СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Натуралиста путь тревожен…» (Беседа об А. Л. Чижевском)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Александр Леонидович Чижевский

(26 января (7 февраля) 1897, Цехановец, Гродненская губерния

(сейчас Подляское воеводство, Польша) – 20 декабря 1964, Москва)

Александр Леонидович Чижевский – известный учёный с миро­вым именем. Ему посвящены книги Л. В. Голованова, В. Н. Ягодинского, статьи в журналах. Би­ологам и космонавтам хорошо знакомы его ра­боты по космической биологии и медицине.

Заслуга учёного состоит в том, что он впервые всесторонне проанализировал возможности космических воздействий на земную жизнь и обос­новал взаимосвязь биосферы с циклами актив­ности Солнца, проявляющихся в ритмах урожа­ев, плодовитости животных, частоте заболеваний и смертности людей, иначе говоря, в самых различных сферах жизни. Учёный показал практическую значимость изучения этих связей и перспективы их прогнозирования по солнеч­ным данным. Он – основоположник нового на­правления в науке – гелиобиологии.

Но гелиобиология была только одним из на­правлений творчества учёного. И в ряде других разделов науки А. Л. Чижевский был первопро­ходцем. Ещё в 30-е годы XX века он предложил аэроионификацию народного хозяйства. Разработка теории солнечно-биосферных связей, концеп­ции аэроионификации и создание математиче­ской модели движущейся крови – вот магист­ральные направления деятельности учёного.

Александр Леонидович был не только раз­носторонне образованным специалистом, но и человеком высокой культуры. Он обладал по­этическим даром и владел кистью живописца. Название нашего рассказа – строка из стихотво­рения А. Л. Чижевского (1935 г.).

«Никогда ещё судьбы будущего человечест­ва не зависели так от мудрости человека и от добрых велений его сердца, как сейчас», – писал он в одной из своих последних книг.

С этого небольшого выступления и можно начать урок-беседу о А.Л. Чижевском.

Роли, естественно, распределены условно. Ведущим может быть сам учитель.

*

Ведущий. Александр Леонидович Чи­жевский родился 26 января (7 февраля) 1897 г. в местечке Цехановец бывшей Гродненской губернии, где тогда стояла артиллерийская бригада, в которой служил его отец – кадро­вый военный, артиллерийский офицер.

Мальчик рос в высококультурной семье, в которой с уважением относились к умственной работе. Большая отцовская библи­отека, собиравшаяся несколькими поколения­ми, включала в себя книги по разным отраслям знаний на многих языках. Наиболее обширен был военный раздел книг по математике, ар­тиллерии, баллистике, тактике и стратегии, истории войн. Были здесь и военные энцикло­педии, словари, книги по истории, искусству. Кроме того, Александр имел свою библиоте­ку. В воспоминаниях он перечисляет некото­рые книги: Лермонтова, Пушкина, детские антологии стихов Гёте, Гейне, Байрона, пове­сти и романы Диккенса, Гюго, собрания сочи­нений Жюля Верна, Дюма-отца, Фенимора Купера, а также «Хижину Дяди Тома» Бичер-Стоу, «Робинзона Крузо» Дефо. Кроме худо­жественной литературы он читал научно-по­пулярные сочинения, в частности, «Популяр­ную астрономию» Фламмариона, «Небесные тайны» Клейна, книги по физике, химии.

Мать будущего учёного, Надежда Алексан­дровна (1875–1898), умерла от туберкулёза, когда сыну не было еще и года.

Ученик. «Как бы сложилась моя даль­нейшая судьба, моё воспитание, мой духовный рост, сказать трудно, если бы не одно событие, обусловившее весь дальнейший ход моей жизни. Событие это заключалось в переезде на посто­янное жительство к моему отцу его родной сестры, Ольги Васильевны, моей тётушки и крё­стной матери. Это было в 1899 г. Начиная с этого года, она жила до самой своей смерти с нами, воспитала меня, вложила в меня свою душу, всё своё чудеснейшее сердце редчайшей доброты человека и умерла на моих руках. Она стала второй, настоящей, действительной матерью, и этим священным именем я и называл её всю жизнь, называю и теперь, после её смерти».

Второй ученик. В декабре 1906 г. Лео­нида Васильевича перевели по службе в г. Белу Седлецкой губернии, и здесь Александр посту­пил в гимназию. Характерный штрих. Отправ­ляя сына в экипаже (Чижевские жили за горо­дом), отец сказал ему: «Рекомендую тебе, Шура, не подъезжать к самой гимназии, а выйти из экипажа раньше: ведь там учатся разные дети, среди них есть и бедные. Благороднее и лучше особенно ничем не выделяться».

Третий ученик. Домашнее образование, которое получил Чижевский, включало в себя естественнонаучные и точные дисциплины, но наибольший интерес мальчика вызывали гуманитарные предметы. С раннего возраста Алек­сандр полюбил музыку, поэзию и живопись, и любовь эта с течением времени не уменьшалась, а принимала всё более страстный характер. Ведь уже в четыре года он учил наизусть русские, немецкие и французские стихотворения, кото­рые бабушка заставляла его читать вслух.

В старших классах средней школы, когда определяется или, по крайней мере, намечает­ся будущий профессиональный путь, он меч­тал стать профессиональным художником или литератором, хотя и в это время его серьёзно занимают вопросы науки. В этом нет никакого противоречия, наоборот, искусство и наука в формировании мировоззрения будущего исследователя составляли единое целое.

Первый ученик. Вот как нарастал его интерес к астрономии, которой Чижевский «стал пылко» интересоваться ещё в 1906 г., то есть девяти лет от роду». Интерес проявлялся в чте­нии популярных книг, и в результате в 1908–1909 гг. написал «научный труд»: «Самая краткая астрономия д-ра Чижевского, составленная по Фламмариону, Клейну и др.». Затем был приобретён телескоп и начались «еженощные наблюдения». Звёздное небо вы­зывало у мальчика восхищение: оно открывало ему, по его собственным словам, «несказанное великолепие надземного мира».

Огромное впечатление произвела на Чижев­ского комета Галлея 1910 г. В течение нескольких месяцев она неизменно появлялась по ночам в восточной части неба, вызывая любопытство и страх. В тот год комета оказа­лась между Землёй и Солнцем. А так как хвосты комет всегда направлены в сторону, противоположную Солнцу, и тянутся на мно­гие миллионы километров, то в тот раз Земля в течение нескольких часов пролетала через хвост кометы Галлея. Это вызвало немалый испуг в публике – ждали всеобщего отравле­ния цианом и угарным газом, обнаруженными в спектре головы небесной гостьи.

Таинственный небесный пришелец дал но­вый толчок занятиям астрономией.

Ведущий. В 1915 г. Чижевский заканчи­вал реальное училище. Он учился неровно: постоянные увлечения отвлекали от уроков. Но он осознавал, что как бы ни казались ему ненужными школьные предметы, он должен «обязательно переехать среднее образование». Поэтому с приближением конца учебного года и экзаменов он засаживался за учебники и сдавал всё на «4» и «5».

Когда перед молодым Чижевским встал воп­рос о высшем образовании, ему трудно было выбрать высшее учебное заведение: слишком разносторонние были у него интересы. В конце концов выбрали два института – Коммерче­ский, который давал основательную подготов­ку по математическим наукам, и Археологи­ческий, включавший в свою программу широкую область гуманитарных знаний: политиче­скую историю, историю материальной культу­ры, историю искусств и литературы.

Первый ученик. Изучение летописей и хроник ещё в институте придало ему уверен­ность в том, что все виды геофизических событий являются частями одной системы, и заставило смотреть на метеорологические и биофизические явления как на звенья единой цепи. Казалось удивительным, что никто не сделал последнего шага и не объединил разносторонние факты и наблюдения в единую теорию.

Ученик. «Я должен теперь же сказать, что мысль об особом солнечном влиянии на организм принадлежит не мне одному, а сот­ням и тысячам тех летописцев и хроникёров, которые записывали необычайные явления на Солнце, град, моровые поветрия и другие мас­совые явления на Земле. Но я облёк древнюю мысль в форму чисел, таблиц и графиков и показал возможность прогнозирования».

Ведущий. Такой вывод был сделан позже, но начало работы в этом направлении положе­но в 1915 году.

К этому времени относится также ещё один важный, определивший всю его будущую жизнь факт – знакомство с К. Э. Циолковским.

На всю жизнь запомнил он и четыре десяти­летия спустя воспроизвёл в воспоминаниях сло­ва Циолковского об истинном значении науки в человеческом обществе и моральной ответствен­ности учёного за свой научный труд. Циолков­ский говорил: «… Не признаю я и технического прогресса, если он превосходит прогресс нрав­ственный, если физика и химия не служат, а подчиняют себе медицину, как не признаю мно­гого другого. Для человечества нужна не техни­ка, а моральный прогресс и здоровье».

Второй ученик. В марте 1918 г. Чи­жевский представил на историко-филологиче­ский факультет Московского университета диссертацию на степень доктора всеобщей ис­тории: «Исследование периодичности всемир­но-исторического процесса». Однако издание книги «Физические факторы исторического процесса» в 1924 г. имело большое (в основном «негативное») значение для дальнейшей науч­ной и личной судьбы её автора.

Ученик. «Сразу же ушаты помоев были вылиты на мою голову, – вспоминал Чи­жевский. – Были опубликованы статьи, на­правленные против моих работ. Я получил кличку «солнцепоклонника» – ну, это куда ещё не шло, – но и «мракобеса».

Второй ученик. Ещё бы, достаточно вспомнить знаменитое чеховское «Письмо учёному соседу» (1880 г.), подписанное от­ставным урядником Войска Донского Васили­ем Семи-Булатовым: «Вы сочинили и напеча­тали в своём умном сочинении, что будто бы на самом величайшем светиле, на солнце, есть черные пятнушки. Этого не может быть, пото­му что этого не может быть никогда».

Попробуй возрази! Подобной логикой не­редко пользовались противники учёного.

Первый ученик. В 1942 г. А. Л. Чижев­ский был необоснованно арестован. С 1950 г. жил в Караганде. Работал на Урале и в Казах­стане. В 1958 г. – реабилитирован. Многие его работы увидели свет намного позже, чем были написаны. Большая часть до сих пор не найдена.

Ведущий. А.Л. Чижевский одним из пер­вых показал, что развитие биосферы протека­ет под непосредственным воздействием физи­ческих факторов космоса и что космические ритмы влияют на процессы в живой природе на всех уровнях организации биологических систем. Он установил взаимосвязь между цик­лами деятельности Солнца и целым рядом явле­ний в биосфере, в том числе миграций животных, эпидемий и т.д. Этот комплекс исследований Чижевский и предложил именовать гелиобиологией, которая характеризуется как наука о влиянии солнечной деятельности на биосферу и возможности использования солнечных про­гнозов в практике биологии и медицины.

В книге «Земное эхо солнечных бурь», издан­ной только в 1973 г., учёный намного опередил своё время. Он вышел на новый уровень обобщений по сравнению с его предшественниками и пришёл к выводу, что наибольшее влияние на физическую и органи­ческую жизнь Земли оказывают радиации.

Ученик. «Они связывают наружные части Земли непосредственно с космической средой, а потому и наружный лик Земли и жизнь, наполняющая его, является результа­том творческого воздействия космических сил. А потому и строение земной оболочки, её физико-химия и биосфера является проявле­нием строения и механики Вселенной, а не случайной игрой местных сил».

Второй ученик. В молодые годы Чи­жевского наука не располагала ещё такими могучими средствами исследования Солнца, как ныне. И примечательно, что именно они – новые исследования – подтвердили элект­ромагнитную природу воздействия солнечной активности на биосферу, о чём учёный писал много лет назад.

Посмотрите, как образно представлял сол­нечные процессы Чижевский.

Ученик. «Мы получим очень наглядную картину движения корпускулярного потока из солнечного пятна, если сравним движущееся вокруг своей оси Солнце с движущимся вокруг своей оси фонарём маяка или прожектора. По­добно тому как узкий и направленный луч света, вырывающийся из вращающегося маячного фо­наря, совершает своё круговое движение по тём­ному пространству, так и излучение, вырываю­щееся из пятна, метит мировое пространство узким и направленным пучком своего лучистого потока. В известные промежутки времени, когда пятно проходит через плоскость центрального меридиана Солнца, его излучения, падая пер­пендикулярно к поверхности Земли, бомбарди­руют её своими корпускулами… Земля погружа­ется в электрическую «метлу» Солнца. Это длится день-два, не более, пока данная группа пятен или протуберанцев вместе с Солнцем не переместится далее и, таким образом, отклонит свой луч от Земли в сторону. Одновременно с этим действие электрических радиации солнечного пятна на Землю прекращается и Земля снова начинает получать обычную дозу лучистой энергии Сол­нца… Но вот новые пятна, или извержения, появляются в плоскости центрального солнечно­го меридиана, и снова Земля купается в их излучениях. Такими скачками осуществляется влияние пятнообразовательного процесса на на­шу планету».

Ведущий. В канун 1920 г. Чижевский на­чал и к 1924 г. завершил большую обзорную работу естественнонаучного (и в определённой мере философского) плана: «Основное начало мироздания. Система космоса. Проблемы».

Её узловые главы: «Ритм как явление кос­мического порядка», «Время и ритм» («Гармо­ния во времени»). Но Чижевский не ограни­чивался обсуждением общих вопросов. Он раз­вил параллельно с В. И. Вернадским положе­ния о космической обусловленности развития биосферы, открыл, что все изменения жизне­деятельности биологических систем на всех уровнях их организации – от вирусных моле­кул до высокоразвитых популяций животных и человеческого общества – зависят от комп­лекса факторов среды, начальным источником которых служат физические воздействия ми­рового пространства. Эти, казалось бы, общие соображения имеют конкретное выражение в сегодняшней практике охраны природы.

Третий ученик. Когда в 1930 г. в Мо­скве вышла в свет книга Чижевского «Эпиде­мические катастрофы и периодическая дея­тельность Солнца», она сразу же приобрела широкую известность, несмотря на то, что её тираж составлял всего лишь 300 экземпляров. В этой монографии Чижевский выступил с новой, хорошо обдуманной концепцией «эпи­демических катастроф».

Изучая солнечно-эпидемические связи, Чи­жевский отлично понимал, что процесс распространения инфекционных болезней в чело­веческом обществе прежде всего следует рассматривать как социальное явление. Однако хорошо известно, что ряд заболеваний челове­ка и животных встречается только в опреде­лённой местности и большинство из них полу­чает наибольшее распространение в отдельные сезоны года, что связано с климатическими, географическими условиями. Эти условия включают в себя как обязательный момент и разнообразные факторы космического, преж­де всего солнечного излучения. Поэтому, как говорил Чижевский, «человек и микроб – су­щества не только земные, но и космические».

Ученик. «Деятельность Солнца, по все­му вероятно, лишь способствует эпидемиям, содействует более быстрому их назреванию и ин­тенсивности. Это нужно разуметь в том смысле, что та или иная эпидемия благодаря ряду био­логических факторов могла бы иметь место и без воздействия солнечного фактора, но без послед­него она могла бы появиться не в тот год, когда действительно имела место, и сила её развития была бы не та, что на самом деле».

Первый ученик. Тогда же Чижевский показал возможности прогнозирования хода эпидемий, возрастания смертности.

Ученик. «Итак, органический мир планеты в той или иной мере испытывает на себе влияние солнечных волнений. Свободна ли от этих влияний психосфера Земли? Нет, не свободна.

Человеческие организмы реагируют на ко­лебания напряжённости солнцедеятельности. Отсюда вытекает, что поведение человека в определённом отношении может зависеть от природных условий. Известно, например, что даже состояние погоды (пасмурно, солнечно и т.п.) тем или иным путём меняет нервно-пси­хическую возбудимость, чем и способствует иногда неадекватным ответам личности на со­циальные раздражители. В совокупности же физико-химические агенты среды как бы со­здают фон повышенной или пониженной ак­тивности жизни отдельного коллектива, а мо­жет быть, и целой популяции населения».

Второй ученик. Попытка естественно­научного обоснования этой гипотезы Чижев­ским встретила резкое противодействие. Большинство исследователей видело в челове­ке существо либо сугубо биологическое, либо исключительно социальное – одно противопоставлялось другому.

Сейчас мы можем сказать, что «Тревожный путь натуралиста» увенчался всемирным признанием.

Ведущий. Чижевский был на редкость мно­гогранной личностью. Он написал множество лирических стихотворений: была издана книга его стихов. Он писал стихи на космические и научно-философские темы, был прекрасным пейзажистом и тонким знатоком музыки.

К сожалению, сохранилась лишь малая часть литературно-теоретических работ Чижевского: нет в архиве диссертации «Русская лирика XVIII века» (1917 г.), не найден «Курс лекций по русскому языку», статья «О современной поэзии» (1921 г.) имеется в ар­хиве лишь в виде неполного черновика…

А.Л. Чижевский скончался 20 декабря 1964 г. в возрасте 67 лет в Москве.

Источник: Николаева Т. Н. «Натуралиста путь тревожен…». (Сценарий урока-беседы об Александре Леонидовиче Чижевском) // Вечерняя средняя школа. – 1995. – № 2. – С. 42–65.

Чижевский: пророк Солнца

https://www.youtube.com/watch?v=4Qfno5cxPUg

Категория: Литература
03.07.2017 19:15


© 2017 588

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!