СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

На всякий случай: как педагогам справиться с онлайном

Нажмите, чтобы узнать подробности

На всякий случай: как педагогам справиться с онлайном

Недавние события заставили всех педагогов страны столкнуться с дистанционным форматом проведения уроков. Некоторые из них и ранее были знакомы с онлайн-ведением занятий, кому-то пришлось работать с этим впервые. Помимо очевидных преимуществ многие учителя увидели немало сложностей.

Взаимодействие с учениками на онлайн-уроке

Если в школе я ребенка вызываю, я его выслушиваю, он мне рассказывает, показывает что-то по карте, работа с иллюстрациями, работа с текстом. Тут я чего? Голоса не слышу, вижу ответы на вопросы письменные в тетради, решенные тесты, результат. Я не вижу, не слышу, как ребенок разговаривает, как он общается, как он рассказывает, то есть чисто разговорной речи нет, одна писанина, —

Йошкар-Ола, учитель истории в 5–11-х классах

Методика онлайн-обучения специфична и отличается от той, что используется в классе. Она предполагает большую вовлеченность учеников. Педагогам важно понимать, что работа в дистанционном формате сложнее. Здесь трудно завоевать внимание учеников, потому что их нет рядом, учителя не видят глаз. Педагогу нелегко показывать свою роль в классе.

Нужно не забывать чаще обращаться к ребятам и больше с ними взаимодействовать. Также важно их хвалить. Некоторые учителя пренебрегают этим и не подбадривают детей. Но ученикам необходимо получать обратную связь и оценку тому, что они сделали, особенно, когда дети находятся по другую сторону экрана. Они должны быть вовлечены в процесс каждую секунду, чтобы материал запомнился.

Также можно задавать короткие вопросы, либо проводить «проверку понимания» с помощью чата (для этого нужно задать вопрос в формате «Если вам все понятно, поставьте плюс в чат). Но при этом обязательно контролировать, все ли ребята действительно ответили. Внимание к ученикам создает очень доверительные отношения. К такому педагогу всегда хочется обращаться за помощью и задавать вопросы.

Контроль за усвоением материала

Учитель русского языка и литературы Наталья Иващенко отметила, что во время дистанционного обучения дети прямо на глазах стали терять полученные знания.

Развитие превратилось в деградацию. Теорию никто не знает, все ответы на задания ищут в интернете. Я стараюсь делать так, чтобы они писали от руки и отправляли фотографии, чтобы хоть как-то спасти ситуацию, —

рассказала Наталья Иващенко изданию «Газета.Ru»

На дистанционном обучении всегда велика вероятность списывания, и становится сложно уследить за всеми учениками. В этом случае можно попросить учащихся отправлять домашние задания в печатном виде. У педагога есть специальный онлайн-сервис проверки на антиплагиат (например, antiplagiat.ru), который автоматически показывает, списал ученик или нет.

Заставлять ребят писать все в письменном виде — не совсем правильно. Если ученик не выполняет домашние задания самостоятельно, скорее всего, он испытывает проблемы с усвоением материала. Если вы видите, что у него появилась проблема с заданием, предложите ему помощь. Это позволит ребенку не переживать об оценке, а действительно получить знания. Важно вовремя помочь и объяснить тему.

Отсутствие средств обучения

Все это в новинку — и мы, конечно, оказались не готовы. Мы проводим электронные и дистанционные уроки, и то и другое по-своему работает, но есть очевидные трудности. В математике это, например, отсутствие досок. К счастью, у моих детей много электронных учебников, ими можно пользоваться и сейчас, —

учитель математики

Демонстрация текстов, решение примеров и задач на школьной доске — объективно один из главных инструментов учителя. Многие заблуждаются, когда говорят, что в онлайн-обучении эти инструменты отсутствуют. Любая платформа для проведения урока предоставляет возможность рисовать, чертить, писать и использовать лазерную указку. Ученик всегда с интересом наблюдает за процессом, когда педагог использует эти средства.

Также можно заранее подготовить презентацию, в этом случае интерес к теме у учеников будет гораздо выше. Необязательно делать презентацию из 300 слайдов, но оформление материала к уроку в таком формате — хороший инструмент.

Проблемы с дисциплиной

Сложностей с дистанционным обучением было много. Оно сильно отличается от работы в классе. Дорабатывать нужно абсолютно всё. И не дорабатывать, а разрабатывать. Как таковых хулиганств на моих уроках не было. Но ученики могли рисовать в учебнике, когда я делилась экраном, писать по 100 сообщений в чат или мешать остальным, крича и перебивая друг друга, —

Дарья Еднерал, учитель английского языка, г. Новосибирск

Если ученик нарушает дисциплину на уроке — это не значит, что нужно обязательно удалять его из чата. Наоборот, такое решение может усугубить проблему. При работе в таких ситуациях хорошо помогают точечные обращения к ученику. Всегда можно спросить: «Все ли в порядке?» или «По какой причине ты мешаешь вести урок?».

Лучший способ повлиять на учеников — просто замолчать на некоторое время. Тишина — это необычная реакция со стороны учителя и хороший инструмент. Тем самым можно показать, что в таких условиях урок продолжаться не может. Если эти средства не помогают, у учителя всегда есть возможность отключить микрофон ученика. Этот метод часто помогает восстановить дисциплину. Можно сказать, что педагог контролирует весь процесс, он может отключить микрофон и закрыть чат в случае нарушения дисциплины. Вы зададите хороший тон урока, и все поймут правила игры, о которых можно будет напоминать в случае необходимости.

Что делать с предметами, требующими практики?

Интересно, как будут проходить уроки физкультуры, технологии, музыки и другие предметы, требующие практики? Это нереально провести дистанционно, чтобы был хороший результат. А как же опыты на физике и химии? —

Сергей

Конечно, проводить опыты в онлайн-формате невозможно. Однако существует множество альтернативных вариантов. Сейчас среди школьников популярны короткие видео в различных социальных сетях.

Если в учебной программе предусмотрена лабораторная работа по химии, можно дать ученикам необычное задание. Пусть они попробуют что-нибудь самостоятельно сделать, например, смешать соль, соду и краситель. Вы можете установить конкретное время, когда они должны написать, что у них получилось. Ученикам самим будет интересно попробовать такой формат.

На уроке физики, когда запланирована лабораторная работа, но оборудования нет — можно дать такое задание: каждый ученик должен найти ролик, где проводятся опыты с этим оборудованием. Затем ребятам нужно написать, к каким выводам они пришли после просмотра, и отправить ссылку на видео. Так у вас может получиться небольшой интерактив.

Если говорить о физкультуре, будет интересно провести конкурс с небольшими призами (например, шоколадка, книга или блокнот). Предложите ученикам записать на видео выполнение упражнений и отправить их в чат класса (если ребята стесняются — пусть отправят их вам в личные сообщения). Этот способ поможет увеличить вовлеченность и улучшить отношения между учениками. Например, вот такой ролик подготовили педагоги из Красноярска:

И конечно, не нужно забывать о наличии виртуальных лабораторий по самым разным предметам (Прим. ред.).

Непривычный формат работы всегда имеет как достоинства, так и недостатки. Однако, всегда можно подстроиться под любые условия. Если использовать правильную методику, вы легко привлечете внимание учеников и сделаете любой урок интересным!

Категория: Прочее
25.01.2022 11:34


© 2022 100

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!