СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оказание психологической помощи пострадавшим в результате военных действий участникам воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Военные действия, которые продолжаются на территории нашей Республики уже четвертый год не могут не сказаться на психологическом состоянии, как взрослых, так и детей. Дети, в отличие от взрослых, не обладают достаточной эмоциональной зрелостью и жизненным опытом, чтобы справиться со всеми нахлынувшими на них эмоциями, поэтому в большей степени требуют психологической помощи от квалифицированных специалистов.

Дети, как правило, очень впечатлительны, легковозбудимы и плохо понимают, что происходит, если им не объясняют ситуацию доступным языком. В этой сложной ситуации – родители, самые близкие люди. Однако, родители иногда в силу своей травмированности или педагогической некомпетентности также не способны слышать ребенка, говорить, принимать его чувства, переживания, страхи.

Поэтому очень важная роль в данной ситуации, должна отводится психологической службе дошкольных и школьных учреждений, как специалистам, которые смогут оказать помощь детям и их родителям.

С целью эффективной работы по устранению последствий военных действий на детскую психику, работникам психологической службы дошкольного учреждения необходимо, в первую очередь, выявить детей, которые нуждаются в психологической помощи. Для этого необходимо провести диагностическую работу среди детей для выявления нуждающихся в помощи детей.

Методами диагностики могут быть:

1.Сбор информации:

  • информация о детях, проживающих вблизи военных действий;
  • информация о детях, семьи которых сменили место жительства по причине разрушения (проживание на съемной квартире);
  • дети вынужденных переселенцев;
  • дети, родители которых служат;
  • дети, погибших военнослужащих;
  • дети, родственники которых пострадали от военных действий;

2. Наблюдения, беседы с детьми, родителями с целью выявления детей, находящихся под информационным влиянием.

В зависимости от факторов, оказавших психологическое влияние в результате военных действий, можно выделить три группы детей:

  1. Дети, ощутившие последствия военных действий (разбит дом, смена места жительства, проживание вблизи военных действий)
  2. Дети, родственники которых участвуют в военных действиях, дети льготной категории.
  3. Дети, находящиеся под информационным влиянием (разговоры родителей, споры взрослых на политические темы в присутствии детей, просмотр политических передач).

В первой группе и во второй группе, детям необходимо оказывать психологическую помощь со стороны специалистов психологической службы, оказывать консультативную помощь родителям с целью правильного поведения с детьми.

В третьей группе необходимо большее внимание уделить родителям, родственникам, провести профилактические беседы на темы ограничений информационного поля.

Следующим этапом работы после выявления детей, оказавшихся под влиянием военных действий, является оказание им квалифицированной помощи.

Работая с детьми можно использовать как индивидуальное консультирование, так и групповую работу.

Специалист Ольга Ладия делится серией простых игр-упражнений, которые помогут вернуть доверие малышей к миру взрослых.

1. Простой способ безопасно возвращаться «в себя» — обрисовывание ладошек и любые игры с ладошками. Отпечаток ладони — это первая идентификация малыша. Отпечатки в тесте, глине, песке, любой крупе, отпечатки на бумаге. Вырезание, разрисовывание ладошки — это ощущение и заполнение внутренней территории. Когда нам нужно помочь ребенку вернуть возможность границ и одновременно безопасного контакта — мы для него придумываем игры, где ладошки разных деток могли бы сталкиваться, хлопать, прикасаться друг к другу. Где пальчики могли бы здороваться, где они прикасались бы друг к другу ребром, тыльной стороной, всей поверхностью.

2. Детки, пережившие травматический опыт, могут не допускать прикосновений, бояться физического контакта. С ними можно и нужно — нарисовать «пряничного человечка» и его разрисовывать.

3. С детьми нужно обязательно лепить — из глины, теста, хуже — из пластики и пластилина. Лепка трансформирует напряжение, снимает зажимы, дает ощущение контроля (что важно для тех, кто потерял контроль над ситуацией, жизнью, реальностью), лепка полезна при любых психосоматических болезнях.

4. Каждый раз, когда мы что-то «сотворяем», — мы сотворяем: творим, возвращаем себя. Куколки из ниток, простые мотанки, человечки из поролона (или из губок для мытья посуды), вылепливание куколок и фигурок из теста — глины —все это очень действенная терапия.

5. В случае если ребенок начал вести себя как дитя более младшего возраста (так подсознание пытается вернуть безопасность), делаем следующее: даем малышу в руки что-то, что «меньше» его, что-то, что воспринималось бы как детеныш более младшего возраста — куколка, маленькая машинка, игрушечный звереныш, даже клубок ниток. Так ребенок автоматически перемещается в более взрослую позицию.

6. Детки, пережившие травматизацию, часто перестают чувствовать контакт ножек с землей (теряют опору, заземленность). С ними хорошо играть (рисовать, лепить, протанцовывать) в цветы и деревья — уделяя внимание корням и крепкому стволу. Иногда мы играем в «выращивание великанских ног» — представляя, что ноги становятся огромными и крепко удерживают в равновесии, не давая раскачиваться от ветра (ветер — это метафора изменений, событий, на которые мы повлиять не можем), чем ярче мы представим (нарисуем, промассируем) эти великанские ноги, тем сильнее эффект. Укладывать таких деток спать нужно, давая опору ножкам (например, положим под ноги скрученное в валик полотенце).

7. Хорошая игра — разделиться на пары и похлопать друг друга по телу сверху вниз.

8. Дети, пережившие травматизацию, пытаются все контролировать. С ними важно говорить о планах, составлять расписания, делать коллажи мечты и пр. Важно помнить, что в практиках они не закрывают глазки, боясь ослабить контроль. Многих взрослых раздражает, что они все время что-то вертят в руках (роняя и ломая). Для того, чтобы снять напряжение в ручках, одновременно ослабить контроль и вернуть безопасность — нужно дать детям в руки массажное колечко, эспандер, хлебный мякиш, шарики, наполненные мукой (крахмалом).

9. Чтобы аккуратно прикоснуться к теме страха, дать ребенку отдых и контроль над страшными воспоминаниями и снами, можно соорудить (нарисовать, вылепить, сделать из коробки) сейф для страшных воспоминаний. Не называя воспоминания — дать метафору — просто смять бумагу, или взять темные листы бумаги, камни, шишки и сложить их в сейф. Ключ от которого будет либо у взрослого, либо у самого ребенка. Сделать из спичек и разноцветных ниток «ловцов снов» или вырезать ажурную снежинку — которая, как фильтр, впитывала бы страшные образы, не подпуская их к ребенку.

10. Хорошая идея — вырезать из бумаги ангела. «Если я столкнулся с опытом, в котором родители, другие взрослые не могут меня защитить — я ищу опоры в чем-то большем, чем человеческие возможности». Универсальный символ — ангел. Его можно назвать (делая его более одушевленным и личным), повесить над кроваткой, на стене. Можно сделать гирлянду из ангелов.

11. Ребенок зачастую ищет убежища в «изначально безопасном месте» — как бы возвращаясь в утробу. Поэтому полезно делать хижины, домики, играть в прятки, дети любит перекрываться одеялом или простынкой. Мне очень нравится телесная практика — «колыбелька», которая и возвращает контур безопасности, и дает ребенку энергетический ресурс — взрослый сидит на полу, обнимая сидящего перед ним ребенка за спинку (обхватывая ногами и руками), чуть покачиваясь и шепча что-то теплое в ушко.

12. Любое рисование и делание домиков возвращает ощущение границ (но очень аккуратно — если известно, что дом ребенка был разрушен).

13.Замечательная телесная игра для безопасного возвращения контакта с телом — кнопка радости. Ребенок, не говоря партнеру, придумывает звук (песенку-шумелку). Задумывает место на теле — кнопку, которая, если к ней прикоснуться, включала бы этот звук. Партнер по игре, мягко прикасаясь к телу, должен найти эту кнопку. Потом ребенок ищет кнопку, которую загадал партнер.

14.Крыло ангела. (Во взрослой версии — рука друга) Когда ребенку нужно почувствовать безопасность, отстраниться от большого количества людей, почувствовать поддержку — можно положить правую руку на левое плечо. (Так обозначается личная территория и возникает ощущение прикосновения друга к плечу).

15. Грустное деревце. Детки часто не могут попросить о поддержке и объяснить, что их беспокоит. Если ребенка «превратить» в деревце, которое обижено, повреждено, грустит — и спросить, что для него сделать — поставить опору-палочку (взрослого), подвязать веточку (погладить по ручке), полить (погладить сверху вниз), поставить забор (встать вокруг) — ребенок получит необходимый ресурс.

Важно оказать помощь не только детям, а также провести необходимые консультации для родителей, которые помогут успокоить ребенка, поддержать его в сложной ситуации. В зависимости от возраста ребенка можно предложить родителям следующие рекомендации:

Дети до 3 лет

В этом возрасте дети еще не в состояние осознать ситуацию, многие из них еще не научились говорить или выражать свои мысли. Это не значит, что малыши ничего не понимают, т.к. любая информация передается и воспринимается и на не вербальном уровне: дети безусловно чувствуют и ощущают происходящее. Малыши способны улавливать ваше настроение и эмоции, «читая» ваше лицо, слыша интонацию и наблюдая изменения в вашем поведении. Около 10-20% детей обладают повышенным темпераментом, такие дети особенно чувствительны к настроению родителей, а также остро реагируют на любое изменение в своей привычной среде: изменение в распорядке дня, переход в другую кроватку, в защитное помещение, я уже не говорю о психологическом дискомфорте и испуге при внезапном гуле сирены или грохоте при разрыве ракет.

Для того, чтобы им помочь наилучшим образом, необходимо соблюдать определенные правила:

1. Первым делом помогите… себе. Если вы обеспокоены, не боритесь и не ругайте себя. В психологии существует такая аксиома: “Ненормальное поведение в ненормальной ситуации нормально". Поэтому дав легитимацию своим чувствам и выразив их с самим с собой, с близким человеком, или же у психолога, предстаньте перед ребенком собранным и спокойным. Ребенок воспринимает мир через вас: если хотите помочь ему сохранить душевное равновесие, будьте внимательны к своему состоянию.

2. Не пренебрегайте помощью. Как было сказано, родитель должен стараться подходить к ребенку в спокойном состоянии, поэтому если есть в окружении ребенка более одного взрослого, меняйтесь: если один устал, озабочен или решил почитать для пополнения эмоциональных ресурсов – замените, главное не забывать о взаимопомощи.

3. Старайтесь максимально соблюдать привычный распорядок дня, не внося без необходимости лишних изменений. Привычная рутина обладает сильнейшим антистрессовым эффектом.

4. Уделяйте детям побольше внимания: шутите, играйте, читайте книжки, занимайтесь совместным творчеством, используйте возможность находиться рядом, давая тем самым то самое присутствие и внимание, которое так необходимо для нормального развития ребенка.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста

Детям дошкольного и младшего школьного возраста уже можно объяснить многие вещи: они любознательны, достигли определенного уровня когнитивного и морального развития. Большинство детей этого возраста способны отличить добро от зла. В эмоциональном плане дети еще незрелы, а высокий интеллектуальный уровень некоторых детей может ввести в заблуждение взрослых относительно их восприятия ситуации: если ребенок проявляет смышленость, не свойственную возрасту заинтересованность и осведомленность, и «здраво» рассуждает о ситуации, это еще не значит, что он взрослый и «все понимает», скорее за этим скрывается защитный механизм интеллектуализации, который пытается бороться со страхами. Возможно, ребенок хочет казаться взрослым и не чувствует, что его родители примут и смогут успокоить его страхи. Поэтому важно родителям наблюдать за детьми, а также учиться грамотно себя вести в стрессовых ситуациях, не давая себе поблажек типа «у моего ребенка все пролетает мимо ушей».

Рекомендации для этого возраста:

Во-первых, все перечисленные выше рекомендации для малышей верны и для этой возрастной группы.

Дополнительные рекомендации таковы:

1. Поговорите на доступном для ребенка языке о происходящем. Не следует вдаваться в душераздирающие подробности, помните: ваша задача – успокоить ребенка, а не наоборот. Во время беседы чутко наблюдайте за его реакцией, учитывайте умственные и эмоциональные особенности каждого ребенка. По ходу беседы подчеркивайте, что наша армия сильная, что взрослые прилагают все усилия, чтобы скорее вернулось мирное время, а наша задача состоит в том, чтобы следовать всем рекомендациям службы тыла.

2. Старайтесь отвечать на все вопросы ребенка, ведь пространство, не заполненное информацией, обязательно заполнит фантазия ребенка, а фантазия может оказаться куда страшнее реальности.

3. Не сердитесь, если ребенок задает вновь и вновь один и тот же вопрос. Это происходит не потому, что он хочет вас разозлить или у него проблемы с пониманием, а потому, что это вселяет в него уверенность и дает некий контроль над ситуацией.

4. Ограничьте просмотр телевизора, постоянные сводки новостей могут вывести из равновесия любого взрослого, а тем более ребенка. В общем и целом стоит ограничиться 1-2 сводками в день, при этом присутствуя рядом, поддерживая и поясняя увиденное (если детям 8-11 лет). Младшим детям, если они не настаивают на просмотре, можно рассказать новости только в общих чертах.

5. Детям свойственно выражать свои эмоции в игре и рисунках, поэтому не пугайтесь рисунков «черных ракет» и постоянных игр в «войнушки», лучше дайте им набор мелков «панда», вооружите пластилином или присоединитесь к постройке из конструктора «лего» новых усовершенствованных противоракетных систем «Железный купол».

6. Ознакомьте ребенка с этапами поведения во время ракетной атаки: знание четких инструкций придаст уверенность ребенку.

7. Соблюдайте спокойствие: своевременно, но не суетливо переходите в защитную комнату.

8. Позвольте ребенку взять с собой любимую игрушку, айфон, таблет – любую вещь, которая поможет ему отвлечься.

9. Если есть в доме животное, предложите ребенку взять ответственность за животное, перенося его в безопасную комнату: забота о более слабом помогает преодолеть собственную тревогу.

10. Устройте себе маленькие праздники: одна семья мне рассказала, что на время обстрела они забыли о диете и устраивают у себя на кухне кулинарный рай.

11. Обязательно обращайтесь за психологической консультацией в случае необходимости. Не поддавайтесь неактуальному стереотипному мышлению, что только «психи» обращаются к психологам и психиатрам. Вовремя оказанная помощь может избавить вас от многих осложнений.

12. Смейтесь, дурачьтесь, рассказывайте смешные истории и анекдоты. Чувство юмора – лучшее лекарство.

13. Самое главное – не теряйте оптимизма, постарайтесь помнить и передать своим детям, что это временно, даже самое долгое испытание заканчивается.

Общие рекомендации для родителей проиллюстрированы на рисунке ниже:

Рис. 1. Советы: как помочь ребенку пережить стресс, полученный в результате военного конфликта

Проблема влияния военной и стрессовой обстановки на психологию ребенка не может быть решена в одностороннем порядке, и требует комплексной работы и участия работников психологической службы, воспитателей, родителей, членов всей семьи, общества в целом. Заключительный этап такой работы должен предполагать подведение итогов работы, отслеживание уменьшения симптомов посттравматического стресса и нормализации состояния детей.

Список используемой литературы

  1. https://from-ua.com/obzor-pressi/317738-kak-psihologicheski-pomoch-rebenku-uvidevshemu-voinu.html
  2. https://from-ua.com/obzor-pressi/317738-kak-psihologicheski-pomoch-rebenku-uvidevshemu-voinu.html
  3. Андреева Т.В. Психология современной семьи. – СПб, 2005
  4. Андреева Т.В. Психология семьи. СПБ, 2007
  5. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987.
  6. Кожанова Н.Е. Диагностика семьи и семейного воспитания. — М.,1994.
  7. Медведева И.Я., Шишова И.Я. Воспитание без ошибок. Книга для трудных родителей. СПб, 2009
  8. Млодик И. Книга для не идеальных родителей или Жизнь на свободную тему. М., 2009
  9. Семья: психология. Педагогика. Социальная работа/Под ред А.А. Реана. М., 2010
  10. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: ООО «Апрель-Пресс», 2004.

04.10.2019 21:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!