СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя педагогическая философия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе «Моя педагогическая философия».

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаёшь,

и любить тех, кому преподаёшь.

В. Ключевский.

Мы говорим: дети – цветы жизни! А если ещё совмещаем работу, самую любимую и лучшую, с «цветами жизни», то большего желать и не надо.

Как же прекрасно проснуться утром и увидеть своего ребёнка, протирающего своими маленькими ручонками сонные глазки! Как же чудесно наблюдать за ним, бегущим с визгом от своей мамочки! И как удивительно замечать: быстро растут наши «цветочки»! А если прибавить ещё и ЭТО…

Подходишь рано утром к высокому кирпичному зданию и чувствуешь, как твоё лицо озаряется улыбкой. Отчего же? Да оттого что ты пришёл туда, где ждут тебя с нетерпением. Ждёт твоя вторая семья, в которой двадцать два ребёнка, мальчики и девочки.

Я учитель! С самого раннего детства, с какого помню себя, я мечтала стоять у школьной доски и объяснять ребятишкам изучаемый материал. Причём, почему-то думала, что с большим удовольствием буду ставить двойки. Это мнение изменилось с тех пор, когда я поставила первую отметку в своей жизни: во время прохождения практики в третьем классе на уроке литературного чтения. Так выжидающе смотрели на меня удивлённые глаза мальчика-третьеклассника, что я поняла: пошла учиться по душе.

Сейчас, проработав в школе тринадцать лет, я поняла, что нет ничего прекраснее на свете, как видеть счастливые, блестящие от радости и волнения, глаза ребёнка. И радость в его глазах – это результат моего понимания и творчества.

Я отдаю свою любовь ученикам, они мне платят тем же. В школе я для них – мама, сестра, близкий друг. Я должна быть детям примером и я стараюсь быть такой. Нельзя не вспомнить слова А. Дистервега: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». И не согласиться с этим трудно.

Как учитель я выделила для себя основные принципы успешного общения с учениками:

найти общий язык с детьми, не приказывая и требуя, а убеждая и советуя

на уроке совместно добывать знания, используя те методы и формы обучения, которые интересны детям;

позволить ребёнку быть самим собой, а не копировать кого-то;

развивать способности ребёнка, а не реализовываться самой за счёт детей.

Я убедилась: дети хотят, чтобы педагог не руководил ими, а умело сопровождал их в личном пути. Поэтому уже в начале каждого урока необходимо (а, может, даже и на перемене, и перед уроком, и в конце занятий) задать общий тон совместной деятельности нам с учениками. Для этого достаточно всего лишь не хмурить брови, а улыбаться. В начале урока не просто уместен, а просто необходим психологический настрой детей, и не важно, в пятом классе или в десятом это делается.

- Здравствуйте! Обратите внимание на то, что творится за окном! Солнце! Яркое небо! А вон то облачко, пожалуй, похоже на ваши улыбки! А как сегодня особенно сверкают сосульки!

- А посмотрите на меня. Я рада нашему с вами общению!

- Ну уж а какие у вас замечательные сегодня одноклассники, радостные, активные. Урок, я уверена, пройдёт лучше и интереснее, чем всегда!

Дети, в классах которых я преподаю, уже знают, что не люблю и не хочу я ставить двойки. Но знают также и то, что они сами должны вызывать такое желание. Понимая это, мы достигаем высокого результата: я с желанием иду на урок давать знания, а дети с удовольствием идут на тот же урок получать эти знания.

Если спросить любого учителя, каких детей он любит, он ответит: любознательных, инициативных, общительных, послушных, дисциплинированных, послушных… Но надо всегда помнить то, что каждый человек, в том числе и ребёнок, неповторим! Он имеет право на ошибку, и никто не должен диктовать ему свою волю, навязывать свои правила. Ведь мы работаем с живым «материалом» и не имеем права давать готовые ответы. Мы можем определить направление, дать ориентиры, но «смысл человеку не может быть дан, смысл человеком может быть найден»! Беспокойными, смелыми, отчаянными, уважающими чужое мнение, но умеющими отстаивать и своё собственное – такими я вижу своих учеников.

«Не ошибается тот, кто ничего не делает»! Мои ученики не боятся высказать собственное мнение, даже если оно окажется ошибочным, ведь «ошибка – путь к творчеству». Важно не столько «отгадать единственную истину», сколько увидеть средства построения этих истин! Путь к истинам так же ценен, как и сами истины. Истина же «устремляется навстречу тому, кто её ищет»(Минуций).

Я стараюсь создавать на уроках доброжелательную атмосферу: каждый имеет право на ошибку, но никто не имеет права за неё наказать. Каждый мой ученик знает, что если он сегодня ошибся, это никак не повлияет на моё отношение к нему как к человеку, его оценка сегодня – это показатель того, насколько он продвинулся в познании мира, развитии самого себя. Оценка – это всего лишь маленькая цифра, которая на следующий урок станет большим символом прекрасных знаний ученика. «Не стыдно не знать, стыдно – не учиться»!

Работая всё дольше в школе, я осознаю, что самые важные качества, по моему мнению, в ребёнке – это искренность, порядочность, доброта и гуманность. И я пытаюсь донести до своих питомцев, что не нужно ждать от других добра, если сам не не можешь дать им это. Очень мне, как учителю, нравятся строки одного мудреца: «Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они обязательно будут в своё время».

Все мы, люди взрослые и умные, знаем, что судьба людей – это судьба общества, страны.

Часто приходится слышать о том, что российское общество сегодня переживает нелёгкие времена. И как бы хотелось, чтобы и для России нашёлся свой мел судьбы, который, подобно гоголевскому (помните «Вия»?), смог оградить её от всех напастей.

Кто-то видит спасение России в защите предпринимательского сословия. Другие – в продвижении демократии и прав человека. Третьи – в «национальной идее» и защите целостности страны. Четвёртые – в борьбе с бедностью и в строительстве «социального государства». В каждом из этих проектов есть свой выстраданный смысл.

Но все новые и старые идеи будут очередным увлечением, если мы не поймём: жизнь во многом зависит не от политической конъюктуры, а от того, как мы хотим её построить. Ведь каждый сам творит свою судьбу. Настоящего человека ничего не формирует, ОН формирует обстоятельства.

Я тоже нашла свою судьбоносную стену. Это школьная доска. И каждый день мел судьбы в моих руках.

Я передаю своим ученикам следующие принципы:

  • наполните свою жизнь нужным содержанием;
  • используйте в жизни свои знания, опыт и интуицию;
  • имейте смелость самостоятельно мыслить.

И тогда вы будете уверенно держать в руках мел своей судьбы. И напишите историю страны своим словом.

Категория: Русский язык
04.10.2017 16:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!