СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
5 класс Урок №14
Тема: «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме».
Данный урок разработан на основе программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н. Кичак и является первым уроком по теме раздела «Хоровая музыка».
Стихия музыки – могучая стихия
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Форма урока – комбинированный.
Цели деятельности учителя: создавать условия для ознакомления с понятиями хоровая музыка, церковная музыка, с видами и жанрами хоровой музыки; способствовать формированию и углублению интереса к музыке к музыкальной деятельности (слушание музыки, пение).
Задачи урока:
- формировать систему знаний, нацеленных на осмысление особенностей народной хоровой музыки;
Раскрыть особенности народно - хоровой, храмовой хоровой и светской музыки.
Изучить развитие храмовой хоровой музыки в России.
Научиться навыкам первичного слухового анализа вокальных произведений.
Научиться сравнительному анализу вокальных произведений.
Развивающие:
произведений.
Воспитательные:
Планируемые результаты:
Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальные произведения П.Чайковского «Отче наш», русскую народную песню «Есть на Волге утес», «Хор Турецкого». Наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства. Изучать специфические черты русской народной музыки.
Метапредметные:
Познавательные: слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.
Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения;
Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные: оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.
Получат возможность: эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, формулировать проблему, цель, задачи урока, задавать вопросы.
Методы: словесный, междисциплинарных взаимодействий, научности, проблемного обучения, творческий, метод стимулирования и мотивации учения.
Оборудование урока:
Музыкальный материал: «Новогодние игрушки», «Зонтики»
Сценарий урока.
Организационный момент.
Вокально-хоровая работа
Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята».
Разминка.
Дыхательная разминка.
Проверка Д.З.
- Ребята, о каких музыкальных жанрах мы с вами узнали на предыдущих уроках?
(песня, романс).
- Это жанры какой музыки, вокальной или инструментальной?
- Что роднит эти два жанра и чем они отличаются?
Для большего усвоения темы я предлагаю выполнить тест.
Тест
Выбери подходящие характеристики для песни и романса:
а) отличается простотой ________________________________(песня);
б) развитый, утончённый жанр ___________________________(романс);
в) связь с народным творчеством не очевидна _______________(романс);
г) связь с народным творчеством выступает явно _____________(песня);
д) характер мелодии личный, индивидуальный _______________(романс);
е) используется куплетная форма __________________________(песня);
е) часто встречается трёхчастная форма _____________________(романс);
ж) может исполняться хором или ансамблем без сопровождения ___(песня).
(Учащиеся выполняют тест, затем, используя проекцию, проходит взаимопроверка знаний). Оцените друг друга.
Обобщение. Запомните что песня и романс это жанры вокальной музыки.
Беседа - введение в тему урока (создание проблемной ситуации, побуждающей детей самих сформулировать тему урока).
- посмотрите на слайд скажите кто эти люди?
- что их объединяет?
- когда мы сегодня исполняли песню, скажите, как пели мы? (хором) все вместе.
- назовите особенности хора.
- определите жанра этого хора?
- какую он несет миссию?
- а зачем нужно сохранять культуру и традиции народа?
- скажите, а у вас есть в семье традиции, которые переходят из поколение в поколение?
- традиции нужно чтить, чтобы мы не стали «Иванами незнающими родства».
Сформулируйте тему урока цели и задачи.
Учитель: - Тема нашего урока: «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме». Мы будем говорить с вами о хоре, хоровой музыке, постигать секреты выразительных средств хорового звучания.
Происхождение хоровой музыки
У вас на столе листы я вам предлагаю поработать в паре.
- Ваша задача найти и приклеить в таблицу значение следующих слов
Проверка терминов. Оценивают себя на листе
В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:
Смотрим фрагменты презентации с фотографиями различных составов хоров.
С точки зрения манеры пения различают:
Смотрим фрагменты презентации с фотографиями различных хоров.
По количеству участников различают:
Хоры могут иметь разный статус:
Жанры хоровой музыки:
Учитель: - Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр.
Мы выяснили с вами, что хор отличается большим числом исполнителей.
- Как вы думаете, а чем ещё могут отличаться хоры друг от друга? (следуют свободные высказывания).
- Для чего, по-вашему, в хоре участвуют разные голоса? (Рассуждения учащихся, подвести нужно к тембровому богатству, как особому выразительному средству хорового исполнения).
Учитель: - А сейчас мы с вами прослушаем русскую народную песню «Есть на Волге утёс».
Учитель: - Что вы можете сказать о прозвучавшей песне? (мужской хор, музыка звучит сурово, серьёзно, медленно; представляется утёс, весь обросший лесом; орёл, прилетающий терзать своих жертв; мощное, могучее звучание задевает душу каждого человека).
Учитель: - Ребята, как вы думаете, откуда произошла хоровая музыка? (Из жизни, как и песня).
Однако в хоровой музыке есть и много своего. Она рождалась в стремлении людей к единению, она умела и сама объединять, именно поэтому её отличают слаженность звучания и мощь.
Поскольку обрядовая сторона жизни не была отделена от повседневной деятельности человека, то отсюда пошли два родственных начала: духовное и светское.
Разминка. Горки.
Когда появились храмы - хоровая музыка поселилась и в них. Поворотным же моментом в развитии русской хоровой музыки стало Крещение Руси святым великим князем Владимиром. Это произошло более тысячи лет назад, в 988 году.
Учитель: - А знаете ли вы, из какой страны приехали эти священники? Они приехали из Византии, которая в те времена была самым сильным православным государством в мире и обладала самой развитой и передовой храмовой хоровой культурой. Именно в Византии была создана система церковного пения из восьми голосов.
Учитель: - Одноголосие пришло на Русь тоже из Византии и стало тем зернышком, из которого впоследствии развилась русская храмовая хоровая музыка.
Вывод: Развитие храмового хорового пения происходило от одноголосия к многоголосию. При этом исполнение становилось все более сложным и объемным.
Однако с разделением христианства на католицизм и православие в каждой из этих церквей сложились различные музыкальные традиции. Римско-католическая церковь продолжила древний обычай использования музыкальных инструментов, сопровождающих хоровое пение. Византийская православная церковь выработала церковный хоровой стиль без сопровождения «а капелла» и запретила инструментальную музыку в церкви.
В 19 веке значительный вклад в развитие храмового хорового пения внесли русские композиторы Михаил Иванович Глинка, Петр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов, и другие композиторы. Особенно же значительными по своему художественному замыслу являются творения Сергея Васильевича Рахманинова. Представьте, что вы в храме и размышляете о своей жизни.
«Богородице, дево, радуйся» (слушание).
Учитель: - Вы сейчас прослушали произведение Сергея Васильевича Рахманинова. Скажите, кто участвовал в исполнении данного произведения? (Хор, без сопровождения музыкальных инструментов).
- На каком языке звучит этот хор? (На церковно-славянском).
- О ком поется в этом произведении? (О Богородице – Богоматерь, Дева Мария в христианстве – мать Иисуса Христа).
- Как вы думаете – а почему хор звучит без сопровождения? (Только голос способен выразить самые тонкие движения души).
Сейчас мы услышим, как церковная молитва обрела новую жизнь, и превратилось в настоящий музыкальный шедевр.
- На современном этапе появляется много новых хоровых коллективов,
в репертуаре которых комфортно соседствуют классика и фольклор, опера и рок, романсы и шуточные песни, духовная музыка и рок-н-ролл, поп, джаз, блюз… Одним из таких коллективов является «Хор Турецкого». Это фьюжн музыкального наследия шести последних столетий. (Фьюжн (англ. fusion — сплав, слияние) — стилевое направление джаз-рока 70-х гг. XX в., характерной чертой которого является синтез (сплав) различных элементов рок-музыки, джазовой импровизации, электронной музыки, современной композиционной техники). Они превратили академический концерт - в грандиозное, яркое, красочное шоу. Они поют оперные арии и городской романс, в их программе звучат еврейские молитвы и церковно-славянские песнопения, джаз и рок-н-ролл.
(«Отче наш», в исполнении «Хора Турецкого» слушание).
Итак: назовите тему урока, как звучала цель и задачи, поставленные нами в начале урока. Как вы считаете мы достигли их?
Передавая чувства, настроения, переживания человека, музыка как бы следует интонациям речи.
В слове музыка находит мыслительную оформленность; в музыке слово обретает высшую эмоциональность и выразительность.
Итог урока:
- Пение в хоре - одна из самых больших человеческих радостей. Развитая хоровая культура народа свидетельствует о развитости его общей культуры, ибо хоровая музыка обладает могучим облагораживающим воздействием на человека.
Рефлексия.
Культура народа и пение в хоре может пригодиться вам в дальнейшем?
Я знаю, что такое хор, хоровое пение.
Я могу отличить хоровую музыку от песни и романса.
Я смог бы петь в хоре.
Я знаю виды хоровой музыки.
Я запомнил жанры хоровой музыки.
Д/з по выбору:
а) написать сообщение о действующем хоровом коллективе;
б) Выучить стихотворение С. Есенина «Поёт зима - аукает»;
в) Выучить стихотворение С. Есенина «Поёт зима - аукает»;
г) составить кроссворд на тему: «Храмовая музыка».
Самоанализ урока музыки 5 класс
Тема: «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме».
Данный урок разработан на основе программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н. Кичак и является первым уроком по теме раздела «Хоровая музыка».
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Форма урока – комбинированный.
Цели деятельности учителя: создавать условия для ознакомления с понятиями хоровая музыка, церковная музыка, с видами и жанрами хоровой музыки; способствовать формированию и углублению интереса к музыке к музыкальной деятельности (слушание музыки, пение).
Задачи урока:
- формировать систему знаний, нацеленных на осмысление особенностей народной хоровой музыки;
Раскрыть особенности народно - хоровой, храмовой хоровой и светской музыки.
Изучить развитие храмовой хоровой музыки в России.
Научиться навыкам первичного слухового анализа вокальных произведений.
Научиться сравнительному анализу вокальных произведений.
Развивающие:
-развивать интерес к музыке через творческое самовыражение;
произведений.
Воспитательные:
-ЦЕЛИ:
- по достижению личностных результатов: развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); развивать стремление к речевому самосовершенствованию формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития.
- по достижению метапредметных результатов: устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли, идеи; развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;
- по достижению предметных результатов: слушать и анализировать музыкальные произведения; наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; развивать вокальные и исполнительские способности формировать певческие навыки (интонирование, звуковедение, дыхание, артикуляция), эмоционально воспринимать музыку русских композиторов; формулировать своё отношение к изучаемому произведению; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальные произведения П.Чайковского «Отче наш», русскую народную песню «Есть на Волге утес», «Хор Турецкого». Наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства. Изучать специфические черты русской народной музыки.
Метапредметные:
Познавательные: слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.
Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения;
Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные: оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.
Методы: словесный, междисциплинарных взаимодействий, научности, проблемного обучения, творческий, метод стимулирования и мотивации учения.
Этап вокально-хоровой работы формировала личностные и регулятивные УУД. Проведена проверка д.з. дети четко сформулировали тему, цель и задачи урока. Организация процесса обучения соответствует возрастным особенностям обучающихся. Получили возможность эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, формулировать проблему, цель, задачи урока, задавать вопросы. Материал был подобран разного уровня сложности.
Приобщение к национальной культуре очень важно так, как формируются патриотические чувства. Личностное развитие, нравственные аспекты, предмет хотя и кажется легким, но в тоже время требует огромной концентрации внимания. Осуществляла деятельностный подход, когда была работа с терминами. Информация научна, доступна, современна, была опора на прежний опыт детей, сохранены межпредметные связи.
В течение урока пыталась заинтересовать учеников необычным подходом к раскрытию главных особенностей разных жанров хоровой музыки, для этого использовалось активное участие детей, слайды, видео фрагментов музыки. В процессе организации урока реализовывала вариативные формы и методы обучения. Проведена разминка музыкальная, которая очень нравится ребятам.
На уроке уделялось внимание слуховому анализу.
На уроке использовались активные формы деятельности учащихся, умение работать в команде, индивидуально, в парах. Работа в команде способствует формированию чувства плеча.
Предметные: мне удалось ознакомить с понятиями хоровая музыка, церковная музыка, с видами и жанрами хоровой музыки на этапе формирования предметных УУД работа с таблицей понятия сами дети находили, узнавали, формирование и углубление интереса к музыке к музыкальной деятельности (слушание музыки, пение) личностные, регулятивные, работа в парах коммуникативные, личностные. Слушали и анализировали музыкальные произведения П.Чайковского «Отче наш», русскую народную песню «Есть на Волге утес», «Хор Турецкого». Наблюдали в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства. Изучали специфические черты русской народной музыки.
Метапредметные:
Познавательные: слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.
Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения;
Регулятивные: организовывали свою деятельность, принимали цели и задачи, выбирали средства реализации этих целей и применяли их на практике.
Личностные: оценивали собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.
Сами себя оценивали личностные, подведен итог урока, рефлексия. Д.з на выбор учеников по степени сложности.
Считаю, что цель урока достигнута.
\cmd+v
© 2015, Пархоменко Наталья Петровна 2391