СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт использования методов и инструментов дистанционного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день качество знаний является острейшей проблемой, но новые технологии в образовании позволяют оптимистично смотреть на перспективы решения этой проблемы. В последнее время информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, и уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще упоминают о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения. К тому же, в профессиональной образовательной среде усилилось внимание к оценкам уровня профессиональной квалификации обучающихся и выпускников профессиональных образовательных организаций. Это связано с повышением требований к квалификации специалистов со стороны работодателей. Следовательно, формирование на занятиях профессиональных компетенций будущих специалистов с использованием информационно-коммуникационных технологий является актуальной проблемой современного образовательного процесса.

Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач: создание современного образовательного пространства; формирование у обучающихся познавательной самостоятельности и активности; индивидуализация процесса обучения; интенсификация или изменение характера преподаваемого курса.

Поэтому методическая проблема «Использование методов и инструментов дистанционного обучения в преподавании финансовых дисциплин» является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день.

При освоении студентами дисциплин «Страхование», «Финансы, денежное обращение и кредит», МДК «Правовые основы регулирования финансовой деятельности», «Финансы организаций» мною применяется система дистанционного управления обучением Moodle. С этой целью освоено необходимое программное и информационное обеспечение и организована работа в Центре дистанционного обучения ОП ГПОУ «Донецкий финансово-экономический техникум» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского» (рис. 1).

Рисунок 1 – Стартовое окно учебных курсов преподавателя Н.С. Цыганковой

Главная задача для меня как преподавателя – разместить учебно-методический комплекс по дисциплине, профессиональному модулю, а для студента – воспользоваться данной информацией. В дальнейшем моя роль заключается в удаленной организации индивидуальной и коллективной работы студента, в определении и оперативном решении проблем в обучении, в рецензировании работ студентов, в организации онлайн-общения.

В Moodle предусмотрено добавление в курс отдельных активных элементов для организации самостоятельной работы студентов. Работа с элементами курса требует активной деятельности студентов. Именно работа с элементами курса оценивается системой или преподавателем и, в конечном счете, позволяет выставить итоговую оценку за усвоение учебного курса. У каждого элемента есть соответствующее ему изображение, что позволяет легче ориентироваться в элементах курса. Наиболее распространенные элементы курса в системе Moodle, используемые мною, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Элементы курса в системе Moodle

Элементы

Особенности элемента Moodle

Задание

позволяет преподавателю ставить задачу, которая требует от студентов подготовить ответ в электронном виде (в любом формате) и загрузить его на сервер. После проверки задания преподаватель может выставить оценку и написать рецензию на работу.

Форум

это средство общения участников курса (преподавателей и студентов) при его изучении. Можно использовать несколько типов форумов.

Лекция

представляющая собой последовательность страниц, которые могут отображаться линейно, как презентации; нелинейно, с ветвлениями или условными переходами между страницами; комбинированно, с использованием обоих вариантов

Семинар

это вид занятий, где каждый студент не только выполняет собственную работу, а и оценивает результаты работы других студентов. Итоговая оценка учитывает не только качество собственных работ студентов, но и их деятельность в качестве рецензентов.

Тест

включает разнообразные типы заданий (выбрать один из предложенных ответов / вписать свой / дать развернутый ответ). Проверка ответов происходит автоматически (рис.2).

Чат

модуль «Чат» дает возможность участникам курса проводить обсуждения в реальном времени через Интернет. Общение в чате предполагает одновременное присутствие преподавателей и слушателей в курсе. Чаты можно использовать для проведения онлайновых консультаций студентов с преподавателями.

Глоссарий

это словарь терминов и понятий, используемых в курсе.

Вебинар

обеспечивает возможность проведения видеолекций и видеоконференций, позволяет гибко управлять ролями (участник, модератор), использовать наряду с видеовещанием загрузку графических файлов любым из участников сессии.

Рисунок 2 – «Блок тестирования»

На мой взгляд, используя разнообразные сервисы центра, слушатели находятся в постоянном контакте друг с другом и с преподавателями. Преподаватели курса обучения: рецензируют работы, отвечают на вопросы, информируют слушателей о прохождении отдельных модулей и курса в целом, поддерживают дискуссию в форумах – побуждают слушателей высказываться и реагировать на высказывания друг друга, проводят индивидуальные и коллективные консультации в режиме телеконференций.

Так же к моим достижениям за межаттестационный период можно отнести использование вебинарной комнаты на базе программного продукта BigBlueButton в процессе проведения практических занятий и консультаций для студентов. В ходе вебинара можно пообщаться со студентом в режиме реального времени, причем с использованием аудио и визуального контакта, проверить в устном опросе знания студентов, совместно и наглядно разобрать решения необходимых заданий, что значительно увеличивает информативность и результативность проведенного занятия (рис. 3).

Рисунок 3 – «Использование преподавателем программного продукта BigBlueButton»

Как было отмечено, система Moodle обеспечивает структурированность учебного процесса, своевременность оценивания результатов деятельности студентов, а также постоянный мониторинг посещаемости студентами Центра дистанционного обучения, что обеспечивает своевременное реагирования как со стороны преподавателей, так и со стороны классных руководителей и зав. отделениями на результаты действий или бездействий студентов. Проведение квалификационных экзаменов по профессиональным модулям, экзаменов по финансовым дисциплинам организовано путем сочетания программного продукта Moodle и сервиса тестирования MyTestXPro.

К тому же, при проведении практических занятий применяются облачные информационно-программные продукты Google-документ и Google-таблица. Данный ресурс используется при работе с финансовой отчетностью, таблицами, презентациями и другими документами. При этом, доступ к ним может быть одновременным, т.е. преподаватель «видит», как обучающийся выполняет задание, может корректировать его работу.

Считаю постоянное применение дистанционных технологий в учебном процессе целесообразным. Регулярное использование отдельных технологий дистанционного обучения (онлайн тестирования, использование дистанционных курсов как источника учебных материалов, инструментария организации самостоятельной работы и т.п.) обеспечивает поддержание соответствующих компетенций преподавателей на надлежащем уровне и определенного опыта студентов. При таком подходе, в случае возникновения необходимости перехода на полное дистанционное обучение (например, при очередном карантине) как преподаватели и студенты, так и структуры, обеспечивающие организацию и контроль учебного процесса, смогут осуществить указанный переход с высокой степенью адекватности и адаптивности к сложившимся условиям.

Таким образом, использование дистанционных образовательных технологий при изучении учебных дисциплин и междисциплинарных курсов позволяет повысить качество учебной деятельности, способствует формированию и развитию у студентов профессиональных компетенций как ключевого элемента конкурентоспособности будущих специалистов на рынке труда. Преподавателю предоставляется возможность использовать инновационные методы обучения, расширить приемы и формы контроля, структурировать учебно-методические комплексы и рабочие программы. В свою очередь, у студентов происходит актуализация самостоятельной работы, анализ знаний, повышается самоконтроль, внутренняя дисциплина и ответственность, приобретается индивидуальный опыт.

Категория: Всем учителям
27.01.2022 20:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!