СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отечественная археология.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На раз­ви­тие А. в Рос­сии по­влия­ли ог­ром­ная тер­ри­то­рия, раз­но­об­ра­зие куль­тур, срав­ни­тель­ная уда­лён­ность от оча­гов древ­ней пись­мен­но­сти. Это оп­ре­де­ли­ло и осо­бое зна­че­ние А. в изу­че­нии отеч. ис­то­рии. В Рос­сии ин­те­рес к древ­но­стям пер­во­на­чаль­но про­яв­лял­ся в со­би­ра­нии ред­ко­стей и дра­го­цен­но­стей в кня­же­ских и цар­ских со­кро­вищ­ни­цах, цер­ков­ных риз­ни­цах. Пётр I пы­тал­ся по­ста­вить ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния на уро­вень гос. по­ли­ти­ки. В ука­зе о Кун­ст­ка­ме­ре (1718) на­зна­ча­лось воз­на­гра­ж­де­ние за най­ден­ные «ста­рые ве­щи», при­чём от­ме­ча­лось зна­че­ние кон­тек­ста на­ход­ки – «все­му де­лать чер­те­жи, как что най­дут». На­ча­лось со­би­ра­ние си­бир­ских древ­но­стей.С кон. 18 в., ко­гда в со­став Рос­сии во­шло При­чер­но­мо­рье, ста­ла ин­тен­сив­но раз­ви­вать­ся ан­тич­ная и скиф­ская А. На­ча­лись сис­те­ма­тич. опи­са­ние и пер­вые рас­коп­ки др.-греч. го­ро­дов, раз­ра­бо­та­на про­грам­ма их изу­че­ния. Ор­га­ни­зо­ва­ны на­уч. об­ще­ст­ва – Ис­то­рии и древ­но­стей рос­сий­ских при Моск. ун-те (1804), Ис­то­рии и древ­но­стей в Ри­ге (1834), Дер­пте (1838), Одес­се (1839), Ар­хео­ло­го-ну­миз­ма­ти­че­ское в С.-Пе­тер­бур­ге (1846), ре­ор­га­ни­зо­ван­ное с вклю­че­ни­ем сла­вя­но-рус. от­де­ла в 1851, Мо­с­ков­ское ар­хео­ло­ги­че­ское об­ще­ст­во (1864), по ини­циа­ти­ве ко­то­ро­го с 1869 со­би­ра­лись Ар­хео­ло­ги­че­ские съез­ды, Об-во лю­би­те­лей кав­каз­ской ар­хео­ло­гии (1873). В 1859 бы­ло соз­да­но цен­траль­ное гос. уч­ре­ж­де­ние – Им­пе­ра­тор­ская ар­хео­ло­ги­че­ская ко­мис­сия. Важ­ны­ми цен­тра­ми А. ста­ли Ис­то­ри­че­ский му­зей го­су­дар­ст­вен­ный, ос­но­ван­ный в 1872 и от­кры­тый в 1883 в Мо­ск­ве, Ми­ну­син­ский му­зей (с 1877), Кав­каз­ский му­зей в Тиф­ли­се (ос­но­ван в 1853). К кон. 19 – нач. 20 вв. ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния ох­ва­ти­ли всю тер­ри­то­рию Рос­сии, вплоть до ок­ра­ин и со­пре­дель­ных го­су­дарств. Сфор­ми­ро­ва­лась сис­те­ма ар­хео­ло­гич. об­ра­зо­ва­ния, вклю­чав­шая уни­вер­си­те­ты, об­ще­ст­вен­ные Мо­с­ков­ский ар­хео­ло­ги­че­ский ин­сти­тут и Пе­тер­бург­ский ар­хео­ло­ги­че­ский ин­сти­тут. Из­да­ны пер­вые учеб­ни­ки и по­со­бия по А. (лек­ции Н. И. Ве­се­лов­ско­го, В. А. Го­род­цо­ва, А. А. Спи­цы­на).

В 1870–80-х гг. от­кры­ты па­лео­ли­тич. сто­ян­ки: Ка­ра­ча­ро­во под Му­ро­мом, Кос­тён­ки-1 под Во­ро­не­жем, а так­же на Ук­раи­не, в Кры­му, на Кав­ка­зе, в Си­би­ри. в ре­зуль­та­те по­лучил раз­ви­тие ком­плекс­ный под­ход, со­от­вет­ст­вую­щий ми­ро­во­му уров­ню это­го на­прав­ле­ния А. Имен­но они на­ча­ли изу­че­ние ме­зо­ли­та и не­оли­та лес­ной по­ло­сы Вост. Ев­ро­пы. Раз­ви­ва­лось, в осн. на сты­ке с ис­кус­ст­во­ве­де­ни­ем, ви­зан­ти­но­вед­че­ское на­прав­ле­ние, важ­ное и для по­ни­ма­ния рус. куль­ту­ры. А. А. Спи­цын в 1899 пред­ло­жил кар­ти­ну рас­се­ле­ния вост.-слав. пле­мён, со­вмес­тив дан­ные А. и др.-рус. ле­то­пи­сей. На­ча­лось изу­че­ние па­мят­ни­ков Бул­га­рии Волж­ско-Кам­ской, ср.-век. ко­чев­ни­ков (сал­то­во-ма­яц­кая куль­ту­ра, Бе­ло­ре­чен­ские кур­га­ны и др.). Ис­клю­чи­тель­ное зна­че­ние для ос­мыс­ле­ния древ­но­стей Вост. и Центр. Ев­ро­пы, Бал­кан име­ло изд. «Рус­ские древ­но­сти в па­мят­ни­ках ис­кус­ст­ва» Не­смот­ря на слож­но­сти по­сле­ре­во­лю­ци­он­ных лет, ги­бель или эмиг­ра­цию мн. вы­даю­щих­ся учё­ных, кос­тяк рос. А. со­хра­нил­ся. Имп. ар­хео­ло­гич. ко­мис­сия со­ста­ви­ла ос­но­ву Рос. гос. ар­хео­ло­ги­че­ской ко­мис­сии (1918) (с 1919 – Рос­сий­ская, с 1926 – Гос. ака­де­мия ис­то­рии ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры в Ле­нин­гра­де, ГАИМК). В 1924 на ба­зе МГУ был соз­дан НИИ ар­хео­ло­гии и ис­кус­ст­во­зна­ния. Ар­хео­ло­ги до­ре­во­лю­ци­он­ной шко­лы осн. вни­ма­ние уде­ля­ли под­го­тов­ке но­вых кад­ров и обоб­щаю­щих ра­бот (в т. ч. учеб­ни­ков и об­зо­ров – С. А. Же­бе­лёв, В. А. Го­род­цов, А. А. Спи­цын), про­дол­же­нию по­ле­вых ис­сле­до­ва­ний, обес­пе­чив пре­ем­ствен­ность раз­ви­тия отеч. А. Рас­ши­ре­нию фрон­та ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний спо­соб­ст­во­вал рас­цвет крае­ве­де­ния в 1920-е гг. С кон. 1920-х гг. по­ли­тич. реп­рес­сии за­тро­ну­ли мн. ар­хео­ло­гов. В кон. 1950-х – нач. 1960-х гг. на ос­но­ве дос­ти­же­ний сов. А. соз­да­ны раз­де­лы в ака­де­мич. из­да­ни­ях «Ис­то­рия куль­ту­ры Древ­ней Ру­си», «Очер­ки ис­то­рии СССР», «Все­мир­ная ис­то­рия». В 1960-е гг. на­ча­лась пуб­ли­ка­ция вы­пус­ков се­рии «Сво­да ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков», в 1980-е гг. – обоб­щаю­щей 20-том­ной «Ар­хео­ло­гии СССР» (с 1993 «Ар­хе­оло­гия»).

По­ле­вые ис­сле­до­ва­ния в СССР дос­тиг­ли бес­пре­це­дент­ных объ­ё­мов, осо­бен­но на но­во­строй­ках. На­ча­ло бы­ло по­ло­же­но в 1927 ис­сле­до­ва­ния­ми при строи­тель­ст­ве Днеп­ро­гэса. Со 2-й пол. 1980-х гг. тем­пы раскопок сни­зи­лись, но в по­след­ние го­ды вновь вы­рос­ли. На­ря­ду с но­во­стро­еч­ны­ми дей­ст­во­ва­ли экс­пе­ди­ции ря­да на­уч. и учеб­ных уч­ре­ж­де­ний, му­зе­ев. Пуб­ли­ка­ция по­лу­чен­ных ма­те­риа­лов – од­на из важ­ней­ших за­дач отечествен­ной археологии.

15.10.2021 13:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!