СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности изготовления китайского фарфора

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности изготовления китайского фарфора

С фарси слово «фарфор» можно перевести как «императорский». Изделия из него были доступны только правителям страны и представителям знати. Чтобы рецепт производства фарфора не оказался в чужих руках, город Цзиндэчжэнь, где главным образом и располагалось производство, на ночь закрывался, а по улицам ходил специальный вооруженный патруль. Войти в город в эти часы могли лишь те, кто называл заранее оговоренный пароль.

Почему фарфор был настолько ценен и пользовался столь большой любовью? Причиной этому являются его тонкие стены, белоснежный цвет, прозрачность и еще он очень приятно звучит. Высокое качество фарфоровых емкостей обуславливалось тем, в его состав входила белая глина – каолин. Его добыча осуществлялась лишь в нескольких китайских провинциях.

Именно благодаря использованию данного элемента фарфор обретал свой белоснежный вид. И еще, качество зависело от того, насколько тонко мололась пудра «фарфорового камня», использовавшаяся для замешивания фарфоровой массы. Добыть его можно было только в Цзянси.

Полученная из него фарфоровая масса отправлялась дожидаться своего часа, который наступал спустя несколько десятилетий, благодаря чему заготовка обретала пластичность. После чего масса еще и отбивалась, что позволяло делать из нее лепку, в обратном случае она бы просто начала сыпаться в руках. Затем фарфоровая масса отправлялась в печь, высокий температурный режим которой позволял при обжиге менять ее физический состав, в результате чего она приобретала прозрачность и водостойкость. Фарфор обжигался в особых горшках из керамики при температуре 1280 градусов. Печь полностью заставлялась будущими изделиями, затем она плотно заделывалась, оставалось лишь маленькая щель, через которую мастера наблюдали за процедурой.

Гончары Поднебесной быстро научились возводить такие печи, внутри которых образовывался требуемый температурный режим. Первые подобные печи были созданы в начальных веках нашей эры, что доказывается археологическими находками.

Для растопки печей использовали дрова, а сама топка располагалась внизу. Открыть печь можно были лишь спустя три дня, после чего дожидались остывания изделий. Остывали они в течение суток, затем в печь заходили мастера, чтобы вынести полученный фарфор. Но даже по прошествии этого времени внутри печи было еще очень жарко, по этой причине мастера надевали влажную одежду и перчатки из большого количества слоев влажной ваты.

Для производства лишь одной емкости из фарфора применялись силы восьми десятков человек.

Нужно сказать, что фарфор покрывался сразу несколькими слоями глазури, и каждый слой обладал своим уровнем прозрачности. Это позволяло изделиям обрести зачаровывающее матовое сияние. В качестве красящих веществ применялись кобальт и гематит, которые прекрасно переносили высокий температурный режим при обжиге. Декорирование эмалевыми красками мастера Поднебесной начали использовать лишь в 17 столетии.

Обычно старые мастера обращались в росписях к тематических сюжетам, а также выполняли различные замысловатые узоры. Поэтому росписью одной фарфоровой емкости занимались сразу несколько мастеров. Некоторые из них рисовали контуры, другие – пейзажи, а остальные – человеческие образы.

Самые первые фарфоровые чашки были белоснежными с еле заметным зеленым оттенком. При соприкосновении их друг с другом раздавался очень приятный звон, который находящимся рядом людям слышался как «тсе-ни-и». По этой причине фарфор тогда в Поднебесной получил название «тсени».

Как мы уже сказали, европейцы, познакомившиеся с фарфором, были восхищены им. Но наиболее всего их удивило не качество, не внешний вид, а технология производства изделий, с которой они встречались впервые.

К примеру, чашка из фарфора склеивалась из двух частей – внешней и внутренней. Одновременно с этим ее дно и верхний ободок надежно соединялись друг с другом. Изнутри изделие декорировалось цветочными узорами, а кружевная внешняя часть была белой. И когда чай наливался в чашку, то через ажур фарфора просвечивал изысканный декор внутренней половинки.

Но больше всего восхитили жителей Старого Света серые изделия из фарфора, с виднеющимся на стенках орнаментом. По мере наполнения чашки чаем на ней проступали морские волны, рыбы, морские растения.

В начале 18 века большинство фарфоровых емкостей обладало зеленым декором, по этой причине изделия, изготовленные в эти годы, входят в так называемое «зеленое семейство».

Некоторое время спустя цвет декора сменятся на розовый. Таким образом возник фарфор, принадлежащий «розовому семейству». Также специалистами выделяется еще и «желтое семейство». Чашки, входившие во все эти перечисленные семействам, отличались особо пышным декором. Все эти изделия производились во время царствования императора Канси (1662-1722) и его наследника, внука — императора Цяньлуня (1711-1799).

Данный фарфор в больших количествах экспортировался на европейский континент. Эти емкости, которые назывались по преобладавшему цвету, обладали тонкими формами, чистыми поверхностями, что восхищало европейцев. Глазурованные предметы из «пламенеющего фарфора» радовали глаз красочными поверхностями. Вскоре тематика декора изделий, отправлявшихся в Европу, начала меняться. На них стали появляться сюжеты, взятые из западной жизни.

Ряд этапов в истории изготовления фарфоровых изделий получили названия по именам императорских династий, руководивших страной в то время.

В начале 16 века секреты технологии производства фарфоровых изделий становятся известны японским мастерам. Поначалу фарфор из Страны восходящего солнца значительно уступал в качестве классическим китайским изделиям. Но зато он славился своим роскошным декором. Представленные на емкостях сюжеты и узоры отличались значительным разнообразием, яркими цветами и настоящей позолотой.

Категория: Всем учителям
02.09.2017 16:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!