СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей.

ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных.

Среди других важнейших идей ФГОС НОО:

1. Определение современного национального воспитательного идеала, который обозначен в концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Именно с этим документом связано понятие – «духовное здоровье обучающихся 1 ступени».

2. Достижение новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных), формирование которых возможно на основе нового содержания образования и несколько иных способов деятельности воспитателя.

3. Обеспечение условий достижения планируемых результатов (материально-технических, гигиенических, иных условий реализации основной образовательной программы начального общего образования).

Результатом реализации указанных условий, в соответствии с ФГОС НОО, и должно стать – создание комфортной развивающей воспитательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как:

- обеспечивающее высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для воспитанников, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание;

-гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья, именно такое пространство является комфортным по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам.

Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых:

- физическое,

- психическое,

- духовное,

- социальное здоровье.

Одним из факторов, обеспечивающих достижение результатов деятельности по сохранению и укреплению здоровья в нашем учреждении, выступает ее научно - обоснованный характер, последовательность, учет возрастных и социокультурных особенностей, информационная безопасность и практическая целесообразность.

Поэтому в примерной образовательной программе НОО четко обозначены цели и задачи деятельности ОУ по данному направлению. Эта деятельность должна: - сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

-дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

-сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

-научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

-сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

-сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

-обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

-сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

-научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

-сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Очевидно, что решение данных задач направлено на формирование у детей: - знаний, - установок, - личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.

Другими словами, направлено на достижение

предметных, метапредметных и личностных результатов.

Вместе с тем, обязательной является и определенная в примерной образовательной программе структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.

Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных блоков:

- создание здоровьесберегающей инфраструктуры,

- рациональная организация учебной и внеучебной деятельности

обучающихся;

- эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,

-реализация образовательной программы и просветительской работы с

родителями.

Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:

- соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда воспитанников;

- наличие и необходимое оснащение помещений для питания воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи;

- организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;

- оснащённость комнат, коридоров, игровых комнат;

- наличие помещений для медицинского персонала;

- наличие необходимого (в расчёте на количество воспитанников) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу (учителя физической культуры, тренера, психолога, воспитателей).

Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности воспитанников, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления. Создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) воспитанников на всех этапах обучения;

- введение любых инноваций в воспитательный процесс только под контролем специалистов;

- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

- ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные группы под наблюдением медицинских работников.

Эффективная организация оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима воспитанников, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья и формирование культуры здоровья, включает:

-полноценную и эффективную работу с воспитанниками всех групп здоровья (на спортивных мероприятиях, в секциях и т. п.);

-организацию динамических перемен, физкультминуток на занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

-регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, походов).

Реализация этого направления зависит от администрации образовательного учреждения, воспитателей, медицинских работников, а также всех педагогов.

Коллектив нашего интерната работает по комплексной воспитательной программе «Радуга». Она включает в себя валеологическое направления «Береги себя». Цель направления: сохранение и укрепление здоровья детей младшего, среднего, старшего школьного возраста, формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни.

Ожидаемые результаты:

-повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;

-осознанное отношение детей, их родителей, воспитателей к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;

- соблюдение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей;

Работа с родителями (законными представителями) включает:

-беседы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей.

-организацию совместной работы воспитателей и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.

В ЗОЖ интерната входят следующие составляющие:

  • отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголизм, наркотики);
  • рациональное питание;
  • оптимальный двигательный режим;
  • личная гигиена;
  • положительные эмоции.

Воспитание культуры поведения:

  • Культура общения;
  • Воспитание нравственности;
  • Умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.

Лечебно-профилактические мероприятия:

  • Профилактические методики, например, оздоровительная гимнастика (пальцевая, коррегирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др.), самомассаж;
  • Простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.);
  • Привитие детям элементарных навыков (например: мытьё рук, мытье ног);
  • Физкультминутки во время занятий;
  • Проветривание и влажная уборка помещений;
  • Витаминотерапия;
  • Чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.

Оздоровительные мероприятия:

  • Отбор детей в оздоровительные группы;
  • Профилактика близорукости у детей – гимнастика для глаз, (маршрут для глаз);
  • Соблюдение мероприятий по улучшению адаптационного периода у первоклассников;
  • Строгое соблюдение норм санпина;
  • Витаминизация ( воспитанники с удовольствием пьют витаминизированные кисели, компоты, чай, морс, принимают витамины).

ВЫВОД: От чего же зависит здоровье ребенка?

Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Если на первые 50% здоровья мы, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Очевиден тот факт, что показателем успешности проводимой оздоровительной работы является положительная динамика здоровья детей. Также активное участие воспитанников в различных мероприятиях.

Воспитательные спортивные мероприятия (эстафеты, спортивные игры, дни здоровья), в нашем интернате семейного типа проводятся в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС НОО).

Я работаю подменным воспитателем, в моей сборной группе 12 детей, они активно посещают различные кружки, лыжную секцию, в свободное время любят играть в футбол.

Рассмотрим применение ФГОС на примере проведенной мною спортивной эстафеты на свежем воздухе ко «Дню здоровья»!

«Не робей, прыгай, бегай веселей»!

Организационный этап:

1) определяем тему;

2) учим ставить цель (чего достигнем… ?,чему научимся…?)

3) формируем понятия ЗОЖ., развитие ловкости, быстроты, внимания;

4) готовим инвентарь для эстафеты, делимся на две команды;

6) в конце мероприятия уделено время рефлексии.

Цель мероприятия: повысить интерес воспитанников к здоровому образу жизни, развитие выносливости, ловкости.

При правильной организации деятельности воспитанников у них формируются следующие универсальные учебные действия (УУД):

В сфере личностных учебных действий формируется установка на здоровый образ жизни, знание основных правил коллективной игры; умение определять нравственное содержание и смысл собственных поступков и поступков окружающих людей, понимание чувств других людей и сопереживание им в игровой деятельности осмысление влияния физической В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети определяют и формулируют цель игровой деятельности, отличают игру по правилам и без правил, определяют последовательность своих действий. Учатся совместно с воспитателем и другими участниками группы создавать безопасное игровое пространство, давать эмоциональную оценку своей деятельности, соблюдать правила безопасной игры, планировать двигательную активность в своём режиме дня. В сфере познавательных универсальных учебных действий воспитанники проявляют активность при коллективном составлении спортивных эстафет, комплексов упражнений, игровых ситуаций; осваивают новые игровые и социальные роли; находят дополнительную информацию по спортивным и подвижным играм с мячами, обручами, скакалками. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ребята учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваются и приходят к общему решению при организации игры; объективно оценивают свой вклад в общее решение группы; учатся различному ролевому поведению, используют речевые средства для решения коммуникативных задач.

Рефлексия:

Деятельность воспитателя: воспитатель задает вопросы.

ууд (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Ребята, понравилось ли вам участвовать в эстафете…?

ответы детей: - Да, было очень интересно, мы очень переживали за свою команду;

- Было очень весело, особенно тогда, когда мы передавали мяч между ног;

умение определять нравственное содержание и смысл собственных поступков, и окружающих людей, понимание чувств других людей и сопереживание им в игровой деятельности:(личностные, коммуникативные ууд).

Что на ваш взгляд способствовало успеху…?

Ответы детей - Наша команда была самой дружной, поэтому мы выиграли;

- А нам кажется, что мы были самыми быстрыми ловкими, а ваша команда допускала ошибки. Умение объяснять и анализировать, умение давать оценку своей деятельности (личностные, коммуникативные ууд)

Как вы оцениваете свою команду и команду соперника…?

умение сравнивтаь и строить причинно-следственные связи, давать оценку, объективно оценивать свой вклад в общее решение группы:(познавательные, регулятивные, коммуникативные ууд) ответы детей: - Мы честно выполняли каждый этап, поэтому мы достойны первого места;

Что нам нужно для улучшения наших достижений…?

умение анализировать

(познавательные ууд)

Ответы детей: - Нам больше нужно тренироваться;

- Больше заниматься спортом;

Что узнали нового, чему научились…?

умение объяснять, анализировать

(познавательные ууд)

Ответы детей: - Научились прыгать через скакалку (первоклассники).

- Научились прыгать через обруч;

Категория: Физкультура
31.03.2021 18:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!