СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по музыке«Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме».

Нажмите, чтобы узнать подробности

5 класс Урок №14

Тема: «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме».

Данный урок разработан на основе программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н. Кичак и является первым уроком по теме раздела «Хоровая музыка».

Стихия музыки – могучая стихия

Она чем непонятней, тем сильней.

Глаза мои, бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Форма урока – комбинированный.

Цели деятельности учителя: создавать условия для ознакомления с понятиями хоровая музыка, церковная музыка, с видами и жанрами хоровой музыки; способствовать формированию и углублению интереса к музыке к музыкальной деятельности (слушание музыки, пение).

Задачи урока:

- формировать систему знаний, нацеленных на осмысление особенностей народной хоровой музыки;

Раскрыть особенности народно - хоровой, храмовой хоровой и светской музыки.

Изучить развитие храмовой хоровой музыки в России.

Научиться навыкам первичного слухового анализа вокальных произведений.

Научиться сравнительному анализу вокальных произведений.

Развивающие:

  • развивать интерес к музыке через творческое самовыражение;
  • развивать чувственные ощущения от прослушанных музыкальных произведений через приобщение к лучшим образцам хоровой музыки;
  • развивать познавательную активность в процессе сравнивания музыкальных

произведений.

Воспитательные:

  • воспитывать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость;
  • воспитывать уважение к национальной музыкальной культуре;
  • способствовать приобщению учащихся к нравственным и духовным ценностям православия.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальные произведения П.Чайковского «Отче наш», русскую народную песню «Есть на Волге утес», «Хор Турецкого». Наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства. Изучать специфические черты русской народной музыки.

Метапредметные:

Познавательные: слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения;

Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные: оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

Получат возможность: эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, формулировать проблему, цель, задачи урока, задавать вопросы.

Методы: словесный, междисциплинарных взаимодействий, научности, проблемного обучения, творческий, метод стимулирования и мотивации учения.

Оборудование урока:

  • мультимедийная презентация, содержащая тест, запись основных терминов и понятий, картинки и репродукции, слайд-шоу «Иисус», видеоролики;

Музыкальный материал: «Новогодние игрушки», «Зонтики»

  • Русская народная песня «Есть на Волге утёс» (слушание);
  • Хор Турецкого «Отче наш» видео фрагмент;
  • С. Рахманинов «Богородице, дево, радуйся» (слушание);

Сценарий урока.

Организационный момент.

Вокально-хоровая работа

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята».

Разминка.

Дыхательная разминка.

Проверка Д.З.

- Ребята, о каких музыкальных жанрах мы с вами узнали на предыдущих уроках?

(песня, романс).

- Это жанры какой музыки, вокальной или инструментальной?

- Что роднит эти два жанра и чем они отличаются?

Для большего усвоения темы я предлагаю выполнить тест.

Тест

Выбери подходящие характеристики для песни и романса:

а) отличается простотой ________________________________(песня);

б) развитый, утончённый жанр ___________________________(романс);

в) связь с народным творчеством не очевидна _______________(романс);

г) связь с народным творчеством выступает явно _____________(песня);

д) характер мелодии личный, индивидуальный _______________(романс);

е) используется куплетная форма __________________________(песня);

е) часто встречается трёхчастная форма _____________________(романс);

ж) может исполняться хором или ансамблем без сопровождения ___(песня).

(Учащиеся выполняют тест, затем, используя проекцию, проходит взаимопроверка знаний). Оцените друг друга.

Обобщение. Запомните что песня и романс это жанры вокальной музыки.

Беседа - введение в тему урока (создание проблемной ситуации, побуждающей детей самих сформулировать тему урока).

- посмотрите на слайд скажите кто эти люди?

- что их объединяет?

- когда мы сегодня исполняли песню, скажите, как пели мы? (хором) все вместе.

- назовите особенности хора.

- определите жанра этого хора?

- какую он несет миссию?

- а зачем нужно сохранять культуру и традиции народа?

- скажите, а у вас есть в семье традиции, которые переходят из поколение в поколение?

- традиции нужно чтить, чтобы мы не стали «Иванами незнающими родства».

Сформулируйте тему урока цели и задачи.

Учитель: - Тема нашего урока: «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме». Мы будем говорить с вами о хоре, хоровой музыке, постигать секреты выразительных средств хорового звучания.

Происхождение хоровой музыки

У вас на столе листы я вам предлагаю поработать в паре.

- Ваша задача найти и приклеить в таблицу значение следующих слов

Проверка терминов. Оценивают себя на листе

В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:

  • смешанный хор (состоит из женских и мужских голосов);
  • хор мальчиков и юношей;
  • мужской хор
  • женский хор
  • детский хор

Смотрим фрагменты презентации с фотографиями различных составов хоров.

С точки зрения манеры пения различают:

  • академические хоры — поющие в академической манере, основанной на эталоне европейского академического (оперно-концертного) певческого тона;
  • народные хоры — поющие в народной манере;
  • церковные хоры – основная их деятельность — участие в церковных службах.

Смотрим фрагменты презентации с фотографиями различных хоров.

По количеству участников различают:

  • камерные хоры — от 12 до 30-50 участников;
  • большие хоры — от 50 до 120 участников;
  • сводные хоры — до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов.

Хоры могут иметь разный статус:

  • профессиональные хоры. (Могут быть как независимыми, так и поддерживаться государством. Состоят из профессиональных певцов. Ведут регулярную концертную деятельность);
  • любительские хоры (объединяют людей, для которых пение в хоре — это хобби. Могут существовать при дворцах культуры, клубах и т.д.);
  • Церковные хоры высокого музыкального уровня могут также вести концертную деятельность. В церковных хорах поют как профессионалы, так и любители. Художественный руководитель церковного хора — регент — должен быть не только хормейстером, но и знатоком церковной службы.
  • Учебные хоры существуют в музыкальных учебных заведениях (музыкально-педагогических училищах, колледжах, консерваториях, музыкальных академиях, институтах искусства и культуры, и пр.), готовящих профессиональные кадры в области хорового искусства и муз. воспитания.

Жанры хоровой музыки:

  • песня
  • хоровая миниатюра
  • хор крупной формы

Учитель: - Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр.

Мы выяснили с вами, что хор отличается большим числом исполнителей.

- Как вы думаете, а чем ещё могут отличаться хоры друг от друга? (следуют свободные высказывания).

- Для чего, по-вашему, в хоре участвуют разные голоса? (Рассуждения учащихся, подвести нужно к тембровому богатству, как особому выразительному средству хорового исполнения).

Учитель: - А сейчас мы с вами прослушаем русскую народную песню «Есть на Волге утёс».

Учитель: - Что вы можете сказать о прозвучавшей песне? (мужской хор, музыка звучит сурово, серьёзно, медленно; представляется утёс, весь обросший лесом; орёл, прилетающий терзать своих жертв; мощное, могучее звучание задевает душу каждого человека).

Учитель: - Ребята, как вы думаете, откуда произошла хоровая музыка? (Из жизни, как и песня).

Однако в хоровой музыке есть и много своего. Она рождалась в стремлении людей к единению, она умела и сама объединять, именно поэтому её отличают слаженность звучания и мощь.

Поскольку обрядовая сторона жизни не была отделена от повседневной деятельности человека, то отсюда пошли два родственных начала: духовное и светское.

Разминка. Горки.

Когда появились храмы - хоровая музыка поселилась и в них. Поворотным же моментом в развитии русской хоровой музыки стало Крещение Руси святым великим князем Владимиром. Это произошло более тысячи лет назад, в 988 году.

Учитель: - А знаете ли вы, из какой страны приехали эти священники? Они приехали из Византии, которая в те времена была самым сильным православным государством в мире и обладала самой развитой и передовой храмовой хоровой культурой. Именно в Византии была создана система церковного пения из восьми голосов.

Учитель: - Одноголосие пришло на Русь тоже из Византии и стало тем зернышком, из которого впоследствии развилась русская храмовая хоровая музыка.

Вывод: Развитие храмового хорового пения происходило от одноголосия к многоголосию. При этом исполнение становилось все более сложным и объемным.

Однако с разделением христианства на католицизм и православие в каждой из этих церквей сложились различные музыкальные традиции. Римско-католическая церковь продолжила древний обычай использования музыкальных инструментов, сопровождающих хоровое пение. Византийская православная церковь выработала церковный хоровой стиль без сопровождения «а капелла» и запретила инструментальную музыку в церкви.

В 19 веке значительный вклад в развитие храмового хорового пения внесли русские композиторы Михаил Иванович Глинка, Петр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов, и другие композиторы. Особенно же значительными по своему художественному замыслу являются творения Сергея Васильевича Рахманинова. Представьте, что вы в храме и размышляете о своей жизни.

«Богородице, дево, радуйся» (слушание).

Учитель: - Вы сейчас прослушали произведение Сергея Васильевича Рахманинова. Скажите, кто участвовал в исполнении данного произведения? (Хор, без сопровождения музыкальных инструментов).

- На каком языке звучит этот хор? (На церковно-славянском).

- О ком поется в этом произведении? (О Богородице – Богоматерь, Дева Мария в христианстве – мать Иисуса Христа).

- Как вы думаете – а почему хор звучит без сопровождения? (Только голос способен выразить самые тонкие движения души).

Сейчас мы услышим, как церковная молитва обрела новую жизнь, и превратилось в настоящий музыкальный шедевр.

- На современном этапе появляется много новых хоровых коллективов,

в репертуаре которых комфортно соседствуют классика и фольклор, опера и рок, романсы и шуточные песни, духовная музыка и рок-н-ролл, поп, джаз, блюз… Одним из таких коллективов является «Хор Турецкого». Это фьюжн музыкального наследия шести последних столетий. (Фьюжн (англ. fusion — сплав, слияние) — стилевое направление джаз-рока 70-х гг. XX в., характерной чертой которого является синтез (сплав) различных элементов рок-музыки, джазовой импровизации, электронной музыки, современной композиционной техники). Они превратили академический концерт - в грандиозное, яркое, красочное шоу. Они поют оперные арии и городской романс, в их программе звучат еврейские молитвы и церковно-славянские песнопения, джаз и рок-н-ролл.

(«Отче наш», в исполнении «Хора Турецкого» слушание).

Итак: назовите тему урока, как звучала цель и задачи, поставленные нами в начале урока. Как вы считаете мы достигли их?

Передавая чувства, настроения, переживания человека, музыка как бы следует интонациям речи.

В слове музыка находит мыслительную оформленность; в музыке слово обретает высшую эмоциональность и выразительность.

Итог урока:

- Пение в хоре - одна из самых больших человеческих радостей. Развитая хоровая культура народа свидетельствует о развитости его общей культуры, ибо хоровая музыка обладает могучим облагораживающим воздействием на человека.

Рефлексия.

Культура народа и пение в хоре может пригодиться вам в дальнейшем?

Я знаю, что такое хор, хоровое пение.

Я могу отличить хоровую музыку от песни и романса.

Я смог бы петь в хоре.

Я знаю виды хоровой музыки.

Я запомнил жанры хоровой музыки.

Д/з по выбору:

а) написать сообщение о действующем хоровом коллективе;

б) Выучить стихотворение С. Есенина «Поёт зима - аукает»;

в) Выучить стихотворение С. Есенина «Поёт зима - аукает»;

г) составить кроссворд на тему: «Храмовая музыка».

Самоанализ урока музыки 5 класс

Тема: «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме».

Данный урок разработан на основе программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н. Кичак и является первым уроком по теме раздела «Хоровая музыка».

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Форма урока – комбинированный.

Цели деятельности учителя: создавать условия для ознакомления с понятиями хоровая музыка, церковная музыка, с видами и жанрами хоровой музыки; способствовать формированию и углублению интереса к музыке к музыкальной деятельности (слушание музыки, пение).

Задачи урока:

- формировать систему знаний, нацеленных на осмысление особенностей народной хоровой музыки;

Раскрыть особенности народно - хоровой, храмовой хоровой и светской музыки.

Изучить развитие храмовой хоровой музыки в России.

Научиться навыкам первичного слухового анализа вокальных произведений.

Научиться сравнительному анализу вокальных произведений.

Развивающие:

-развивать интерес к музыке через творческое самовыражение;

  • развивать чувственные ощущения от прослушанных музыкальных произведений через приобщение к лучшим образцам хоровой музыки;
  • развивать познавательную активность в процессе сравнивания музыкальных

произведений.

Воспитательные:

  • воспитывать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость;
  • воспитывать уважение к национальной музыкальной культуре;
  • способствовать приобщению учащихся к нравственным и духовным ценностям православия.

-ЦЕЛИ:

- по достижению личностных результатов: развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); развивать стремление к речевому самосовершенствованию формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития.

- по достижению метапредметных результатов: устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли, идеи; развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;

- по достижению предметных результатов: слушать и анализировать музыкальные произведения; наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; развивать вокальные и исполнительские способности формировать певческие навыки (интонирование, звуковедение, дыхание, артикуляция), эмоционально воспринимать музыку русских композиторов; формулировать своё отношение к изучаемому произведению; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальные произведения П.Чайковского «Отче наш», русскую народную песню «Есть на Волге утес», «Хор Турецкого». Наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства. Изучать специфические черты русской народной музыки.

Метапредметные:

Познавательные: слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения;

Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные: оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

Методы: словесный, междисциплинарных взаимодействий, научности, проблемного обучения, творческий, метод стимулирования и мотивации учения.

Этап вокально-хоровой работы формировала личностные и регулятивные УУД. Проведена проверка д.з. дети четко сформулировали тему, цель и задачи урока. Организация процесса обучения соответствует возрастным особенностям обучающихся. Получили возможность эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, формулировать проблему, цель, задачи урока, задавать вопросы. Материал был подобран разного уровня сложности.

Приобщение к национальной культуре очень важно так, как формируются патриотические чувства. Личностное развитие, нравственные аспекты, предмет хотя и кажется легким, но в тоже время требует огромной концентрации внимания. Осуществляла деятельностный подход, когда была работа с терминами. Информация научна, доступна, современна, была опора на прежний опыт детей, сохранены межпредметные связи.

В течение урока пыталась заинтересовать учеников необычным подходом к раскрытию главных особенностей разных жанров хоровой музыки, для этого использовалось активное участие детей, слайды, видео фрагментов музыки. В процессе организации урока реализовывала вариативные формы и методы обучения. Проведена разминка музыкальная, которая очень нравится ребятам.

На уроке уделялось внимание слуховому анализу.

На уроке использовались активные формы деятельности учащихся, умение работать в команде, индивидуально, в парах. Работа в команде способствует формированию чувства плеча.

Предметные: мне удалось ознакомить с понятиями хоровая музыка, церковная музыка, с видами и жанрами хоровой музыки на этапе формирования предметных УУД работа с таблицей понятия сами дети находили, узнавали, формирование и углубление интереса к музыке к музыкальной деятельности (слушание музыки, пение) личностные, регулятивные, работа в парах коммуникативные, личностные. Слушали и анализировали музыкальные произведения П.Чайковского «Отче наш», русскую народную песню «Есть на Волге утес», «Хор Турецкого». Наблюдали в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства. Изучали специфические черты русской народной музыки.

Метапредметные:

Познавательные: слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения;

Регулятивные: организовывали свою деятельность, принимали цели и задачи, выбирали средства реализации этих целей и применяли их на практике.

Личностные: оценивали собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

Сами себя оценивали личностные, подведен итог урока, рефлексия. Д.з на выбор учеников по степени сложности.

Считаю, что цель урока достигнута.

\cmd+v

Категория: Музыка
25.05.2015 14:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!