СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Парадоксы и софизмы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для активизации работы учащихся в домашних условиях, и не только, большое значение имеет рассмотрение различного рода экспериментальных задач, парадоксов и софизмов.

Софизм - логическая уловка, умышленно ошибочное рассуждение, которое выдается за истинное. Как правило, софистическое рассуждение по форме основано на внешнем сходстве явлений, на преднамеренно неправильном подборе исходных положений, на том, что событие вырывается из общей связи событий, на двусмысленности слов и на подмене понятий и т. д.

Рассмотрим примеры задач-софизмов.

№1. Как движется монета?

На наклонной плоскости лежит монета, удерживаемая силой трения (рис. 5). Как будет она двигаться, если сообщить ей скорость в направлении, параллельном АВ?

Решение. Сила трения будет удерживать монету на определенной высоте, и она будет двигаться горизонтально.

Проделаем соответствующий опыт и убедимся, что монета движется влево и вниз замедленно. При достаточной длине наклонной плоскости монета останавливается. В чем ошибка решения?

№2. Почему вода не выливается из чайника?

Жидкость, налитая в чайник, весит гораздо больше, чем небольшая часть ее, заполняющая носик. Почему же жидкость не выливается из носика чайника? Не следует ли носик чайника делать такого же объема, что и сам чайник, чтобы чай из него не вытек под действием собственного веса?

№3. Какая машина крепче?

При столкновении грузовика с легковой машиной повреждение получает главным образом легковая.

Но ведь согласно III закону Ньютона на обе машины должны действовать одинаковые силы, которые должны произвести одинаковые повреждения. Как объяснить это противоречие «теории» и опыта?

№4. Нужен ли трансатлантический кабель?

Сопротивление проводника электрическому току обратно пропорционально площади его поперечного сечения. Поэтому, погрузив электроды батареи в море, мы должны получить ничтожное сопротивление, так как «проводник» в этом случае имеет громадную площадь поперечного сечения.

Таким образом, прокладка сложного и дорогостоящего трансатлантического подводного телеграфного кабеля в сущности излишняя. В чем ошибочность такого заключения?

Парадокс - авторы умышленно допускают ошибку в рассуждении, либо формулируют то или другое физическое положение недостаточно полно, поэтому в итоге получается нелепый результат, явно противоречащий общеизвестным физическим законам и эксперименту.

А вот и примеры задач-парадоксов.

№1. Как будет прыгать шарик?

Если уронить стальной шарик на морскую гальку, то он несколько раз подскочит. Иногда один из подскоков бывает выше предыдущего (но не выше той высоты, с которой шарик уронили). Нет ли здесь противоречия с законом сохранения энергии?

№2. Дальность полета струи.

Тело, брошенное горизонтально, имеет тем большую дальность полета, чем с большей высоты оно брошено (при прочих равных условиях). В известном опыте по давлению жидкости на стенки сосуда (рис. 26) дальность полета водяных струй не увеличивается с высотой, а уменьшается. Объясните это кажущееся противоречие.

№3. Свеча и уголь.

Почему, если сильно дуть на тлеющий уголь, то он разгорается сильнее, а свеча при этом условии гасится?

№4. Смазка и трение.

Смазывание трущихся поверхностей уменьшает трение.

Почему же труднее удерживать рукоятку топора сухой рукой, чем влажной?

ЛИТЕРАТУРА

  • 1. Макеева Г. П., Цедрик М. С. Физические парадоксы и занимательные вопросы.— 3-е изд., перераб.— Мн.: Нар. асвета, 1981.
  • 2. Ланге В.Н. Физические парадоксы, софизмы и занимательные задачи.- М.: Просвещение, 1967.
  • 3. Тульчинский М.Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. М.: - Просвещение, 1971.
  • 4. Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.: - Наука, 1974.
  • 5. Антипин И.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6-7 классах. М.: – Просвещение, 1974.
  • 6. Малафеев Р. И. Творческие задания по физике в 6-7 классах. М.: - Просвещение, 1971.
Категория: Физика
23.01.2015 00:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!