СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Орловский альбом» художника Василия Максимова

Нажмите, чтобы узнать подробности

В истории русского изобразительного искусства было много замечательных художников, но таких бытописателей и знатоков народной жизни, каким стал за несколько десятилетий своего творчества член Товарищества передвижных художественных выставок, академик живописи Василий Максимов, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Василий Максимович Максимов

(17 [29] января 1844, деревня Лопино, близ Старой Ладоги –

18 ноября [1 декабря] 1911, Санкт-Петербург)

(Автопортрет. Написан 18-20 декабря 1863 года)

Из крестьян – в Академию художеств

Он родился 17 января 1844 года в деревне Лопиной Санкт-Петербургской губернии в семье государственного крестьянина. Отец будущего художника, Максим Терентьевич, был единственным грамотным во всей большой деревне, он успел научить Василия читать и писать. Максим Терентьевич скоропостижно скончался. Мать отвела шестилетнего сына в монастырскую школу Николаевского Староладожского монастыря, где мальчик и продолжил обучение грамоте.

Страсть к рисованию появилась у Василия Максимова с раннего детства. А в монастыре нашлись просвещённые люди, которые помогли развитию его способностей – направили в Санкт-Петербург для обучения в иконописную мастерскую. Семь лет Василий постигал секреты иконописного мастерства, дополнительно занимаясь в воскресной рисовальной школе при Технологическом институте (туда, по представленным рисункам, его приняли сразу в третий класс).

А осенью 1862 года Максимов поступил в Петербургскую Академию художеств и всего за три года, огромным трудом, упорством и целеустремленностью, освоил академический курс. Впереди оставался конкурс на золотую медаль, дававший право на заграничную поездку на шесть лет со стипендией, а впоследствии – звание профессора. К этому стремились многие академисты – но не Василий Максимов.

В первом ряду национальных талантов

Он, решив посвятить жизнь служению народу, отказался от конкурса и поездки за границу. Получив аттестат художника третьей степени и чин 14-го класса, будущий передвижник покинул академию и вернулся на родину. С этого времени Максимов начинает – с возможной полнотой и правдой – изучать и изображать крестьян, в которых он всегда видел личностей.

Одна за другой появляются картины Максимова, в которых мастер постепенно находит свой стиль, наполненный любовью и теплотой к простому народу.

На творчество Василия Максимова зрители обратили внимание очень рано. Картину «Бабушкины сказки», написанную художником в 23 года, купил для своей знаменитой галереи меценат Павел Михайлович Третьяков, который позже приобретал все крупные произведения Василия Максимовича.

«Бабушкины сказки» (1867 г.)

Известный критик Владимир Васильевич Стасов публично приветствовал каждую новую значительную работу Максимова, ставя художника в первый ряд национальных талантов, наряду с Ильёй Ефимовичем Репиным и Василием Григорьевичем Перовым.

«Приход колдуна на деревенскую свадьбу» (1875 г.)

Картина Василия Максимовича Максимова «Приход колдуна на деревенскую свадьбу» представляла русскую живопись на Всемирной выставке в 1878 году в Париже и стала затем визитной карточкой художника. А Петербургская Академия художеств в ноябре того же года присвоила художнику звание академика живописи.

40 неизвестных рисунков

Стремясь как можно лучше познать быт и душу народа, Максимов неоднократно совершал путешествия по России, запечатлевая увиденное. О большинстве таких поездок художника хорошо известно его биографам. Но вот об одном из маршрутов – в Малоархангельский уезд Орловской губернии – до недавнего времени информации не было никакой.

Несколько лет назад Новоладожский историко-краеведческий музей (это родные места художника Максимова) стал готовить к 170-летнему юбилею Василия Максимовича выпуск иллюстрированного каталога его произведений. При подготовке выяснилось, что в запасниках Русского музея Санкт-Петербурга хранится альбом под номером А-100/Р37758-37797, в котором представлено 40 рисунков Максимова, никогда и нигде не публиковавшихся и не выставлявшихся (размер каждого – 10,3 на 17,8 сантиметра). Альбом получил название «Орловский», поскольку на всех рисунках Максимова были записи-пометки, имевшие отношение к Малоархангельскому уезду.

Лики орловских крестьян

В мае 1882 года художник Максимов, скорее всего, как корреспондент петербургских иллюстрированных газет посетил Малоархангельский уезд Орловской губернии. Здесь он гостил две недели у местного помещика Николая Петровича Покатилова в его имении в сельце Хорошее (ныне – составная часть райцентра Покровское одноимённого района). Отставной майор Покатилов был известной личностью в здешних местах, к тому же держал каретную мастерскую на почтовом тракте Орёл – Ливны. Как и когда художник Максимов познакомился с ним, неизвестно, но что Николай Петрович и Василий Максимович тесно и дружески общались, не вызывает сомнения.

Пребывание Максимова в сельце Хорошем было не праздным времяпровождением, а усердной работой профессионала. С 10 по 22 мая Василий Максимович сделал 40 восхитительных бытовых зарисовок крестьян нескольких населённых пунктов Покровской волости Малоархангельского уезда: села Покровское-Липовица, села Перехожая Липовица, сельца Хорошее и деревни Волковой (они располагались в радиусе десяти верст от места, где гостил Максимов, в настоящее время это посёлок городского типа Покровское и соседние с ним село Липовец и деревня Крутое).

Василий Максимович с утра выезжал на лошади хозяина имения на поиски подходящих его замыслам крестьянских лиц. Листая эти альбомные зарисовки, можно сделать вывод, как много удачных моментов «схватил» в наших краях острый глаз живописца: здесь и крестьянин с пилой, и стрижка овец, и пение слепцов. Собранные вместе, образы земляков-орловцев составляют выразительнейшую даже не картину, а симфонию народной жизни.

В «Орловском альбоме» Максимов предстаёт как очень сильный портретист. Вот один из рисунков. На нём изображён крестьянин Митрофан Новиков. Крепкий, ещё не старый крестьянин сидит, опираясь рукой на мощный сундук с замком. Наверное, он не сразу согласился позировать и не привык к такому занятию, застыл, думая о своём. А лицо! Не лицо – лик, как на иконах.

Василий Максимович всегда рисовал конкретных людей, поэтому многие рисунки подписаны: вот, кроме Митрофана Новикова, другие крестьяне Покровской волости – Филипп Косарев, Корней Сова, дед Феоктист (кстати, потомки Новикова и Косарева до сих пор проживают в посёлке Покровское).

Орловские зарисовки показывают склонность Максимова к этнографическим наблюдениям, он выхватывает и отражает тонкие детали, которые позволят ему потом стать корреспондентом Этнографического бюро.

На последнем, сороковом листе «Орловского альбома» есть набросок женской головы с подписью «Голова свекрови». Эта работа, сделанная в наших краях в мае 1882 года, через 11 лет превратилась в одну из самых знаменитых картин Василия Максимова «Лихая свекровь». И ещё один рисунок, «Нищий под окном избы», стал в том же 1882 году известной картиной под названием «В деревенском дворе» (она находится в экспозиции Днепропетровского художественного музея).

Хочется верить, что издадим

Лучшие произведения по-настоящему народного художника Максимова: «Семейный раздел в крестьянском быту», «Бедный ужин», «Кто там?», «Больной муж», «Всё в прошлом» и многие другие – не утратили своей силы воздействия и в наши суматошные дни. В них зритель видит подлинную горячую страсть и глубокий смысл, они приносят эстетическое наслаждение, возвышают мысли и чувства, имеют огромную познавательную ценность.

Но и рисунки из «Орловского альбома» ничуть не уступают полноценным картинам замечательного художника, ведь в них отражена глубина народной жизни, да ещё на примере Орловщины.

Из 40 набросков в большой иллюстрированный каталог произведений Василия Максимова, увидевший свет в 2014 году в петербургском издательстве «Площадь искусств» (автор – Денис Арутюнов), вошли только пять.

«Всё в прошлом» (1889 г.)

Источник: Полынкин А. «Орловский альбом» художника Василия Максимова. Орловский вестник. № 08 (1118), 11/03/2015. – С. 13.

Категория: Всем учителям
25.07.2016 15:25


© 2016 692

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!