизации познавательного интереса и мыслительной деятельности учащихся.

Как же добиться этих задач? Существуют пути решения: нестандартные уроки, метапредметная связь, исследовательская деятельность, проектная деятельность.

Каждый урок строю так, чтобы развивать творческие способности учащихся, активизировать познавательный интерес к предмету, а также воспитываю уважение и толерантность к собеседнику.

При проведении учебных занятий, стараюсь использовать нетрадиционные формы обучения: уроки- путешествия, уроки-исследования, уроки-инсценировки, часы поэзии, интегрированные, практикумы, уроки-диспуты, уроки с ролевой игрой.

Все уроки ориентированы на дифференциальный подход в обучении детей. Это способствует живому общения учителя и обучающегося, создает каждому ученику возможность выражения своего «я».

На своих уроках стараюсь создать атмосферу доброжелательности, чтобы дети чувствовали себя комфортно и активно включались в работу.

Главным результатом обучения будет способность ученика переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить, взаимодействовать с окружающим миром.

Я считаю, главное-учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить в нём потребность в познании себя, жизни, мира, воспитать в нём чувство человеческого достоинства. А как «получить» личность?.Вопрос очень важный, и однозначного ответа на него нет. И я, как учитель, пытаюсь на него ответить по-своему.

Важно добиться успеха. Я воспитываю в детях целеустремленность, ведь каждый из них стремится стать лидером. Но еще важнее знания о том, как информацию добывать, интерпретировать или создавать новую. И то, и другое, и третье — результаты деятельности. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится субъектом образовательной деятельности.

Я считаю, что данная тема особенно актуальна сейчас, в условиях перехода к ФГОС нового поколения, т.к. в основе ФГОС лежит деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем и использовать современные педагогические технологии, ведь «педагоги не могут кого - то учить, если в это же время усердно не учатся сами». В условиях введения ФГОС осуществляется новый взгляд на урок. Это создание ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, иметь терпимость к недостаткам, обучение в сотрудничестве, сотворчестве. Учитывать тот момент, что ребенок имеет право на ошибку.

Идеи, лежащие в основе технологии критического мышления, показались мне интересными, и я стала применять ее элементы. Ценным в этой системе является то, что ребенок не приобретает готовые знания, а добывает их сам. Весь изученный материал пропускает через личное восприятие, поэтому не боится высказывать свое мнение и уважает мнение других, что очень важно, так как мы учим детей толерантности.

Базовая модель технологии состоит из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить все известное, затем познакомиться с новой информацией и подумать, как и где применить полученные знания. Практическая реализация технологии. На уроках русского языка и литературы дети сами при помощи наводящих вопросов и своих наблюдений формулируют тему урока и ставят задачи, которые, по их мнению, надо решить.

Опыт применения технологии критического мышления у меня небольшой, но интерес детей, их желание принять участие в работе на всех этапах урока, я замечаю всегда. Меня радует готовность учащихся работать самостоятельно.

При проведении урока литературы по творчеству В. Астафьева «Васюткино озеро», дети работали в группах.

Задание 1 группе: назвать породы рыб, которые встречаются в рассказе.

Задание 2 группе: назвать птиц, которые встречаются в рассказе. По голосам и звукам, которые они издают, определить птиц.

Задание3 группе: рассказать о растительном мире заполярной тайги.

Задание 1: как Вася определил направление на север, не имея компаса?

Задание 2: как мальчик подавал сигналы на берегу реки, чтобы его заметили? «Тайга, наша кормилица, хлюпких не любит». Кому принадлежат эти слова? Как вы их понимаете?

Задание 3: какие оплошности допустил Васютка, и к чему они привели?

Какие умения и навыки помогли ему выжить в тайге?

В конце уроке учащиеся составляют синквейн.

Одной из задач, которые были поставлены на уроке, это помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, бороться за свою жизнь.

При изучении сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок» дети работали в группах. Они создавали проекты, составляли синквейн.

Даша цветок

Добрая, отзывчивая одинокий, терпеливый

Грустит, сочувствует, заботится. Страдает, борется, стремится.

Она помогает цветку. Он любит жизнь.

Друг Герой

Также на уроках литературы дети составляют кроссворды, сочиняют стихи и сказки.

На уроках русского языка учащиеся с удовольствием выполняют творческие задания

При изучении темы «Наречие».

Вспомните и запишите пословицы, в которых встречаются наречия.

1) Береги платье …, а честь смолоду.

2) Берись … – не будет ….

3) Богатому и в пекле ….

4) Бог …, а царь далеко.

5) Больному все ….

Учащиеся любят писать сочинения-миниатюры, составлять диалоги на различные темы.

В своей педагогической деятельности использую игровой метод работы.

Использовать игровую деятельность можно как самостоятельную технологию, как урок или часть его, как технологию внеклассной работы по предмету.

Игра «Наречия заблудились». Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу наречия.

Говорить – спокойно, верхом, вежливо, сильно, внятно, тяжело, морозно, вслух, дружно.

Петь – замечательно, громко, далеко, втроем, сидя, иногда, всегда, часто, вместе.

Работать – по-другому, грязно, низко, умело, аккуратно, долго, много, быстро, вкусно.

Ехать – рядом, близко, ласково, сладко, глупо, пешком, издалека, вдвоем.

Так, например, на уроках русского языка, при объяснении нового материала, ставлю проблему перед учащимися, совместно вырабатываем алгоритм решения этой проблемы, после чего дети самостоятельно осуществляют поиск верных решений и оценивают свой выбор. Проблемное изложение материала, привлечение учащихся к поиску посильных для них решений неизменно повышает активность школьников, способствует лучшему усвоению знаний и практическому их применению. Предлагаю найти материал по заданной теме и по итогам своей работы создать презентацию или буклет, отобразив в них свою точку зрения на данную проблему.

Учащихся заинтересовывает данная работа. Они учатся работать в парах и группах, высказывать свое мнение и при этом учитывать мнение других, а самое главное – они самостоятельно решают заданную проблему.

При организации учебно-воспитательного процесса распределение деятельности между учениками и мною идет по типу сотрудничества.

Создавая на уроке проблемную ситуацию, организую обучающихся на поиск её решения.

Компьютерные технологии значительно индивидуализируют учебный процесс, активизируют познавательную активность учащихся, увеличивают скорость и качество усвоения учебного материала, существенно усиливают практическую ценность, а в целом – повышают качество образования.

При этом использую такие методы, как проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос

Использую такие формы работы, как создание кластеров, синквейнов, написание эссе, мини-сочинений – всё это даёт возможность учащимся самореализоваться.

Изучая художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие моих учеников.

Акцентирую внимание на практическую направленность обучения русскому зыку и литературе. Для активизации познавательного интереса и мыслительной деятельности обучающихся, в зависимости от темы и целей урока, стараюсь выбрать оптимальную форму проведения занятия, практикую разные виды уроков, используя при этом разнообразные формы работы. Однако, самым актуальным для меня остается использование метода проблемного обучения. Я не даю детям знания в готовом виде, а применяю проблемно – диалогическую технологию. Ученик на уроке не пассивный слушатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Учебная проблема формулируется самими учащимися, а не дается в готовом виде. Суть поиска решения учебной проблемы проста: посредством диалога помогаю ученикам самим «открыть» новые знания. Такие знания гораздо легче и прочнее усваиваются учащимися, чем знания, преподнесенные в готовом виде.

Результативность учебной деятельности осуществляется с помощью диагностики, система мониторинга позволяет мне отследить качество усвоения учебного материала, результативность сдачи выпускных экзаменов, результаты контрольных срезов. Анализируя данные диагностики, ищу пути решения выявленных проблем в обучении.

Показатель эффективности всей моей работы – уровень творческой активности детей. В копилке достижений моих учащихся- грамоты, победы в творческих конкурсах, олимпиадах, активность в различных мероприятиях.

Результатом своей работы вижу положительную динамику в развитии личности учащихся. Хочется отметить высокую активность детей в различных конкурсах, мероприятиях.

Я могу сделать вывод, что формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий при использовании педагогических технологий на основе активизации познавательного интереса и мыслительной деятельности учащихся положительно влияет на развитие личности учащихся, успешность обучения.

В дальнейшем буду продолжать работу над поиском новых педагогических технологий, которые бы развивали творческую личность с активной жизненной позицией.

Каждый день свой исполняя миссию,

Не теряет сердце Доброты,

Ведь Учитель – это не профессия,

Это образ жизни, свет души!

Категория: Литература
23.06.2021 14:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!