© 2017 588
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Александр Леонидович Чижевский
(26 января (7 февраля) 1897, Цехановец, Гродненская губерния
(сейчас Подляское воеводство, Польша) – 20 декабря 1964, Москва)
Александр Леонидович Чижевский – известный учёный с мировым именем. Ему посвящены книги Л. В. Голованова, В. Н. Ягодинского, статьи в журналах. Биологам и космонавтам хорошо знакомы его работы по космической биологии и медицине.
Заслуга учёного состоит в том, что он впервые всесторонне проанализировал возможности космических воздействий на земную жизнь и обосновал взаимосвязь биосферы с циклами активности Солнца, проявляющихся в ритмах урожаев, плодовитости животных, частоте заболеваний и смертности людей, иначе говоря, в самых различных сферах жизни. Учёный показал практическую значимость изучения этих связей и перспективы их прогнозирования по солнечным данным. Он – основоположник нового направления в науке – гелиобиологии.
Но гелиобиология была только одним из направлений творчества учёного. И в ряде других разделов науки А. Л. Чижевский был первопроходцем. Ещё в 30-е годы XX века он предложил аэроионификацию народного хозяйства. Разработка теории солнечно-биосферных связей, концепции аэроионификации и создание математической модели движущейся крови – вот магистральные направления деятельности учёного.
Александр Леонидович был не только разносторонне образованным специалистом, но и человеком высокой культуры. Он обладал поэтическим даром и владел кистью живописца. Название нашего рассказа – строка из стихотворения А. Л. Чижевского (1935 г.).
«Никогда ещё судьбы будущего человечества не зависели так от мудрости человека и от добрых велений его сердца, как сейчас», – писал он в одной из своих последних книг.
С этого небольшого выступления и можно начать урок-беседу о А.Л. Чижевском.
Роли, естественно, распределены условно. Ведущим может быть сам учитель.
*
Ведущий. Александр Леонидович Чижевский родился 26 января (7 февраля) 1897 г. в местечке Цехановец бывшей Гродненской губернии, где тогда стояла артиллерийская бригада, в которой служил его отец – кадровый военный, артиллерийский офицер.
Мальчик рос в высококультурной семье, в которой с уважением относились к умственной работе. Большая отцовская библиотека, собиравшаяся несколькими поколениями, включала в себя книги по разным отраслям знаний на многих языках. Наиболее обширен был военный раздел книг по математике, артиллерии, баллистике, тактике и стратегии, истории войн. Были здесь и военные энциклопедии, словари, книги по истории, искусству. Кроме того, Александр имел свою библиотеку. В воспоминаниях он перечисляет некоторые книги: Лермонтова, Пушкина, детские антологии стихов Гёте, Гейне, Байрона, повести и романы Диккенса, Гюго, собрания сочинений Жюля Верна, Дюма-отца, Фенимора Купера, а также «Хижину Дяди Тома» Бичер-Стоу, «Робинзона Крузо» Дефо. Кроме художественной литературы он читал научно-популярные сочинения, в частности, «Популярную астрономию» Фламмариона, «Небесные тайны» Клейна, книги по физике, химии.
Мать будущего учёного, Надежда Александровна (1875–1898), умерла от туберкулёза, когда сыну не было еще и года.
Ученик. «Как бы сложилась моя дальнейшая судьба, моё воспитание, мой духовный рост, сказать трудно, если бы не одно событие, обусловившее весь дальнейший ход моей жизни. Событие это заключалось в переезде на постоянное жительство к моему отцу его родной сестры, Ольги Васильевны, моей тётушки и крёстной матери. Это было в 1899 г. Начиная с этого года, она жила до самой своей смерти с нами, воспитала меня, вложила в меня свою душу, всё своё чудеснейшее сердце редчайшей доброты человека и умерла на моих руках. Она стала второй, настоящей, действительной матерью, и этим священным именем я и называл её всю жизнь, называю и теперь, после её смерти».
Второй ученик. В декабре 1906 г. Леонида Васильевича перевели по службе в г. Белу Седлецкой губернии, и здесь Александр поступил в гимназию. Характерный штрих. Отправляя сына в экипаже (Чижевские жили за городом), отец сказал ему: «Рекомендую тебе, Шура, не подъезжать к самой гимназии, а выйти из экипажа раньше: ведь там учатся разные дети, среди них есть и бедные. Благороднее и лучше особенно ничем не выделяться».
Третий ученик. Домашнее образование, которое получил Чижевский, включало в себя естественнонаучные и точные дисциплины, но наибольший интерес мальчика вызывали гуманитарные предметы. С раннего возраста Александр полюбил музыку, поэзию и живопись, и любовь эта с течением времени не уменьшалась, а принимала всё более страстный характер. Ведь уже в четыре года он учил наизусть русские, немецкие и французские стихотворения, которые бабушка заставляла его читать вслух.
В старших классах средней школы, когда определяется или, по крайней мере, намечается будущий профессиональный путь, он мечтал стать профессиональным художником или литератором, хотя и в это время его серьёзно занимают вопросы науки. В этом нет никакого противоречия, наоборот, искусство и наука в формировании мировоззрения будущего исследователя составляли единое целое.
Первый ученик. Вот как нарастал его интерес к астрономии, которой Чижевский «стал пылко» интересоваться ещё в 1906 г., то есть девяти лет от роду». Интерес проявлялся в чтении популярных книг, и в результате в 1908–1909 гг. написал «научный труд»: «Самая краткая астрономия д-ра Чижевского, составленная по Фламмариону, Клейну и др.». Затем был приобретён телескоп и начались «еженощные наблюдения». Звёздное небо вызывало у мальчика восхищение: оно открывало ему, по его собственным словам, «несказанное великолепие надземного мира».
Огромное впечатление произвела на Чижевского комета Галлея 1910 г. В течение нескольких месяцев она неизменно появлялась по ночам в восточной части неба, вызывая любопытство и страх. В тот год комета оказалась между Землёй и Солнцем. А так как хвосты комет всегда направлены в сторону, противоположную Солнцу, и тянутся на многие миллионы километров, то в тот раз Земля в течение нескольких часов пролетала через хвост кометы Галлея. Это вызвало немалый испуг в публике – ждали всеобщего отравления цианом и угарным газом, обнаруженными в спектре головы небесной гостьи.
Таинственный небесный пришелец дал новый толчок занятиям астрономией.
Ведущий. В 1915 г. Чижевский заканчивал реальное училище. Он учился неровно: постоянные увлечения отвлекали от уроков. Но он осознавал, что как бы ни казались ему ненужными школьные предметы, он должен «обязательно переехать среднее образование». Поэтому с приближением конца учебного года и экзаменов он засаживался за учебники и сдавал всё на «4» и «5».
Когда перед молодым Чижевским встал вопрос о высшем образовании, ему трудно было выбрать высшее учебное заведение: слишком разносторонние были у него интересы. В конце концов выбрали два института – Коммерческий, который давал основательную подготовку по математическим наукам, и Археологический, включавший в свою программу широкую область гуманитарных знаний: политическую историю, историю материальной культуры, историю искусств и литературы.
Первый ученик. Изучение летописей и хроник ещё в институте придало ему уверенность в том, что все виды геофизических событий являются частями одной системы, и заставило смотреть на метеорологические и биофизические явления как на звенья единой цепи. Казалось удивительным, что никто не сделал последнего шага и не объединил разносторонние факты и наблюдения в единую теорию.
Ученик. «Я должен теперь же сказать, что мысль об особом солнечном влиянии на организм принадлежит не мне одному, а сотням и тысячам тех летописцев и хроникёров, которые записывали необычайные явления на Солнце, град, моровые поветрия и другие массовые явления на Земле. Но я облёк древнюю мысль в форму чисел, таблиц и графиков и показал возможность прогнозирования».
Ведущий. Такой вывод был сделан позже, но начало работы в этом направлении положено в 1915 году.
К этому времени относится также ещё один важный, определивший всю его будущую жизнь факт – знакомство с К. Э. Циолковским.
На всю жизнь запомнил он и четыре десятилетия спустя воспроизвёл в воспоминаниях слова Циолковского об истинном значении науки в человеческом обществе и моральной ответственности учёного за свой научный труд. Циолковский говорил: «… Не признаю я и технического прогресса, если он превосходит прогресс нравственный, если физика и химия не служат, а подчиняют себе медицину, как не признаю многого другого. Для человечества нужна не техника, а моральный прогресс и здоровье».
Второй ученик. В марте 1918 г. Чижевский представил на историко-филологический факультет Московского университета диссертацию на степень доктора всеобщей истории: «Исследование периодичности всемирно-исторического процесса». Однако издание книги «Физические факторы исторического процесса» в 1924 г. имело большое (в основном «негативное») значение для дальнейшей научной и личной судьбы её автора.
Ученик. «Сразу же ушаты помоев были вылиты на мою голову, – вспоминал Чижевский. – Были опубликованы статьи, направленные против моих работ. Я получил кличку «солнцепоклонника» – ну, это куда ещё не шло, – но и «мракобеса».
Второй ученик. Ещё бы, достаточно вспомнить знаменитое чеховское «Письмо учёному соседу» (1880 г.), подписанное отставным урядником Войска Донского Василием Семи-Булатовым: «Вы сочинили и напечатали в своём умном сочинении, что будто бы на самом величайшем светиле, на солнце, есть черные пятнушки. Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».
Попробуй возрази! Подобной логикой нередко пользовались противники учёного.
Первый ученик. В 1942 г. А. Л. Чижевский был необоснованно арестован. С 1950 г. жил в Караганде. Работал на Урале и в Казахстане. В 1958 г. – реабилитирован. Многие его работы увидели свет намного позже, чем были написаны. Большая часть до сих пор не найдена.
Ведущий. А.Л. Чижевский одним из первых показал, что развитие биосферы протекает под непосредственным воздействием физических факторов космоса и что космические ритмы влияют на процессы в живой природе на всех уровнях организации биологических систем. Он установил взаимосвязь между циклами деятельности Солнца и целым рядом явлений в биосфере, в том числе миграций животных, эпидемий и т.д. Этот комплекс исследований Чижевский и предложил именовать гелиобиологией, которая характеризуется как наука о влиянии солнечной деятельности на биосферу и возможности использования солнечных прогнозов в практике биологии и медицины.
В книге «Земное эхо солнечных бурь», изданной только в 1973 г., учёный намного опередил своё время. Он вышел на новый уровень обобщений по сравнению с его предшественниками и пришёл к выводу, что наибольшее влияние на физическую и органическую жизнь Земли оказывают радиации.
Ученик. «Они связывают наружные части Земли непосредственно с космической средой, а потому и наружный лик Земли и жизнь, наполняющая его, является результатом творческого воздействия космических сил. А потому и строение земной оболочки, её физико-химия и биосфера является проявлением строения и механики Вселенной, а не случайной игрой местных сил».
Второй ученик. В молодые годы Чижевского наука не располагала ещё такими могучими средствами исследования Солнца, как ныне. И примечательно, что именно они – новые исследования – подтвердили электромагнитную природу воздействия солнечной активности на биосферу, о чём учёный писал много лет назад.
Посмотрите, как образно представлял солнечные процессы Чижевский.
Ученик. «Мы получим очень наглядную картину движения корпускулярного потока из солнечного пятна, если сравним движущееся вокруг своей оси Солнце с движущимся вокруг своей оси фонарём маяка или прожектора. Подобно тому как узкий и направленный луч света, вырывающийся из вращающегося маячного фонаря, совершает своё круговое движение по тёмному пространству, так и излучение, вырывающееся из пятна, метит мировое пространство узким и направленным пучком своего лучистого потока. В известные промежутки времени, когда пятно проходит через плоскость центрального меридиана Солнца, его излучения, падая перпендикулярно к поверхности Земли, бомбардируют её своими корпускулами… Земля погружается в электрическую «метлу» Солнца. Это длится день-два, не более, пока данная группа пятен или протуберанцев вместе с Солнцем не переместится далее и, таким образом, отклонит свой луч от Земли в сторону. Одновременно с этим действие электрических радиации солнечного пятна на Землю прекращается и Земля снова начинает получать обычную дозу лучистой энергии Солнца… Но вот новые пятна, или извержения, появляются в плоскости центрального солнечного меридиана, и снова Земля купается в их излучениях. Такими скачками осуществляется влияние пятнообразовательного процесса на нашу планету».
Ведущий. В канун 1920 г. Чижевский начал и к 1924 г. завершил большую обзорную работу естественнонаучного (и в определённой мере философского) плана: «Основное начало мироздания. Система космоса. Проблемы».
Её узловые главы: «Ритм как явление космического порядка», «Время и ритм» («Гармония во времени»). Но Чижевский не ограничивался обсуждением общих вопросов. Он развил параллельно с В. И. Вернадским положения о космической обусловленности развития биосферы, открыл, что все изменения жизнедеятельности биологических систем на всех уровнях их организации – от вирусных молекул до высокоразвитых популяций животных и человеческого общества – зависят от комплекса факторов среды, начальным источником которых служат физические воздействия мирового пространства. Эти, казалось бы, общие соображения имеют конкретное выражение в сегодняшней практике охраны природы.
Третий ученик. Когда в 1930 г. в Москве вышла в свет книга Чижевского «Эпидемические катастрофы и периодическая деятельность Солнца», она сразу же приобрела широкую известность, несмотря на то, что её тираж составлял всего лишь 300 экземпляров. В этой монографии Чижевский выступил с новой, хорошо обдуманной концепцией «эпидемических катастроф».
Изучая солнечно-эпидемические связи, Чижевский отлично понимал, что процесс распространения инфекционных болезней в человеческом обществе прежде всего следует рассматривать как социальное явление. Однако хорошо известно, что ряд заболеваний человека и животных встречается только в определённой местности и большинство из них получает наибольшее распространение в отдельные сезоны года, что связано с климатическими, географическими условиями. Эти условия включают в себя как обязательный момент и разнообразные факторы космического, прежде всего солнечного излучения. Поэтому, как говорил Чижевский, «человек и микроб – существа не только земные, но и космические».
Ученик. «Деятельность Солнца, по всему вероятно, лишь способствует эпидемиям, содействует более быстрому их назреванию и интенсивности. Это нужно разуметь в том смысле, что та или иная эпидемия благодаря ряду биологических факторов могла бы иметь место и без воздействия солнечного фактора, но без последнего она могла бы появиться не в тот год, когда действительно имела место, и сила её развития была бы не та, что на самом деле».
Первый ученик. Тогда же Чижевский показал возможности прогнозирования хода эпидемий, возрастания смертности.
Ученик. «Итак, органический мир планеты в той или иной мере испытывает на себе влияние солнечных волнений. Свободна ли от этих влияний психосфера Земли? Нет, не свободна.
Человеческие организмы реагируют на колебания напряжённости солнцедеятельности. Отсюда вытекает, что поведение человека в определённом отношении может зависеть от природных условий. Известно, например, что даже состояние погоды (пасмурно, солнечно и т.п.) тем или иным путём меняет нервно-психическую возбудимость, чем и способствует иногда неадекватным ответам личности на социальные раздражители. В совокупности же физико-химические агенты среды как бы создают фон повышенной или пониженной активности жизни отдельного коллектива, а может быть, и целой популяции населения».
Второй ученик. Попытка естественнонаучного обоснования этой гипотезы Чижевским встретила резкое противодействие. Большинство исследователей видело в человеке существо либо сугубо биологическое, либо исключительно социальное – одно противопоставлялось другому.
Сейчас мы можем сказать, что «Тревожный путь натуралиста» увенчался всемирным признанием.
Ведущий. Чижевский был на редкость многогранной личностью. Он написал множество лирических стихотворений: была издана книга его стихов. Он писал стихи на космические и научно-философские темы, был прекрасным пейзажистом и тонким знатоком музыки.
К сожалению, сохранилась лишь малая часть литературно-теоретических работ Чижевского: нет в архиве диссертации «Русская лирика XVIII века» (1917 г.), не найден «Курс лекций по русскому языку», статья «О современной поэзии» (1921 г.) имеется в архиве лишь в виде неполного черновика…
А.Л. Чижевский скончался 20 декабря 1964 г. в возрасте 67 лет в Москве.
Источник: Николаева Т. Н. «Натуралиста путь тревожен…». (Сценарий урока-беседы об Александре Леонидовиче Чижевском) // Вечерняя средняя школа. – 1995. – № 2. – С. 42–65.
Чижевский: пророк Солнца
© 2017 588