СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные направления воспитания интереса к профессии в процессе производственного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В воспитании интереса к профессии производственное обучение играет огромную роль. Это вытекает из того положения, что интерес к профессии развивается и реализуется прежде всего в предметно-преобразующей деятельности. Именно в процессе производственного обучения представляется возможным в наиболее полной мере реализовать содержательные и методические аспекты воспитания интереса к профессии. Интерес к профессии, характеризуя направленность на определенную сферу профессионального труда, проявляется в широком диапазоне специфических социальных, психофизиологических, психологических свойств и качеств личности. В социальном плане интерес к профессии характеризуется системой ценностных ориентации, поскольку трудовая деятельность в той или иной сфере профессионального труда рассматривается человеком как наиболее важное средство и условие социального самоутверждения, развития своих индивидуальных способностей. При этом основными ценностями в структуре интереса к профессии выступают не материальные стимулы, хотя и они имеют важное значение, а стремление к духовному (интеллектуальному, нравственному, морально-волевому) развитию. Система духовных потребностей, их качественная характеристика, уровень развития находят свое концентрированное выражение в жизненных целях, в целеустремленности человека. К. Маркс подчеркивал, что «в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели». Целевую функцию интереса подчеркивают многие исследователи. «Осознанный интерес выступает как мотив, как намерение, как сознательно построенная цель». В структуре интереса к профессии цель проявляется в двух иерархических уровнях. Основу составляют цели жизни. Осознание цели, смысла жизни побуждает человека искать пути и средства их реализации, в качестве которых выступает активная профессиональная деятельность. Интерес к профессии отражает стремление личности реализовать свои жизненные цели в той сфере профессионального труда, которая раскрывает наиболее благоприятные возможности для проявления и развития индивидуальных способностей. Видный советский социолог И. С. Кон подчеркивает, «чтобы стать подлинным субъектом труда, познания и общения, индивид должен прежде всего осознать свое социальное положение, определить свои жизненные цели, идеалы и найти способы их предметной реализации» Проявление интереса к профессии — это прежде всего трансформация жизненных целей в цели профессиональной деятельности, которые находят свое выражение в профессиональном идеале. Все это говорит о том, что одним из важнейших аспектов воспитания интереса к профессии является формирование у учащихся техникумов жизненной целеустремленности, профессионального идеала, т. е. раскрытие места и роли человека в нашем обществе, роли профессионального труда в социальном самоутверждении, системы тех социальных и профессионально важных качеств, которыми должен обладать современный рабочий высокой квалификации. Речь идет о формировании у учащихся отчетливого представления о тех требованиях к личности, которые предъявляет современное производство, о воспитании у них готовности соответствовать этим требованиям. Только при условии осознания учащимися места и роли профессионального труда в своей жизни может иметь место осознанный и устойчивый интерес к профессии. Профессиональный идеал — это только основа для развития интереса к профессии. Важно, чтобы учащиеся постоянно ощущали результаты своего духовного развития, развития профессиональных способностей, т. е. свое продвижение к идеалу. А это, в свою очередь, вызывает необходимость формирования системы социально-психологических, психофизиологических профессионально важных качеств и прежде всего тех, которые определяют профессиональные способности работника. Интерес к профессии предполагает активную, творческую предметно-преобразующую деятельность, которая основывается на обширных и глубоких знаниях, на способности творчески их использовать для решения стоящих перед работником задач. Производственное обучение является именно той сферой практической деятельности, базирующейся на очень широком диапазоне общенаучных, политехнических, профессиональных знаний. В свою очередь, сама практическая деятельность выступает в качестве важного источника знаний, средства интеллектуального развития учащихся. Все это свидетельствует о наличии тесной взаимосвязи познавательного и профессионального интереса. Эта взаимосвязь носит взаимостимулирующий характер. Человек учится, познает не ради самих знаний, а с целью их применения в организации своей жизнедеятельности. Интеллектуальные способности человека определяются наличием и уровнем развития определенной структуры качеств, характер которых во многом обусловлен спецификой профессиональной деятельности. Известно, что работник в процессе профессионального труда оперирует определенным кругом специфических закономерностей, взаимосвязей, предметов, орудий труда, решает специфические для данной профессии познавательные и практические проблемы. Соответственно специфика мыслительной деятельности требует и наличия специфических качеств личности. С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что «специфические особенности различных видов мышления обусловлены у разных людей прежде всего специфичностью задач, которые им предстоит решать, они так же связаны с индивидуальными особенностями, которые у них складываются в связи с характером их деятельности». Все это дает основание рассматривать в качестве одного из важнейших направлений воспитания интереса к профессии развитие профессионального мышления. Проблема структуры качеств, определяющих профессиональное мышление, сегодня активно исследуется психологией. Но в ее решении есть серьезные трудности, которые прежде всего связаны с наличием широкого диапазона профессий. Один из рациональных путей ее решения — группировка рабочих профессий по общности содержания умственной деятельности. Уже сегодня психологией выделяются такие специфические виды мышления, как технико-конструктивное, технологическое, диагностическое, оперативное. К профессиональной деятельности в условиях современного производства повышаются требования не только в интеллектуальном, но и исполнительском плане. Способность трудиться на высоком уровне культуры труда, бесспорно, играет важную роль в отношении работника к труду, к профессии. Педагогическая практика показывает, что интерес к профессии наиболее успешно формируется в том случае, если уделяется должное внимание воспитанию морально-волевых профессионально важных качеств. Именно они во многом определяют исполнительскую культуру работника, уровень его профессионального мастерства. В структуре морально-волевых качеств можно выделить общие, базисные, роль которых существенна во всех сферах деятельности. Это прежде всего трудолюбие, дисциплинированность, инициативность, настойчивость, самостоятельность, чувство ответственности. Наряду с общими представителям различных профессий присущи специфические морально-волевые качества. Это могут быть повышенные требования к проявлению дисциплинированности, чувства ответственности, выдержки, самообладания и т. д. Например, у работников сферы обслуживания предъявляются повышенные требования к культуре общения, к проявлению честности. А профессии моряка, геолога, летчика привлекают тем, что дают возможность в наиболее полной мере проявить такие качества, как ловкость, смелость, выдержка, самообладание. Особое место среди морально-волевых качеств занимают такие, как проявление чувства профессиональной гордости, чeсти и достоинства, стремление перенять и приумножить лучшие профессиональные традиции. Целенаправленно развивать эти качества у учащихся ПТУ в процессе производственного обучения — значит приближать их к профессиональному идеалу, что является важным стимулом закрепления интереса к профессии. В особую группу следует выделить психофизиологические профессионально важные качества, структура и уровень которых характеризуют сенсомоторную культуру работника и во многом определяют его профессиональное мастерство. Следует подчеркнуть, что психофизиологические профессионально важные качества оказывают влияние как на умственную, так и на исполнительскую деятельность работника. Структура и уровень развития психофизиологических качеств личности прежде всего находит свое проявление в эмоциональной устойчивости, свойствах внимания, мышечной чувствительности, способности прогнозировать развитие ситуаций, уверенно действовать в условиях дефицита времени, выполнять действия не раньше и не позже, чем это требуется, координировать движения и т. д. Естественно, структура психофизиологических качеств по той или иной профессии носит специфический характер. Так, результаты исследования Л. А. Леоновой дают основание утверждать, что профессионально важными психофизиологическими качествами токаря являются: глазомер, мышечно-суставное чувство (кинестезия), концентрация нервного возбуждения и дифференциация мышечных усилий. При этом концентрация мышечных усилий является ключевым качеством, характеризующим задаток способности К числу основных профессионально важных качеств, например, операторов технологических и энергетических установок относятся: наблюдательность, способность замечать изменения в показаниях приборов, быстрота чтения шкал приборов, объем и помехоустойчивость оперативной памяти, распределенность и переключаемость внимания, широко развитое оперативное мышление. Очень важно, чтобы мастер производственного обучения, осуществлял подготовку молодых рабочих, отчетливо представлял себе систему социальных, психологических, психофизиологических качеств, необходимых для освоения той или иной профессии. Рассматривая проблему развития психофизиологических профессионально важных качеств, нельзя не согласиться с мыслью, что их развитие «невозможно сделать содержанием какого-то особого курса. Она должна решаться в рамках специальной технологии и производственного обучения, а также в процессе занятий по физической культуре. Новым здесь должно быть наличие специальной дидактической задачи и согласованность специальных упражнений с материалом программ, а также включение в план урока подобно тому, как это имеет место при реализации воспитания нравственных черт личности через предмет. Вышесказанное позволяет заключить, что основными направлениями педагогической деятельности по воспитанию интереса к профессии в процессе производственного обучения являются: -формирование профессионального идеала и жизненной целеустремленности; -развитие профессионального мышления; -формирование морально-волевых профессионально важных качеств; развитие психофизиологических профессионально важных качеств. Воспитание интереса к профессии в процессе производственного обучения предполагает наличие определенных педагогических условий. Так, М. Н. Скородумов в качестве таких условий выделяет: а) наличие общественных целей и мотивов труда; б) связь производственного и теоретического обучения; в) развитие научнотехнической мысли учащихся. Адаскин Б. И.3, в свою очередь, отмечает, что на воспитание интереса к профессии в процессе производственного обучения наиболее существенное влияние ока¬зывают следующие основные факторы: во-первых, уверенность в целесообразности овладения профессией во-вторых содержательность обучающего труда; в-третьих, успешность трудовой деятельности; в-четвертых, положительный пример людей, овладевших профессией. Ниже делается попытка рассмотреть основные методические средства по воспитанию интереса к профессии в процессе производственного обучения в соответствии с вышеобозначенными аспектами.

Категория: Прочее
11.12.2018 18:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!