СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мысли вслух

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе «Как сохранить в школе традиции чтения, ценностное отношение детей к книге, языку и слову?»

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Дидро Д

Уроки литературы – один из способов приобщения школьника к национальной духовной жизни, к великой русской культуре, к сокровищам родного языка. Как оживить классику, которую в наше время, увы, не читают, как вызвать интерес к художественному тексту, желание самим открывать этот загадочный мир, как сохранить в школе традиции чтения, ценностное отношение детей к книге, языку?

Чтение – это способ социализации, получения информации, образования, источник эстетического удовольствия, форма общения и развлечения. К сожалению, современные родители сами не читают и не прививают традицию чтения своим детям. Библиотеку школьники посещают, как правило, по рекомендации учителя. Получается, что школа оказывается единственным обязательным местом, в котором не избежать встречи с книгой – стержнем обучения, воспитания и образования. Именно школа несёт сейчас основную ответственность за формирование будущего поколения читателей – внимательных, активных. Активный читатель более критичен, самостоятелен в суждениях и поведении. Он умеет учиться, то есть понимает, где и как найти информацию, а также может научить других пользоваться ею.

Обобщая свой педагогический опыт, я считаю, что сохранить традиции чтения, ценностное отношение детей к книге, языку в школе можно, если строить работу по следующим направлениям:

!)Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы: текст – центральная единица изучения. Использование на уроках разнообразных форм и методов, вызывающих интерес к художественному тексту, желание читать, размышлять, обсуждать. Особое внимание следует уделять урокам внеклассного чтения, позволяющим расширить круг чтения учащихся, увеличить долю самостоятельного чтения. При этом необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся.

2)Формирование развивающей образовательной среды во внеурочной деятельности:

1)исследовательская деятельность в рамках школьной научно-практической конференции;

2)литературные гостиные, устные журналы, посвященные знаменательным датам;

3)проект «Портрет литературного героя»;

4)посещение театральных постановок;

5)экскурсии по литературным местам;

6)ежегодная литературная декада, музейные уроки, литературные вечера, встречи с писателями, инсценировки произведений.

3)Совместная деятельность педагогов образовательного учреждения по формированию читательской компетенции. Привлечение к работе учителей-предметников имеет огромное значение.Работа с текстом должна стать частью каждого урока, то есть учителя всех специальностей присоединяются к деятельности, изучая стратегии чтения и используя в качестве вспомогательного или иллюстративного материала не только текст учебника, но и научно-популярную литературу по теме, подбирая её по возрасту, учитывая уровень класса.

Если школа будет работать по данным направлениям, то воспитает чуткого, умного, думающего читателя, который будет убеждён в том, что «книги— это корабли мысли, странствующие по волнам времени, несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».

Категория: Литература
24.09.2018 17:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!