СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальная терапия души.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система оценивания на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

За последнее десятилетие произошли изменения в содержании современного образования - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.

В процессе обучения по предметам искусства оценивание построено на следующих основаниях:

* оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;

* оценивание может быть только критериальным, и основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;

* критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;

* система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно включались в контрольно-оценочную деятельность.

В своей работе на уроках музыки мы используем качественную оценку и традиционную количественную.

Качественной оценкой мы оцениваем эмоционально - ценностные отношения учащихся к явлениям искусства и действительности. Такой оценке подвергаются: размышления о музыке, выражение собственной позиции относительно прослушанной музыки, свободное музицирование в классе, на школьных праздниках, определение собственного отношения к музыкальным явлениям действительности. Для оценочного суждения педагога большое значение имеет музыкальное самообразование учащихся: знакомства с дополнительной литературой о музыке;

* знакомство с дополнительной литературой о музыке;

* слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.);

* выражение своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных уроках, в рецензиях;

Таким образом, с учетом выше изложенного можно выделить следующие критерии качественной оценки:

* готовность ученика к сотрудничеству в процессе музыкальной деятельности;

* углубление эмоционально-нравственной и содержательной сферы, созданной в процессе музыкального урока;

* творческое усилие учащихся на уроке в процессе музыкальной деятельности.

Количественная оценка - традиционно сложившаяся пятибальная система, с её помощью измеряется процесс формирования эстетических знаний и практических умений. Количественной оценке подвергаются элементы обязательного содержания образования по искусству, которые вошли в государственный образовательный стандарт.

При оценивании успеваемости ориентирами являются конкретные требования к обучающимся, представленные в рабочей программе каждого класса, утверждённые на кафедре и гимназии, а также и примерные нормы оценки знаний и умений.

При определении качества знаний учащихся по музыке объектами контроля и оценивания являются 4 вида учебной музыкальной деятельности:

1. Слушание музыки.

2. Освоение и систематизация знаний.

3. Вокально-хоровая работа.

4. Творческая деятельность.

1. Слушание музыки. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения и давать словесную характеристику музыкальному образу, содержанию и средствам музыкальной выразительности, уметь сравнивать, обобщать, что является метапредметными навыками, знать музыкальную литературу.

2. Освоение и систематизация знаний. В музыке, как и в предметах естественно-научного направления, немало того, что поддается точному и однозначному определению и измерению. В данном виде деятельности проверяется и оценивается знание основных понятий, определений, умение пользоваться ими в процессе слушания и исполнение музыкальных произведений.

3. Вокально-хоровая работа. При выставлении оценки за вокально-хоровую деятельность учащихся учитываются не только объективно определяемые параметры, такие как: чистота интонирования, владение вокально-хоровыми навыками, выразительность исполнения, но и индивидуальный процесс развития и успехи каждого отдельного ученика.

Творческая деятельность. Оцениваются самостоятельность и основательность подхода, глубина погружения в тему предложенную учителем или выбранную самостоятельно, изложение материала.

Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»

(с учетом видов деятельности и программных требований)

1. Слушание музыки

Параметры Критерии «3» «4» «5»

Музыкальная

эмоциональность,

активность, участие в

диалоге При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.

Распознавание

музыкальных жанров,

средств музыкальной

выразительности,

элементов строения

музыкальной речи,

музыкальных форм Суждения о музыке односложны. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм выпол-нены самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм Высказанное суждение обосновано.

Узнавание

музыкального

произведения,

(музыкальная

викторина – устная

или письменная) Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, 80-60% правильных ответов на музыкальной. Ошибки при определении автора музыкального 100-90% правильных ответов на музыкальной викторине. Правильное и полное определение

показывают незнание автора или названия произведения, музыкального жанра произведения произведения, музыкального жанра названия, автора музыкального произведения, музыкального жанра

2. Освоение и систематизация знаний о музыке

3. Выполнение домашнего задания

Критерии

«3» «4» «5»

В работе допущены

ошибки, влияющие на

качество выполненной

работы. В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась При выполнении работы использовалась дополни-тельная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе

4. Исполнение вокального репертуара

Параметры Критерии певческого развития «3» «4» «5»

Исполнение

вокального номера Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера художественное исполнение вокального номера

Участие во

внеклассных

мероприятиях и

концертах художественное исполнение вокального номера на концерте

Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет качество

Параметры Критерии «3» «4» «5»

Знание музыкальной

литературы Учащийся слабо знает основной материал. На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя Учащийся знает основной материал и отвечает с 1-2 наводящими вопросами Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы

Знание терминологии,

элементов

музыкальной грамоты Задание выполнено менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы Задание выполнено на 60-70%, допущены незначительные ошибки Задание выполнено на 90-100% без ошибок, влияющих на качество

усвоения учащимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.

На уроках мы используем разные формы контроля:

наблюдение (за развитие музыкальной фактуры, музыкальной формы, средств музыкальной выразительности и т.д.), музыкальные викторины, тесты, работа по карточкам с разноуровневыми заданиями, учебные проекты, ведение тетради.

Критерии оценки контроля по предмету «Музыка»

Оценка «5» ставится:

* не менее 100-90 % правильных ответов на музыкальной викторине;

* не менее 8 правильных ответов в тесте;

* художественное исполнение вокального номера;

Оценка «4» ставится:

* 80-60% правильных ответов на музыкальной викторине;

* 5-7 правильных ответов в тесте;

* интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера;

Оценка «3» ставится:

* не более 50% правильных ответов на музыкальной викторине;

* не более 4 правильных ответов в тесте;

* не точное и не эмоциональное исполнение вокального номера.

Одним из важных моментов в оценивании учащихся на уроках музыки является активное вовлечение самого обучающегося в этот процесс. Когда учащиеся самостоятельно могут самостоятельно оценить свою работу, сверить достигнутый учащимся уровень с определённым минимум требований, заложенных в тот или иной учебный курс, только тогда они смогут самостоятельно выстроить свой путь к самопознанию и самосовершенствованию.

Таким образом, сформированность творческой деятельности, самостоятельность учащихся, поиск и выбор вариантов достижения цели сводится к оцениванию предметных, метапредметных, личностных результатов на уроках музыки.

Критерии оценивания предметных результатов, тесно связаны с критериями музыкального развития учащихся, которые определены задачами изучения предмета в образовательном учреждении: развития разных сторон музыкального восприятия, объёма историко-музыкальных (от фольклора до современной музыки XXI века) и музыкально-теоретических (жанр, музыкальные формы, композиторское воплощение и т. д.) знаний, а так же способность применять их в анализе музыкального текста.

Критерии оценки метапредметных результатов связаны с учением самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с информацией разного типа и включать её в деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи, выявлять собственные возможности её решения, организовывать совместную учебную деятельность, работать в команде, находить общее решение, включать в свою деятельность ИКТ.

Критерии оценки личностных результатов связаны с осознанием ценности музыкального языка, со стремлением к музыкальному и речевому самосовершенствованию (достаточный объём музыкального и словарного запаса, для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения), со способностью к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.

Наша система оценивания на уроках музыки имеет всесторонний характер, что позволяет учащимся проявлять себя в разных сферах музыкально-эстетической деятельности. Мы продолжаем искать новые подходы и критерии оценивания на уроке музыки, которые помогут нам и учащимся выйти на новый уровень.

Категория: Музыка
23.08.2018 13:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!