СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Моя формула успеха
в использовании инновационных технологий
в учебно-воспитательном процессе
«Учитель должен сегодня не только учить,
но и учить учиться».
«Состояние современной сферы образования и тенденции развития общества требуют развития системы образования на основе информационных технологий, создания соответствующей информационно-образовательной среды». Данное требование Федеральной целевой программы образования еще 6-8 лет назад казалось довольно сложной технической задачей. Важно было понять, что образовательная среда должна выступать не только как условие, но и как средство обучения и воспитания, а также в корне менять представление с помощью чего и как учить.
10-12 лет назад, когда я с завистью смотрела на старшеклассников, сидящих у компьютеров, в душе рождалось чувство беспокойства: как же дети будут нас оценивать, если мы так безнадежно отстали от них в развитии?! Сегодня то время кажется каменным веком!.. Вскоре, после освоения компьютера, поняла, что мир компьютерных технологий – настоящая страна Эльдорадо!
«Там за далью непогоды…
Есть чудесная страна…»
Оказалось, в этой стране кроется столько возможностей для более качественного преподавания моего любимого предмета – географии, особенность которой заключается в том, чтобы дать учащимся целостное представление о мире, помочь убедиться в необходимости познания географических закономерностей, бережного отношения к природе, способствовать успешному воспитанию настоящего патриота и гражданина, рачительного хозяина своей страны, всей планеты. Получив ключ от врат волшебной страны ИКТ, я - как и сотни моих предшественников-первооткрывателей - бросилась в пучину неизведанного, каждый день совершая все новые открытия, и увлекая за собой учеников.
Изучение географии без карт и наглядного материала практически не возможно, поэтому поступившие в школу учебные диски по географии, МХК придали движению моей шхуны «География» больший темп. С появлением интерактивных карт стало проще проверять знания учащихся по геономенклатуре, появилась возможность дифференцированного подхода – для кого-то можно отключить все слои, для кого-то – отдельные.
Со вступлением на Землю Компьютеризации «пришло мое время», ведь для меня всегда было очень важным доносить информацию до учеников, активизируя все каналы восприятия. Корабль Знаний будто отбросил весла, а паруса стали устанавливаться движением компьютерной мыши… Мои ученики стали сами создавать проекты и презентации, включая в них материал по своему усмотрению, определяя цели и задачи в изучении материала, развивая самостоятельность. Стало ли работать проще? Ничуть! Ведь прежде, чем открыть презентацию на уроке, необходимо проверить, все ли пункты ее создания соблюдены. Плыть по стране географических знаний стало с одной стороны проще, с другой - сложнее, но в любом случае – намного интереснее! Использование на уроках интернета словно распахнуло еще одно окно в мир! Дальнейшее продвижение по Земле ИКТ рождало все новые идеи и проекты, особенно после освоения Пространства Интерактивной доски. Дух странствий, желание привлечь детей к активному познанию, направил меня на создание презентаций в программе Smart-Notebook, где можно перемещать климатограммы, изображения животных, прокладывать маршруты путешествий, и дети с большим желанием стали стремиться отвечать у доски. Используя TV-тюнер появилась возможность записывать с телеканалов видеосюжеты, благодаря которым в моей базе появился богатый страноведческий материал, обеспечивая более качественное обучение и создание эмоционального фона на уроках, а собственные фильмы о родном крае усиливали эти впечатления.
К этому моменту становится понятным, что работать в рамках традиционных учебников уже тесно. Для «создания единой информационной среды» на данном уровне мной начался поиск УМК, который бы обеспечивал единство пособий для различных видов деятельности, в зависимости от пристрастий и возможностей учащихся. В качестве эксперимента был выбран УМК «Сферы», где обучение строится на практико-деятельном подходе. Результаты не заставили себя долго ждать: учащиеся, плывшие по стране Знаний под парусами «Сферы», лучше справлялись с проверочными работами, активнее выходили на олимпиады, занимали призовые места. И самое главное - я уже давно определила свою роль как учителя- «навигатора» в учебном процессе, а данная программа этому особенно способствовала.
Обучая, учитель и сам должен непрерывно заниматься повышением квалификации, освоением новых программ, изучением УМК, передовых педагогических и информационных технологий, обобщением и распространением опыта. Этому правилу я и следую.
Как и большинству учителей, мне на протяжении многих лет приходилось вести корабль под названием «Классное руководство». С продвижением в «воды ИКТ» качественно изменилась воспитательная работа: появилась возможность монтировать и использовать для воспитательных целей ролики из видеофильмов о ВОВ, учебных заведениях и др., создавать проекты, в викторинах использовать видеоряд. Классные родительские собрания также изменили свою форму и качество: уровень обученности и воспитанности детей стал демонстрироваться на экране в диаграммах, графиках, побуждая вести конструктивное обсуждение, моделировать развитие классного коллектива, а фото- и видеохроника школьной жизни приблизили родителей к учебно-воспитательному процессу, участию во внеклассных мероприятиях.
Считаю, что секрет формулы успеха заключается в том, что при постоянном творческом поиске, желании работать в соответствии с современными требованиями, с использованием современных технологий, проще прививать учащимся интерес к обучению. А процесс воспитания, формирование ключевых компетенций в географическом образовании, в интеллектуальной, коммуникативной, информационной сферах будут происходить успешнее.
© 2015, Остапенко Вера Гавриловна 564