© 2021, Волобуева Олеся Юрьевна 1018
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Меня зовут Волобуева Олеся Юрьевна, я педагог- психолог Центра Развития Творчества Детей и Юношества города Воронеж. Как и многие коллеги центра, я принимала участие в научно – исследовательском проекте «Самореализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» при поддержке ФИРО РАНХиГС. В статье я поделюсь личным опытом работы сопровождения с детей 5-11 классов.
Одним из самых важных, и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности педагога – психолога является психолого-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др. Общим являются лишь то, что всех вышеперечисленных детей авторы относят к категории «трудных».
В современной школе обучаются очень разные дети. Для каждого из них требуются свои, адекватные его потребностям условия развития: поддержка, любовь, понимание, внимание значимых взрослых. Если этого не хватает ребенку, у него могут возникнуть сложности и трудности в учебе, общении, которые впоследствии могут перерасти в девиантное поведение.
Поддержка и воспитание детей находящихся в трудной жизненной ситуации это непростой труд.
«Трудные дети» особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны взрослых и внимании коллектива сверстников.
Основной целью психолого – педагогической службы, в рамках научно – исследовательского проекта «Самореализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» включало: осуществление психологического сопровождения всего процесса, диагностику, коррекционно - развивающую деятельность, профилактическую работу, консультирование.
В рамках проекта с детьми «оказавшихся в трудной жизненной ситуации», обучающимися в общеобразовательных школах, психолого – педагогическая служба ЦРТДиЮ рассматривала поэтапность деятельности:
На данном этапе уточняются социальные и психолого-педагогические особенности каждого ребенка, изучаются индивидуальные особенности детей, их интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяются их причины. В работе используется апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики.
По результатам диагностического исследования определяется суть проблемы и потребности ребенка, были подобраны адекватные психолого - педагогические средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.
Успешность образовательной деятельности обеспечивалось еще одним средством психолого-педагогического сопровождения: организацией динамического наблюдения за продвижением подростка на индивидуальном маршруте (ИОМ) с учетом индивидуальной программы абилитации и реабилитации (ИПРА).
Индивидуальное сопровождение подразумевало оказание своевременной психолого-педагогической помощи и поддержку ребенка, а так же тьюторинг и дуальное наставничество. Групповые программы разрабатывались с учетом цели проекта.
На данном этапе реализовывалась психопрофилактическая и коррекционно-развивающая работа, ориентированная на систему индивидуальных образовательных траекторий психолого-педагогического сопровождения каждого конкретного обучающегося в трудной жизненной ситуации.
На этапе реализации программы «Стратегия твоего успеха» в детском доме г. Воронежа, мною были реализованы коррекционно – развивающие занятия:
Данные занятия представляли собой совокупность рисуночных заданий, психогимнастических упражнений, экспериментов, направленных на помощь подросткам в освоении различных видов творческого и осмысленного времяпрепровождения, а так же: укрепление идентичности, определение границ своего Я, развития внутренних критериев самооценки и накопление эмоционально- положительного опыта.
Изучение подростков других людей, на наших занятиях, начинается для них с познания самого себя. Акцент в моей работе, строился на формировании у подростка осознанности, осмысленности самого себя. Групповые занятия предоставляют возможность заглянуть не только в собственный мир, но и познакомится с внутренним миром других детей.
Для наиболее эффективного психолого-педагогического взаимодействия, я использовала современные и эффективные средства.
В рамках коррекционно - развивающих занятий мною были использованы наглядный и аудиовизуальный материал. На занятиях я часто использовала релаксационный компонент, который способствует снятию эмоционального, мышечного, нервного напряжения.
Все приемы, которые были использованы на занятиях, отвечают требованиям коррекционно-развивающего цикла: ритуалы приветствия, прощания, дыхательные упражнения, методики и техники по повышению самооценки и уровня социальной компетентности, методики позитивного мировосприятия, релаксационные упражнения.
Одной из наиболее выгодных с точки зрения работы с деструктивным поведением подростков, я считаю, является арт-терапия.
Достоинства арт-терапии, особенно в работе с трудными детьми и подростками, заключаются в следующем:
- возможность невербального общения, что важно для таких детей, потому что они затрудняются в словесном описании своих переживаний;
- возможность свободного самовыражения и самопознания.
Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – негативная «Я-концепция», тревожность, страхи, агрессивность, переживание эмоционального отвержения, депрессия, конфликты, неадекватное поведение и многими другими психологическими проблемами, которые мешают развитие.
Дети на таких занятиях в созданном воображаемом сюжете активно участвуют, их не учат рисовать, брать "нужную" краску, лепить по образцу, им дается возможность создавать уникальное личное произведение. Создание коррекционно-развивающих занятий с учетом свободного творчества помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества.
Таким образом, создание социальных и психолого-педагогических условий, обеспечивающих гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личностных особенностей, психологический комфорт, цикл коррекционно – развивающих занятий, которые способствовали формированию навыков эффективного общения со сверстниками и в дальнейшем – психологически здоровому самоощущению, стало одной из главных задач для меня в реализации научно – исследовательского проекта «Самореализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».
© 2021, Волобуева Олеся Юрьевна 1018