СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы и методы работы с одарёнными  детьми в начальной школе.

(Из  опыта  работы.)

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые   дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

Все дети  с  рождения  наделены  определёнными  задатками и способностями. К сожалению, не все  они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают. Процент одарённых  детей (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их, примерно, 60-70%, то к окончанию школы к 17 годам он падает до 15-20%. Поэтому  роль учителя  начальных классов в работе с одарёнными детьми чрезвычайно важна.

Педагогу надо так построить весь учебно-воспитательный процесс, чтобы создать условия, обеспечивающие выявление, развитие одарённых детей и реализацию их потенциальных возможностей.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей; 
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Итак, первый компонент работы с одаренными детьми – это этап предварительного поиска, выявления одарённых и талантливых детей. Став классным руководителем, я, прежде всего, посетила семьи детей своего класса. Побеседовав с родителями, узнала об особенностях каждого ребенка, об их интересах и способностях.  На первом родительском собрании родителям было предложено заполнить анкету “Ребенок: способный или одаренный?” В анкете приведен перечень характеристик одаренных детей и пожелание родителям – подходить к оценке способностей своего ребенка беспристрастно и объективно. На вопросы анкеты необходимо отвечать словами “да” или “нет”. Положительные ответы родителей на все вопросы дали серьезные основания отнестись к такому ребенку как к одаренному.

Затем было проведено анкетирование детей. Первая анкета помогла выявить уровень школьной мотивации и познавательной активности у детей. Получились такие результаты:

  • высокий уровень: 4 учащихся;
  • хорошая школьная мотивация: 6 учащихся;
  • положительное отношение к школе: 8учащихся;
  • низкая школьная мотивация: 4 учащихся;
  • негативное отношение к школе: 0 учащихся.

 Другая анкета помогла выявить, какие школьные предметы больше нравятся тому или другому ребенку, какие уроки для них наиболее интересны.

В результате исследований были выявлены дети с опережающим развитием. Собранная таким образом информация позволила  создать первое представление о каждом поступившем в класс ребенке. На каждого ученика в классе  было заведено портфолио. В разделах которого мы поместили странички  “Мои успехи и достижения”, « Моё творчество», «Работы, которыми я горжусь».На этих страницах  дети собирают все свои грамоты, благодарности, рисунки и поделки, которые они считают наиболее удавшимися, сочинения на различные темы, доклады.

Второй  и третий компоненты работы с одарёнными  детьми  - развитие творческих способностей детей  на уроках и во внеурочной деятельности рассматриваю как единый процесс.  Для  этого и на уроках и во внеурочной работе  использую следующие виды деятельности:

  • проблемно-развивающее обучение;
  • проектно-исследовательская деятельность;
  • игровые технологии (деловые игры и путешествия);
  • информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации  развития способностей   (разноуровневые тесты, презентации);
  • творческие и нестандартные задания.

Приведу пример реализации проблемно-развивающего обучения, когда на уроке создаётся ситуация познавательного затруднения  и ученики поставлены  перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями:                  анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др.

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Правописание слов с разделительным твёрдым  знаком». Предлагаю детям от глагола «ехать» образовать новые слова с помощью приставок  -от, -с, -под. Выслушиваю ответы и предлагаю записать эти новые слова. Перед записью  задаю вопрос (ставлю проблему)

Постановка проблемы.

 

«Открытие нового»

 

 

Определение темы.

 

Постановка учебной задачи

  • Нужно ли в слова вставить ещё букву?
  • Почему? 
  • Какую букву добавим?
  • Где можно себя проверить? (В учебнике)
  • Откройте  учебник на с.134 и прочитайте правило. 
  • Что узнали из правила? Какую букву надо вставить в новые сова? Почему? Запишите получившиеся слова. Проверим, выделим приставки, подчеркнём Ъ.
  • Тема урока  обозначена на этой же странице учебника. Прочитаем.                                                     
  • Какую учебную задачу исходя из темы поставим на уроке? (Научиться писать слова с разделительным Ъ).

       

Такая работа  позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Второй  класс (2012-2013 учебный год) трое  моих учеников закончили на «отлично», одна из учениц Диана Федюнцова  награждена «Похвальным листом», в этом учебном году уже четверо ребят «идут на «Похвальный лист».                                                                                                                                                                      

Во  внеурочной деятельности большое внимание уделяю участию своих учеников в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, выставках, проектно-исследовательской  работе.

В 2012-2013 учебном году Иван Родыгин занял 3 место во Всероссийском рейтинге предметной олимпиады  по чтению,  Александр Байков  - 1 место по школе по результатам Всероссийского конкурса – игры «Кенгуру – 2013», а весь класс занял 2 место  в городском конкурсе «Каждый класс-хор».

В этом (2013-2014)учебном году познавательная и творческая  активность детей выросла и уже 11учеников приняли участие во Всероссийских олимпиадах по русскому языку, математике, окружающему миру , получив дипломы победителей и лауреатов.  В международном конкурсе-игре «Русский медвежонок-2013» Дарья Самоплясова заняла  1 место в школьном рейтинге и 2 место в городском рейтинге. Во Всероссийском творческом конкурсе «Самая волшебная ночь в году» восемь учениц моего класса заняли 1 место в номинации «Новогодний подарок» с коллективной работой, а ученица   Елена Попова заняла на этом конкурсе 1 место с индивидуальной работой. Четверо ребят класса Алексей Земляникин, Виктория Митрохина, Елена Попова, Диана Федюнцова  со своими индивидуальными работами стали дипломантами международного творческого фестиваля «Южный полюс» , а все девочки класса дипломантами городской выставки детского декоративно-прикладного творчества «Рождественский подарок».

        Хороших результатов добились мои ученики и в проектно-исследовательской деятельности – одной из форм работы с одарёнными детьми.  Разработанный ещё в первой половине ХХ века метод проектов вновь стал актуальным в современном информационном обществе. Для меня эта форма работы новая и в этом учебном году мы с учениками моего 3 –г класса впервые участвовали в проектно-исследовательской  работе.                 В школьной научно-исследовательской конференции «Умка» трое учеников класса с исследовательской работой «Дорожные знаки» заняли 4 место, а ученица Диана Федюнцова с исследовательской работой «История моей семьи» получила диплом II степени на городском конкурсе  исследовательских проектов  и диплом лауреата  на IV Всероссийском творческом конкурсе «Талантоха».

         Четвёртый компонент  работы с одарёнными детьми - создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Во внеурочное время  у наших детей есть возможность как в школе, так и в других местах дополнительного образования заниматься в кружках по интересам. На базе нашей школы работают кружки разного направления, где у ребят есть возможность проявить свои способности. Все  ученики моего класса занимаются в школьных кружках и пять ребят посещают второй кружок в учреждениях дополнительного образования.

        Таким образом, мы видим, что  систематическое проведение занятий по развитию творческого мышления способствует развитию  гибкости ума, оригинальности, систематичности и последовательности мышления; развитию познавательных интересов обучающихся. Кроме этого, занятия в кружках формируют положительную учебную мотивацию, повышают навыки самоконтроля, развивают у детей уверенность в своих силах и способностях; помогают учителю выявлять одарённых детей и детей с потенциальными  признаками одарённости.

        Безусловно, существуют определенные проблемы в работе с одаренными детьми, которые требуют незамедлительного решения:

  • усиление подготовки учащихся к различным олимпиадам;
  • привлечение более пристального внимания родителей к проблеме развития умственной одаренности детей;
  • создание нормативной и учебно-материальной базы для организации с одаренными детьми;
  • недостаток психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

        И всё же, очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Поэтому, в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми.

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

Винокурова Н. К. Развиваем способности детей.- М: РОСМЭН- Пресс, 2004

Монина Г. Б. Ох уж эти одарённые дети.- С-П: Творческий центр, 2010

Соловьёва И. В., Джумагулова Т. Н. Одарённый ребёнок. Дар или наказание.- С-П: Творческий центр-, 2009

Интернет-ресурсы

www.odardeti.ru

www.1september.ru

www.standart.edu.ru

 

 

01.01.2015 12:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!