СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Формы и методы работы с одарёнными детьми в начальной школе.
(Из опыта работы.)
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.
Все дети с рождения наделены определёнными задатками и способностями. К сожалению, не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают. Процент одарённых детей (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их, примерно, 60-70%, то к окончанию школы к 17 годам он падает до 15-20%. Поэтому роль учителя начальных классов в работе с одарёнными детьми чрезвычайно важна.
Педагогу надо так построить весь учебно-воспитательный процесс, чтобы создать условия, обеспечивающие выявление, развитие одарённых детей и реализацию их потенциальных возможностей.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
Итак, первый компонент работы с одаренными детьми – это этап предварительного поиска, выявления одарённых и талантливых детей. Став классным руководителем, я, прежде всего, посетила семьи детей своего класса. Побеседовав с родителями, узнала об особенностях каждого ребенка, об их интересах и способностях. На первом родительском собрании родителям было предложено заполнить анкету “Ребенок: способный или одаренный?” В анкете приведен перечень характеристик одаренных детей и пожелание родителям – подходить к оценке способностей своего ребенка беспристрастно и объективно. На вопросы анкеты необходимо отвечать словами “да” или “нет”. Положительные ответы родителей на все вопросы дали серьезные основания отнестись к такому ребенку как к одаренному.
Затем было проведено анкетирование детей. Первая анкета помогла выявить уровень школьной мотивации и познавательной активности у детей. Получились такие результаты:
Другая анкета помогла выявить, какие школьные предметы больше нравятся тому или другому ребенку, какие уроки для них наиболее интересны.
В результате исследований были выявлены дети с опережающим развитием. Собранная таким образом информация позволила создать первое представление о каждом поступившем в класс ребенке. На каждого ученика в классе было заведено портфолио. В разделах которого мы поместили странички “Мои успехи и достижения”, « Моё творчество», «Работы, которыми я горжусь».На этих страницах дети собирают все свои грамоты, благодарности, рисунки и поделки, которые они считают наиболее удавшимися, сочинения на различные темы, доклады.
Второй и третий компоненты работы с одарёнными детьми - развитие творческих способностей детей на уроках и во внеурочной деятельности рассматриваю как единый процесс. Для этого и на уроках и во внеурочной работе использую следующие виды деятельности:
Приведу пример реализации проблемно-развивающего обучения, когда на уроке создаётся ситуация познавательного затруднения и ученики поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др.
Урок русского языка в 3 классе по теме: «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком». Предлагаю детям от глагола «ехать» образовать новые слова с помощью приставок -от, -с, -под. Выслушиваю ответы и предлагаю записать эти новые слова. Перед записью задаю вопрос (ставлю проблему)
Постановка проблемы.
«Открытие нового»
Определение темы.
Постановка учебной задачи |
|
Такая работа позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Второй класс (2012-2013 учебный год) трое моих учеников закончили на «отлично», одна из учениц Диана Федюнцова награждена «Похвальным листом», в этом учебном году уже четверо ребят «идут на «Похвальный лист».
Во внеурочной деятельности большое внимание уделяю участию своих учеников в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, выставках, проектно-исследовательской работе.
В 2012-2013 учебном году Иван Родыгин занял 3 место во Всероссийском рейтинге предметной олимпиады по чтению, Александр Байков - 1 место по школе по результатам Всероссийского конкурса – игры «Кенгуру – 2013», а весь класс занял 2 место в городском конкурсе «Каждый класс-хор».
В этом (2013-2014)учебном году познавательная и творческая активность детей выросла и уже 11учеников приняли участие во Всероссийских олимпиадах по русскому языку, математике, окружающему миру , получив дипломы победителей и лауреатов. В международном конкурсе-игре «Русский медвежонок-2013» Дарья Самоплясова заняла 1 место в школьном рейтинге и 2 место в городском рейтинге. Во Всероссийском творческом конкурсе «Самая волшебная ночь в году» восемь учениц моего класса заняли 1 место в номинации «Новогодний подарок» с коллективной работой, а ученица Елена Попова заняла на этом конкурсе 1 место с индивидуальной работой. Четверо ребят класса Алексей Земляникин, Виктория Митрохина, Елена Попова, Диана Федюнцова со своими индивидуальными работами стали дипломантами международного творческого фестиваля «Южный полюс» , а все девочки класса дипломантами городской выставки детского декоративно-прикладного творчества «Рождественский подарок».
Хороших результатов добились мои ученики и в проектно-исследовательской деятельности – одной из форм работы с одарёнными детьми. Разработанный ещё в первой половине ХХ века метод проектов вновь стал актуальным в современном информационном обществе. Для меня эта форма работы новая и в этом учебном году мы с учениками моего 3 –г класса впервые участвовали в проектно-исследовательской работе. В школьной научно-исследовательской конференции «Умка» трое учеников класса с исследовательской работой «Дорожные знаки» заняли 4 место, а ученица Диана Федюнцова с исследовательской работой «История моей семьи» получила диплом II степени на городском конкурсе исследовательских проектов и диплом лауреата на IV Всероссийском творческом конкурсе «Талантоха».
Четвёртый компонент работы с одарёнными детьми - создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Во внеурочное время у наших детей есть возможность как в школе, так и в других местах дополнительного образования заниматься в кружках по интересам. На базе нашей школы работают кружки разного направления, где у ребят есть возможность проявить свои способности. Все ученики моего класса занимаются в школьных кружках и пять ребят посещают второй кружок в учреждениях дополнительного образования.
Таким образом, мы видим, что систематическое проведение занятий по развитию творческого мышления способствует развитию гибкости ума, оригинальности, систематичности и последовательности мышления; развитию познавательных интересов обучающихся. Кроме этого, занятия в кружках формируют положительную учебную мотивацию, повышают навыки самоконтроля, развивают у детей уверенность в своих силах и способностях; помогают учителю выявлять одарённых детей и детей с потенциальными признаками одарённости.
Безусловно, существуют определенные проблемы в работе с одаренными детьми, которые требуют незамедлительного решения:
И всё же, очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Поэтому, в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми.
ЛИТЕРАТУРА.
Винокурова Н. К. Развиваем способности детей.- М: РОСМЭН- Пресс, 2004
Монина Г. Б. Ох уж эти одарённые дети.- С-П: Творческий центр, 2010
Соловьёва И. В., Джумагулова Т. Н. Одарённый ребёнок. Дар или наказание.- С-П: Творческий центр-, 2009
Интернет-ресурсы
www.odardeti.ru
www.1september.ru
www.standart.edu.ru
© 2015, Сафронова Елена Анатольевна 1949