СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Мотивация обучающихся на ступени основного общего образования к изучению изобразительного искусства».

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Все наши замыслы, все поиски и построения

превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»

В. А.Сухомлинский

Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2014 (Глава VII, Статья 66) гласит

"Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению)".

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих любознательных выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Готовых использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Работникам школы очень важно обеспечить развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей, выработать умение глубоко анализировать явления, прививать навыки самостоятельной работы и получать новые знания. Перед школой, наряду с формированием системы знаний, стоит задача развития творческой личности ученика.

Уроки изобразительного искусства заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития школьников. У обучающихся формируется определенный идеал общества, свое мировоззрение.

Занятия изобразительным искусством расширяют круг интересов, развивают мыслительную и творческую активность, эстетическое отношение к действительности, формируют самостоятельность, инициативу, настойчивость, аккуратность, трудолюбие. Уроки изобразительного искусства служат средством познания окружающей действительности, помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. С помощью линий, красок, композиции, динамики изображения дети могут передать свои чувства и мысли. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, так как функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью. Занятия тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственно мышления, развитию ассоциативного мышления.

А чтобы это произошло, нужно сформировать устойчивый интерес к урокам изобразительного искусства, тягу к познанию искусства и творчества. По моему наблюдению и проведенному опросу, в 6-7 классах интерес к рисованию у детей значительно ниже, чем в начальных классах. Для ученика уже недостаточно одной деятельности творческого воображения, его не удовлетворяет рисунок, сделанный как-нибудь, для воплощения его творческого воображения, ему необходимо приобрести специальные профессиональные, художественные навыки и умения для самоутверждения как личности. Это период поиска, когда ученик стремится найти своё место в обществе, познать многообразие проявлений существующего мира, утвердить своё я в системе ценностей окружающего мира.

Как заинтересовать ребят изучением предмета, сделать урок любимым, увлекательным? Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.

Проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике. Актуальна для всех участников учебно - воспитательного процесса: обучающихся, родителей и учителей. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции.

Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. А интерес к овладению знаниями у школьников формируется лишь при условии соответствующей организации учителем учебной деятельности. Она должна быть направлена на воспитание его познавательных интересов. Как сделать урок изобразительного искус¬ства для учащихся значимым, таким же, как и «основные» уроки?

Проблема: низкий уровень мотивации к изучению предмета изобразительное искусство.

Цель и задачи проекта: формирование положительных мотивов к изучению изобразительного искусства в условиях общеобразовательной школы.

Задачи:

• Через различные формы обучения развивать интерес у учеников к обучаемому предмету.

• Повышать педагогическое мастерство, используя компьютерные технологии. Внедрять в практику ведения уроков использование компьютерной техники.

• Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения изобразительному искусству.

• Выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся используя специальные диагностические методики.

• Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению ИЗО в условиях школы.

• Проверить эффективность предложенных средств на практике.

• Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Гипотеза: можно предположить, что после реализации проекта повысится внимание и интерес к изучению предмета изобразительное искусство.

Соприкосновение с произведениями искусства поможет решить задачу развития творческой личности ученика приобщить к духовным ценностям своего народа, уважение к его прошлому.

Тип проекта: по количеству учащихся - индивидуально групповой;

по методу доминирующему в проекте-продуктивный (или практико-ориентированный); по длительности выполнения проекта- долгосрочный;

Ожидаемые результаты: повысится степень сформированности знаний и умений, интерес к предмету изобразительное искусство.

Педагогические. Активное участие школьников в учебной и внеурочной деятельности в рамках предмета изобразительное искусство: готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности сознательность выполнения задания; систематичность обучения; стремление повысить свой личный уровень, самостоятельность; осуществление деятельности самим учащимся без помощи учителя, взрослых.

Практические. Создание «Копилки знаний»: планы предметной недели и нестандартных уроков, электронные презентации к урокам, плакаты, тесты для проверки знаний по предмету

Программа "Изобразительное искусство", по которой я работаю, создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, под редакцией и руководством Б.М. Неменского

Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, сотворчество учителя и ученика. Цель предмета - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Учебный предмет "Изобразительное искусство" в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащегося как неотъемлемой части культуры духовной. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие в социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и утверждения своей уникальной индивидуальности.

Обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся: знание культуры своего народа, формирование ответственного отношения к учению, развитие морального сознания, формирование коммуникативной компетентности в общении, осознание значения семьи в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение самостоятельно планировать пути к достижению целей, осуществлять контроль своей деятельности, владеть основами самоконтроля, самооценки, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: развитие визуально-пространственного мышления, освоение художественной культуры, ее жанров, воспитания уважения к истории культуры своего отечества, приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках, развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, развитие индивидуальных творческих способностей.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского нацелена на формирование оценочного суждения учащихся о жизни, себе, людях, на приобщение их к русской художественной культуре и культуре народов других стран. Одной из главных целей преподавания становится задача развития у учащихся ин¬тереса к внутреннему миру человека, а так¬же осознание своих внутренних пережива¬ний. На уроках изобразительного искусства мы имеем возможность говорить о красивых и некрасивых поступках, о добре и зле, об отношении человека к природе, к пожи¬лым людям, животным, об отношении к ис¬кусству, т.е. формировать внутренний мир детей средствами искусства. На уроках ис¬кусства мы можем передавать опыт наших предков детям и делать их наследниками тех духовных ценностей, которые доста¬лись нам от предыдущих поколений.

Как заинтересовать ребят изучением предмета, сделать урок любимым, увлекательным?

Говоря о мотивации надо определить понятие мотива. Мотив это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов могут выступать не только потребности, ну и идеалы, интересы личности, убеждения, социальное установки и ценности, за которыми потребности стоят.

Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования учебная мотивация определяется рядом специфических факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, - субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета. Говорят о мотивах для обучения, возможно классифицировать мотивы по направленности и содержанию:

• социальные – (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества);

· познавательные – (стремление больше знать, стать эрудированным);

· профессионально – ценностные (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);

· эстетические (от обучения получается удовольствие, раскрываются свои скрытые способности и таланты);

· коммуникативные (возможность расширения своего кругу общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств),

· традиционно – исторические (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);

· утилитарно – познавательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию);

· неосознанные мотивы (основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).

Для стимулирования формирования познавательных интересов учащихся я планирую использовать педагогические, практические методы и средства обучения:

1. Поставить перед учащимися точную цель, что бы работать над ее достижением. То есть на каждом занятии при изучении темы или решения проблемы должна быть нацеленность на результат, который позволяет детям переживать успех в деятельности.

2. Мотивировать учащихся к активности на других местах движения информацией (интернет-форумах, посвященных курсу).

3. Предоставить школьникам возможность общаться между собой путём таких форм как конференции, посещения музея, создания проекта, презентации. Симулированные ситуации в реальной жизни при процессе обучения.

3.Создание благоприятного психологического климата для развития личности.

Мною будет активно использоваться в работе следующие средства:

  • Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.
  • Учет возрастных особенностей школьников.
  • Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
  • Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий
  • Предметная неделя
  • Нестандартные формы проведения уроков
  • Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности
  • Использование компьютерных технологий в обучении.
  • Проектное обучение

Считаю, что всё перечисленное является фактором эффективности повышения мотивации учащихся к изучению предмета.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап включает в себя:

1.Выбор проблемы.

2.Формирование проектной группы.

3. Деление учащихся на подгруппы по интересам. Выбор школьниками лидера - координатора группы.

4. Изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике

1. Анкетирование учащихся 6-7 классов: «Нравится ли вам изобразительное искусство?» (см. приложение 1)

2.Анализ результатов анкетирования. Цель: установить, является ли поднятая проблема действительно значимой для учащихся.

3. Выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся используя специальные диагностические методики.

Организационный этап.

1. Составление с учащимися списка поисковых заданий.

2. Обсуждение задания в поисковых группах.

3.Анализ ресурсного обеспечения к проекту

Обоснование темы проекта, её актуальность.

1.Определение темы проекта.

2. Анализ предстоящей деятельности - составление плана действий.

Сбор и анализ информации.

1. Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения изобразительному искусству и на сайтах в Интернете

2.Выбор из многих вариантов наиболее подходящего решения.

3. Разработать план реализации проекта

Основной этап деятельности по решению проблемы

1.Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению ИЗО в условиях школы.

2. Проверить эффективность предложенных средств на практике

3. Практическая реализация проекта: Разработка плана предметной недели, нестандартных уроков. Изготовить электронные презентации к урокам, плакаты, тесты для проверки знаний по предмету.

Заключительный этап

Оформление результатов работы над проблемой,

предложение возможных путей реализации.

Презентация Выставка творческих работ учащихся.

Подведение итогов проекта.

Выполнить анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Критериями оценивания может быть:

1. Степень сформированности знаний и умений (итог тестирования по предмету ИЗО).

2. Содержание и устойчивость мотивации (исследование мотивации по методике М.Р. Гинзбурга и др.) См. приложение 2

3. Активное участие школьников в учебной и внеурочной деятельности.

4. Творческие работы учащихся (рисунки, плакаты, поделки, презентации и др.)

Вывод и результат работы над проектом: Повысился степень сформированности знаний и умений, интерес к предмету изобразительное искусство. Школьники активно участвуют в учебной и внеурочной деятельности. Создана «Копилка знаний»: планы предметной недели и нестандартных уроков, электронные презентации к урокам, плакаты, карточки, тесты для проверки знаний по предмету. Творческие работы учащихся (рисунки, поделки, презентации и др.)

Интернет ресурсы:

  1. http://www.mon.gov.rucайт Министерства образования и науки РФ
  2. http://samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области

Дополнительные источники

  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М., 1976.
  2. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся., 2000,175
  3. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. – М., 1972.
  4. Кондахчан Е.С. Методика преподавания рисунка с средней школе-«искусство» 1952
  5. Туманова Е.С. Изобразительное искусство,4-8 классы В мире красок народного творчества 2009г
  6. Степанчук З.А. и др. Изобразительное искусство,1-8 классы: опыт творческой деятельности школьников; конспекты уроков Волгоград 2009
Категория: Прочее
26.09.2015 13:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!