СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обучение талантливых и одаренных учеников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я работаю учителем математики в общеобразовательной средней школе. Но, несмотря на это, придерживаюсь мнения, что и в наших маленьких, по количеству учащихся, классах обучаются талантливые и одаренные ученики. И моей первостепенной задачей является не только выявить одаренность, но и развивать ее, используя при этом различные приемы и методы организации работы.

При проведении уроков я всегда стремилась к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении всех своих учеников. Что же касается обучения талантливых и одаренных учеников в моей  педагогической практике зачастую не учитывались особенности данных учащихся, так эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. После прохождения первого этапа «Лицом к лицу» я решила уделять этому на уроках большего внимания. Начать работу по выявлению одаренных детей или хотя бы раскрыть их способности оказался  сложным  процессом. В течение внедрения данного модуля возникали множество вопросов. Что такое одаренность, талант?  Кто может быть одаренным? По какой причине? И так далее.

Я считаю, что талант — это  выдающиеся врождённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта, а одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого - либо человека. К какому бы я не обралась источнику, все приводили меня к мысли, что и таланту, и одаренности, для того чтобы они стати продуктивными, необходимо уделять внимание, и, тогда будет происходить развитие и раскрытие способностей в полной мере. А как определить присутствие таланта и одаренности в учащимся?

         Для начала, чтобы ответить уже на этот вопрос, я изучила критерии, основанные на исследовании Фримана, с помощью которых можно выявить наиболее успешных учащихся:

  • память и знания: у них превосходная память; они не только знают, но и умеют использовать информацию;
  • самообразование: они лучше других знают, как проходит процесс обучения, и умеют регулировать свое обучение;
  • быстрота мышления: они отводят больше времени на планирование, но быстрее приходят к реализации планов;
  • решение проблем: они пополняют информацию, выявляют несоответствия, быстрее постигают суть;
  • гибкость: несмотря на мышление, более организованное, чем у других, они могут видеть и принимать альтернативные решения в обучении и решать проблемы иным способом;
  • любовь к сложности: для стимулирования интереса они стремятся к более сложным играм и заданиям;
  • концентрация: они обладают исключительной способностью концентрировать волю на продолжительный период времени, начиная с раннего возраста;
  • ранняя символическая деятельность: они могут говорить, читать и писать с раннего возраста [1, с. 178-179].

Своё исследование я начала с диагностики по выявлению одарённых и талантливых детей, применяя различные методы, такие как - наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей. Но зачастую это многообразие усложняет весь процесс, поэтому работа по выявлению одарённых детей должна быть организована не только с помощью диагностики, но и с помощью изучения результатов деятельности учащегося (его работ) и путём «пробы сил» в том или ином виде деятельности.

Так в процессе наблюдения за поведением учеников не только на своих уроках, но и на других предметах, я выявила следующее:

  • Ученик А, успевающий по всем предметам на отлично обладает хорошей памятью и глубокими знаниями, способен регулировать свое обучение, стремится к более сложным заданиям, может концентрировать волю на продолжительный период времени, но в нем совершенно не проявлялось способность видеть и принимать альтернативные решения в обучении и решать проблемы иным способом. Для данного учащегося я  разработала задания на вывод дополнительных свойств и признаков параллелограмма, которые не приводятся в учебнике.  В результате им было разработано 5 дополнительных свойств, на основе которых он вывел еще 4 дополнительных признака параллелограмма. В дальнейшем планирую привлечь данного учащегося для разработки справочного пособия по геометрии при подготовки к экзаменам, который будет распространяться внутри школы.
  • В классе обучается ученик В младший всех одноклассников. Это объясняется тем, что с раннего  возраста он начал читать и писать и по инициативе родителей он был принят в школу в пятилетнем возрасте. В данный момент ученик В проявляет быстроту мышления, выявляя несоответствия быстро постигает суть, но не обладает способностью продолжительное время  концентрировать внимание  на каком-либо задании, и в результате не проявляет интереса к сложным заданиям. Для данного учащегося я разработала задание составить классификацию четырехугольников. Ученик В быстро уловил закономерность разделения четырехугольников   на выпуклые и вогнутые, а после, что все выпуклые четырехугольники разделяются на параллелограммы и трапеции. Это задание послужило средством в развитии у учащегося концентрации внимания, с использованием свойств его мышления, при этом, так как учитывались его возрастные особенности, не вызвало особых трудностей. В дальнейшем планирую разрабатывать задания, которые слабые стороны данного ученика помогут ему при выполнении заданий, при этом отправной точкой  их разработки послужит его способность к быстроте мышления и умение выбирать альтернативы.

Кроме этого я повторно рассмотрела современные достижения в области знаний о том, как люди обучаются, раздел современные исследования об интеллекте: множественные интеллекты [1, с. 123]. В  целом по взглядам в данной области я согласна с работами Говарда Гарднера. А именно, я считаю, что все люди  индивидуальны и обладают множественными интеллектами.  В общем, по-моему, мнению, интеллект это не просто единая и общая способность, которая может измеряться и сводиться к коэффициенту интеллекта (IQ), выводимого с помощью тестирования, ведь существует множество причин, из-за которых результаты подобных опросов и тестирований можно считать не объективными.  В результате, необходимо признать существование множества интеллектов, которые слабо соотносятся между собой.  В своей  книге  «Рамки ума»,  Говард Гарднер определил девять типов таланта, интеллекта:

1.     Вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам, лингвистам).

2.     Цифровой (характерен для математиков, программистов).

3.     Слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды).

4.     Пространственный (присущ дизайнерам и художникам).

5.     Физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике).

6.     Личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе).

7.     Межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актёрами).

8.     Талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).

9.     Предпринимательский — талант (мышление нового поколения, навязанное временем и деньгами).

Так в классе, в котором я проводила практику, есть учащиеся с четко выявленным слуховым интеллектом, а именно музыкальным. Данная ученица Х играет на нескольких музыкальных инструментах (гитара, пианино), на которых научилась играть без помощи взрослых. Но при этом она осваивает школьную программу с большим трудом. Для того, что повысить ее мотивацию на уроке, при объяснении нового материала, я приводила пример с рассмотрением слайдов, на которых приводились примеры музыкальных инструментов, в декорации которых выделялись четырехугольники. А после она уже сама, проявив инициативу, приготовила доклад на эту тему.

Кроме того в классе есть и учащиеся с пространственным типом интеллекта. Это ученица Т. Она отлично рисует. Обладает способностью видеть и составлять образы картин, используя подручные материалы. Это способность была выявлена ранее на дополнительных занятиях по геометрии еще в 7 классе. Но до прохождения курсов по данной программе я не уделяла этому должного внимания, так как считала, что при изучении своего предмета это второстепенным. Специально для нее на уроке я приготовила следующее задание:  из приведенных фигур выбрать только выпуклые четырехугольники и составить картинку, с целью поддержки креативного мышления (фото 1 ученица собирает картинку из представленных четырехугольников). В перспективе планирую ученице Т предложить оформить мини-выставку в кабинете математике с ее работами по данной тематике. 

Так же в классе обучается учащаяся Д, которая обладает «поэтическим талантом», отмеченным даже на районном конкурсе чтецов авторских стихотворений. Так на четвертом уроке было предложено задание написать  стихотворение, используя прием «Синквейн» с целью  стимулирования, развития и углубление концептуального понимания учащихся, а так же для поддержания и развития творческих способностей отдельных учеников, в частности ученицы Д (фото 2 ученица читает стихотворение собственного сочинения). При выполнении этого задания, ученица не соблюдала правила написания синквейна. Но причина этого заключатся в том, что я сама при объяснения задания не акцентировала внимание на этом. В будущем планирую более четко прописывать и проговаривать критерии успешности в выполнении задания.

 

Есть и такой учащийся Ж, чью способность к конструированию мне помог выявить учитель технологии. После этого, на урок  в качестве наглядного материала, я приготовила, многогранники, с целью продемонстрировать учащимся, что четырехугольники располагаются не только на плоскости, но и гранями  некоторых пространственных тел являются четырёхугольники. Я понимала, что наиболее повышенный интерес вызовут у учащегося Ж многогранники, изготовленные не заводом производителем, а выполненные другими учащимися. В результате к следующему уроку, ученик Ж, принес модели 2-х многогранников (фото 3 Усеченная пирамида в основаниях прямоугольники, а боковые грани - трапеции).  Хотя  обычно данное задание выполняют ученики 11 классов, в теме развертки многогранников, причем изготовленные модели – правильные тела, чьи развертки можно найти и в интернете, и в учебнике. А ученик Ж сконструировал тела неправильные, что подчеркивает  конструкторские способности. При дальнейшей работе планирую привлечь данного ученика к оформлению уголка стереометрии в кабинете математики.

 

Обучение талантливых и одаренных учеников осуществлялось через их роль  в качестве лидеров групп, экспертов и консультантов,  неуспевающих и испытывающих затруднения учеников. Так ученик З  взял на себя роль лидера в группе, был активен на всех этапах и не только в своей группе, выполнял все задания с опережением и удовольствием. Проявлял положительные эмоции. Даже пытался доказать, что в учебнике есть ошибка при  выводе свойств ромба, утверждая, что есть четырехугольник, у которого все стороны равны, но диагонали не взаимно перпендикулярны. А после того, как при доказательстве пришел к противоречию, не огорчился, а быстро переключился на другой вид деятельности.   Создал демократичный стиль общения в своей  группе, давал возможность каждому проявить себя, хотя ему очень хотелось все задания быстро закончить и лишний раз проявить себя. Во время выступления других групп был внимателен, ему не нужны были никакие дополнительные стимулы для мотивации. Таким образом, своими действиями он показал не только хорошие когнитивные навыки, но межличностный талант.

Творческие работы школьников так же могут быть представлены в следующих формах: информационно – реферативные, проблемно – реферативные, экспериментальные, описательные, исследовательские. Чаще всего это применимо либо к биографии или вкладу великих математиков, либо в выведении новых формул или к геометрическим гипотезам и теоремам. Так на третьем уроке домашним заданием было написание реферата о биографии и вкладу в развитие геометрии Фалесом Милетским, а ученик З даже приготовил доклад о семи мудрецах древности, так как заметил, что Фалеса, в некоторых источниках, называют одним из семи мудрецов, а ученик А, так как проявляет особый интерес к информатике приготовил презентацию по данной тематике. При выполнении домашнего задания я не ограничивала учащихся формой работы, я только определяла тематику, а дальше учащиеся выполняли задание так, как им было интереснее, что еще раз способствовала проявлению их одаренности.

Если же сделать акцент на конкретное обучение геометрии, то анализируя свою деятельность до прохождения курсов, я пришла к выводу, что мною чаще  проводилось количественное увеличение заданий, а не их качественное изменение. Сейчас я считаю необходимым ставить и решать задания специально для работы с одарёнными детьми, используя таксономию Блума. На уроках стремится использовать не только поверхностные, но и глубокие вопросы. Так, например, например, на втором уроке, учащимся необходимо было решить следующую задачу: определить вид четырехугольника (с доказательством), вершинами которого являются середины сторон ромба. Так для решения данной задачи для начала  необходимо выполнить чертеж, а после на основе его, сделать предположение, что полученный четырехугольник является прямоугольником, а затем, используя свои когнитивные навыки, доказать свою гипотезу или опровергнуть ее.

В общем, по результатам практики, я  пришла к выводу, что одним из педагогических условий эффективности применения творческих заданий является взаимодействие учителя и ученика в процессе их выполнения. Суть его в неразрывности взаимообратного воздействия друг на друга. Всё это позволит детям активно включаться во все виды творческой деятельности. Это и самостоятельная работа, которая предполагает активное использование выполнения заданий в любой форме работы, как индивидуальной, так и в коллективной, в групповой. Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения. Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением одноклассников, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.

В тоже время я понимаю, что только моими наблюдениями и выводами, не раскроется весь потенциал учащихся. В дальнейшем планирую работать над обучением талантливых и одаренных учеников в сотрудничестве с коллективом школы в целом, с родителями учащихся и, конечно, со школьной организацией для создания все условий для развития таланта и одаренности всех учащихся.

Я считаю, что самый верный способ помочь ребенку раскрыть себя – научить учиться. В этом помогает самостоятельный поиск. Именно этот прием в работе с одаренными детьми я планирую использовать на своих уроках.  Главное, чтобы на этом этапе у детей были сформированы  умения самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать факты, делать выводы и обобщения, аргументировать свой ответ. Для этого я планирую на своих уроках развитию саморегулируемому обучению, так как это способствует более высокому уровню вовлеченности в задание, что в последствие будет инструментом для развития навыков аргументирования, путем оценивания своей работы и работ других детей.

Закончить свой рефлексивный отчет я хочу словами Пабло Казальс:  «Когда мы будем их учить тому, кто они  на самом деле, мы должны сказать каждому из них:  «Ты знаешь, кто ты такой?  Ты – чудо, ты – уникален! За миллионы лет, которые прошли, никогда не  было такого же ребёнка, как ты… У тебя есть способность к чему угодно. Потому что ты – просто чудо!»

 

Использованная литература

  1. «Руководство для учителя»  третий (базовый) уровень, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
  2. Учебная программа по курсу «Математика», 8 класс, 2013г
  3. «Активные методы обучения в высшей школе», Е.Ю. Грудзинская, В.В. Марико, Нижний Новгород, 2007
  4. Учебник «Геометрия», 8 класс, Алматы «Атам?ра» 2012
  5. Методическое руководство Геометрия, Алматы «Атам?ра» 2012
Категория: Математика
08.01.2015 12:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!