СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мультимедийные технологии в преподавании обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разрабатывая уроки с использованием современных технологий, мы исходили из современных реалий. Для человека живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предметы области «обществознания» не является исключением. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы.

Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории, обществознания предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание. Использование новых информационных технологий, в частности материалов, помещенных на различных серверах в сети Интернета, способно существенно углубить содержание исторического материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.

Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории и обществознания. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web-страниц и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, также становятся эффективным инструментом в руках учащихся.

Активное накопление опыта самостоятельного приобретения новых знаний на основе применения ранее усвоенных отвечает потребностям современного образовательного процесса. Одним из преимуществ использования информации из Интернета является перенос тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Информация, размещенная на серверах Интернета, не заменяет учебник, – она лишь создает основу для организации самостоятельной деятельности учащихся (анализа и обобщения исторического материала). Обычными становятся уроки с использованием мультимедийных презентаций, подготовленных самими учащимися.

Обобщение собранного теоретического и практического материала в виде компьютерной презентации позволяет учащемуся:

  • структурировать материал;

  • построить логическую схему;

  • использовать ПК как инструмент для работы с информацией;

  • усвоить базовые знания по предмету;

  • сформировать навыки самоконтроля;

  • оказать учебно-методическую помощь в самостоятельной работе над учебным материалом;

  • сформировать мотивацию к учению в целом.

Для развития предметной компетенции школьников необходимо:

  • развитие коммуникативных, мировоззренческих, практико-ориентированных ценностей, идей, норм поведения;

  • совершенствование социальной мобильности личности, которая может принимать ответственные решения в ситуации выбора, способна к сотрудничеству, динамична, конструктивна;

  • создание условий для интенсивного творческого общения, что собственно определяет содержание всех ключевых компетенций.

На основе сказанного делаем выводы: информационно-коммуникационные технологии способны стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

На организационном этапе урока при создании проблемной ситуации перед учащимися ставится практическое или теоретическое задание. Главным предметом исследования на уроке является современное российское общество, объектом – социальные отношения. Одним из методов повышения мотивации к деятельности, личной заинтересованности явилось обращение к истории родного края. Проблемы социальной сферы российского общества рассмотрены на примере Сахалинской области. Процесс поиска решения учащимися должен быть мотивированным, побуждать потребность в усвоении знаний.

Постановка проблемы предполагает использование следующих видов проблемного обучения:

– теоретическое исследование, что предполагает поиск и открытие новых правил, их обоснований, доказательств. Например, теория социальной стратификации общества, богатые и бедные; теория социального конфликта; теория малой группы; малые исчезающие народы России и Сахалинской области. – поиск практического решения, т.е. способа применения усвоенного знания в неизвестной ситуации. В процессе названной деятельности – это: составление алгоритма разрешения социальных конфликтов; разработка социальных программ, нацеленных на решение демографической проблемы; пути решения экономических и социальных проблем коренных народов Сахалина; выявление особенностей соотношения богатых и бедных в регионе.

Этап формирования новых понятий и способов действий предполагает актуализацию освоенных знаний для решения обозначенной проблемы. Принципиальным является коллективное обсуждение учащимися всей информации, её анализ. Результаты обсуждают в микрогруппах, затем вырабатываются идеи, варианты решения проблемы. Итогом деятельности являются презентации и публичная защита.

08.01.2022 19:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!