СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мнемотехника - технология быстрого запоминания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мнемотехники (приемы мнемоники) – это специальные методы запоминания определенных видов информации, основанные на особенности человеческой психологии, а также на тех четырех правилах запоминания, которые были даны в предыдущих уроках. Знание и использование специальных мнемотехник позволит лучше запомнить цифровую информацию, специфические тексты и термины, имена, лица и фамилии, иностранные слова, выражения и многое другое. В этом занятии будут разобраны основы мнемоники, а также будут описаны основные приемы и методы запоминания различных типов информации.

Мнемоника или мнемотехники – это специально разработанные приёмы и способы, облегчающие запоминание определенных типов информации. В некоторых учебниках и курсах авторы используют термин «мнемоника» для обозначения всей совокупности приемов и методов запоминания информации, применяемых для определенных данных, а термин «мнемотехника» трактуется как применение на практике методов, определённых для данной конкретной мнемоники.

Главным принципом любой мнемотехники является замена абстрактных объектов понятиями, имеющими визуальное, аудиальное или реже иное чувственное представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией (построение ассоциаций) для упрощения ее запоминания.

Прикладной арсенал современной мнемотехники состоит из большого набора унифицированных приёмов запоминания. Среди основных мнемонических приемов и методов можно выделить следующие:

  • Буквенный код. Образование смысловых фраз из начальных (или целенаправленно присвоенных) букв запоминаемой информации.
  • Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.
  • Рифмы. Создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал.
  • Созвучие. Запоминание терминов или иностранных слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний.
  • Метод римской комнаты. Присвоение запоминаемым объектам отдельных мест в хорошо известной вам комнате.

В данном уроке для удобства обучения все мнемотехники будут разбиты на группы в зависимости от вида информации, которую эти мнемотехники помогают запомнить.

1. Буквенно-цифровой код (БЦК)

Буквенно-цифровой код применяется в мнемотехнике для преобразования двузначных и трехзначных чисел в слова.

Каждой цифре от 0 до 9 соответствуют две согласные буквы русского алфавита.

0 - НМ 1 - ГЖ 2 - ДТ 3 - КХ 4 - ЧЩ 5 - ПБ 6 - ШЛ 7 - СЗ 8 - ВФ 9 - РЦ

Число 25 кодируется следующим образом: 25 - ДТ ПБ.

Число 390 кодируется следующим сочетанием букв: КХ РЦ НМ.

Так как одной цифре соответствует две согласные буквы, то возможно 4 комбинации букв при кодировании двузначного числа и 8 сочетаний букв при кодировании трехзначного числа:

25 = ДП = ТП = ДБ = ТБ

350 = КПН = ХПН = КБН = КПМ = ХБМ = КБМ = ХПМ = ХБН

По согласным буквам подбираются слова, обозначающие зрительные образы, удобные для запоминания.

Например: 35 = КБ = КуБ.

2. Представление слова образом

Когда вы воспринимаете слова, они автоматически вызывают в вашем воображении зрительные образы, в соответствии с ранее установленными взаимосвязями. Например, вы понимаете слова "собака", "ворона", "спичка" именно потому, что при их восприятии в воображении рефлекторно возникают соответствующие картинки.

Обычно образы возникают в воображении очень слабые, настолько слабые, что многие люди даже не осознают того факта, что понимание слова осуществляется именно благодаря зрительным образам. Таким людям кажется, что они понимают слова без зрительных образов.

Вы можете легко убедиться, что если связь слова с образом ранее установлена не была, то вы не сможете понять значение слова. Сравните: хито, акаи, утау, мисэ. Или: человек, красный, петь, магазин. Эти слова обозначают одни и те же зрительные образы. Возникающий в воображении образ - это и есть ЗНАЧЕНИЕ (СМЫСЛ) СЛОВА. Образ-значение является общим основанием для любых языков. Люди говорят на разных языках, но мыслят одинаковыми зрительными образами.

Обычного представления образов недостаточно для качественного запоминания. Образы, стихийно возникающие в воображении, следует специально усиливать и приводить к виду, удобному для запоминания. Образы не должны быть слишком простыми или слишком сложными (сюжетные картинки). Образы должны быть крупными, объемными, цветными и детальными.

Хорошим примером того, какими следует представлять зрительные образы, могут служить образы, создаваемые на программах трехмерной графики (3D Studio MAX). На этих же программах очень хорошо тренировать визуальное мышление.

3. Подбор слова по согласным буквам

После того как двузначное или трехзначное число преобразовано в сочетание согласных букв, из нескольких вариантов (для двузначных чисел - 4 варианта, для трехзначных чисел - 8 вариантов) подбирается такая комбинация букв, по которой легко подобрать слово, содержащие необходимые согласные буквы. Значимые буквы должны быть первыми в слове. Остальные согласные буквы игнорируются.

25 - ДТ ПБ = ТП = ТоПор

826 - ВФ ДТ ШЛ = ФТЛ = ФуТЛяр

Очень часто попадаются такие комбинации букв, что по ним невозможно подобрать слова - таких слов просто нет в русском языке. Например, ЧЩ ЧЩ ЧЩ (444).

Тогда необходимо подобрать зрительный образ, который обозначается двумя словами - прилагательным и существительным. В этом случае значимыми будут: первая согласная буква в прилагательном и две первые согласные буквы в существительном.

846 - ВФ ЧЩ ШЛ - ВЧШ - Восковая ЧаШа

466 - ЧЩ ШЛ ШЛ - ЧШЛ - Черная ШеЛковица

В редких случаях, когда попадается совершенно неудобное сочетание согласных букв, возможны нестандартные способы кодирования. Такие образы необходимо просто запомнить.

497 - ЧЩ РЦ СЗ - ЧРС - ЧеРСтвый (хлеб)

4. Преобразование чисел в образы

Любые числовые сведения перед запоминанием необходимо преобразовать в зрительные образы. Это осуществляется с помощью буквенно-цифрового кода. По буквам, соответствующим определенным цифрам, подбирается слово, которое рефлекторно вызывает в воображении удобный для запоминания зрительный образ.

Преобразование в образы чисел от 01 до 09

В этих случаях цифра "0" игнорируется при запоминании и добавляется при припоминании. Дело в том, что однозначные числа практически не встречаются при запоминании. Так, если вы запоминаете телефонный номер: 356-09-90, то необходимо запоминать либо 09, либо 90.

(0)1 = 1 = ГЖ = гЖ = Ж = еЖ = зрительный образ ежа

(0)4 = 4 = ЧЩ = Чщ = Ч = Чай = зрительный образ чая

(0)9 = 9 = РЦ = рЦ = Ц = яйЦо = зрительный образ яйца

Преобразование в образы чисел от 10 до 99

10 = ГЖ НМ = Гж Нм = ГН = оГоНь = зрительный образ огня

35 = КХ ПБ = Кх пБ = КБ = КуБ = зрительный образ куба

Преобразование в образы чисел от 000 до 999

000 = МН МН МН = Мн мН Мн = МНМ = МаНоМетр = зрительный образ манометра

002 = МН МН ДТ = Мн мН дТ = МНТ = МоНеТа = зрительный образ монеты

232 = ДТ КХ ДТ = Дт Кх дТ = ДКТ = ДиКТофон = зрительный образ диктофона

836 = ВФ КХ ШЛ = вФ Кх шЛ = ФКЛ = ФаКеЛ = зрительный образ факела

Процесс преобразования двузначных и трехзначных чисел в зрительные образы - длительный и трудоемкий, поэтому обучающиеся мнемотехнике пользуются "Справочником образных кодов", в котором заранее составлены образные коды двузначных чисел, трехзначных чисел, букв русского алфавита, названий месяцев, названий дней недели.

5. Кодирование в образы цифрового ряда

Любой цифровой ряд считается информационным сообщением и принудительно разбивается на элементы: двузначные или трехзначные числа.

  • 5 1 0 4 7 0 4 5 7 5 4 2
  • 510 + 470 + 457 + 542
  • ПиЖаМа + ЧеСНок + ЧиПСы + ПеЧаТь
  • 5 1 0 4 7 0 4 5 7 5 4 2
  • 51 + 04 + 70 + 45 + 75 + 42
  • ПоГоны + Чай + СаНи + ЧиП + ЗуБ + ЩиТ

Если количество цифр в числовом ряде нечетное, то такой ряд разбивается на сочетание двузначных и трехзначных чисел.

При запоминании необходимо стремиться к сокращению количества элементов в запоминаемой информации, поэтому разбивка запоминаемого цифрового ряда на трехзначные числа - более рациональная.

Разбивка запоминаемого цифрового ряда на однозначные числа или на четырехзначные - нецелесообразна. В первом случае получается всего десять образов, соответствующих десяти цифрам. Это приведет к частой повторяемости образов в ассоциациях, что делает практически невозможным запоминание числовой информации.

Во втором случае сильно усложняется подбор слова по буквам. Подобрать слова, соответствующие четырем цифрам - практически невозможно. Для этого потребуется подобрать 10000 слов. Такого количества слов-образов просто нет ни в одном языке. Так в орфографическом словаре русского языка, включающего в себя 106000 слов, лишь около 3000 основных слов, остальные - их производные (прилагательные, глаголы, наречия). При этом следует учитывать, что для кодирования чисел подходят лишь простые существительные, типа "лампа", "карандаш", "утюг". Такие слова как "бегать", "уютный", "сногсшибательный" - не годятся для кодирования чисел. Такие слова требуют дополнительной "обработки" - они сами нуждаются в преобразовании в простые и удобные для запоминания зрительные образы.

6. Прием символизации

Прием символизации применяется для преобразования в зрительные образы абстрактных слов. Абстрактное слово - это слово, не имеющее фиксированного образного значения.

Символы окружают человека со всех сторон. Буквы русского алфавита символизируют (обозначают) звуки речи. Дорожные знаки символизируют определенные правила. Иконки на экране вашего монитора обозначают определенные функции и команды.

Есть символы, закрепленные в массовом сознании, то есть в сознании большинства людей. Такие символы тиражируются средствами массовой информации и понятны всем: "голубь" - символ мира, "Черепаха" - символ медлительности, "Череп" - символ смерти, "Корона" - символ власти, "Пальма, море, яхта" - символы отдыха, курорта, отпуска.

Но при запоминании приходится преобразовывать в зрительные образы любые абстрактные слова, не только те, которые уже имеют фиксированные образы.

В этом случае каждый человек должен самостоятельно подбирать зрительный образ, в соответствии с содержанием своей памяти.

Для одного "ревность" - это мокрый носовой платок, для другого - разбитая табуретка. Одни представляют богатство в виде мешка с деньгами, другие - большим количеством друзей, а третьи - огромной библиотекой.

Ниже приводятся примеры подбора образов под абстрактные слова:

  • холод - лед;
  • тепло - грелка;
  • болезнь - градусник;
  • вечность - египетская пирамида;
  • бесконечность - математический знак бесконечности;
  • разлука - поезд;
  • время - часы;
  • осень - кленовый лист;
  • весна - букетик мимозы;
  • зима - снежинка;
  • лето - роликовые коньки.

В любом случае, подбирая символ для абстрактного слова, следует подбирать образ, удобный для запоминания. В большинстве случаев следует брать тот образ, который первым вспыхнул в вашем воображении при восприятии слова. Если вы затрудняетесь подобрать образ под какое-то слова, следовательно, вы не осознаете это слово, его смысл для вас не определен, вы его не понимаете.

Применяя прием символизации вы автоматически наводите порядок в своей голове, уточняете смысл и значение используемых вами слов. И кроме этого вы поймете, что называя одни и те же слова, разные люди понимают под ними совершенно разные вещи.

Если человек заявляет "Я тебя люблю", то следует уточнить, а что, собственно, он любит: ваше тело, вашу душу, вашу квартиру, ваши связи, ваши деньги?

7. Образные коды двузначных чисел (00 - 99)

Каждому числу от 01 до 99 подбирается слово в соответствии с буквенно-цифровым кодом. В числах от 01 до 09 ноль не кодируется в буквы. Эти числа запоминаются соответственно как 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. При припоминании ноль добавляется слева.

  • 01 = 1 = ГЖ = гЖ =Ж= еЖ, но 10 = ГЖ НМ = ГжНм = ГН = оГоНь
  • 02 = 2 = ДТ = Дт = Д = яД, но 20 = ДТНМ = ДтМн = ДМ = ДоМ

В остальных числах от 10 до 99 в буквы кодируются две цифры.

  • 45 = ЧЩПБ = ЧщПб = ЧП = ЧиП
  • 99 = РЦРЦ = РцрЦ = РЦ - РаЦия

Примеры использования образных кодов двузначных чисел.

При запоминании телефонных номеров этими образными кодами запоминаются второе и третье число телефонного номера: 365-99-45.

Четырехзначные числа запоминаются путем разбивки на два двузначных числа: высота водопада "Анхель" - 1054 метра (10 + 54).

При запоминании точных дат этими кодами запоминаются числа месяца: Битва на Косовом поле произошла в 1389 году 15 июня.

При запоминании адресов этими кодами запоминаются: номер дома, корпус, квартира: ул. Беловежская, дом 19, корпус 3, квартира 89.

Длинный цифровой ряд запоминается путем разбивки на двузначные числа: 34762387549864758358 = 34 - 76 - 23 - 87 - 54 - 98 - 64 - 75 - 83 - 58.

Образные коды двузначных чисел, так же как и любые другие образные коды запрещается соединять друг с другом. Это ведет к уничтожению связей (эффект стирания ассоциаций).

Например, если запоминать последовательно образы 54 - 43 - 54 - 87 - 32 - 54 - 65 - 43 - 54 - 87 - 64., то выделенная синим цветом часть последовательности будет забыта, вы вспомните последнюю связь с образом числа 54: 54 - 87 - 64.

По этой же причине нельзя последовательно запоминать числа телефонного номера. Если числа будут повторяться, то вновь образуемые связи будут уничтожать ранее созданные.

356 - 34 - 98

635 - 34 - 54

743 - 34 - 23

Числа, выделенные синим цветом, будут воспроизведены неверно, так как будут "забиты" последней связью - 34 - 23.

Эффект стирания ассоциации (как и другие эффекты) наблюдается при запоминании большого количества информации и при отсроченном припоминании. Например, при запоминании на время последовательности 50-ти двузначных чисел (контрольное время - 50 х 6 секунд = 300 секунд или 5 минут). Повторное восприятие чисел не допускается.

8. Прием образования слова из слогов

Этот прием, наряду с образными кодами двузначных чисел, является "ударным" приемом в мнемотехнике, то есть используется очень часто для преобразования в зрительные образы названий, понятий, иностранных слов.

Любой слог можно достроить до осмысленного слова. При этом достраивать слог можно слева, справа или с двух сторон:

  • КАМ - КАМень, РУЛ - РУЛь, КНИ - КНИга;
  • ЗОР - телевиЗОР, АКА - собАКА, НИК - приемНИК;
  • НИГ - кНИГа, ЫШК - мЫШКа, МАГ - буМАГа.

Допустим, необходимо преобразовать в зрительные образы слово МАШФОНРУЛ.

Сначала разбейте это слово на элементы: МАШ + ФОН + РУЛ.

Затем каждый слог следует достроить до слова-образа: МАШина, ФОНарь, РУЛь.

В получившихся элементах следует выбрать основу - большой образ, к частям которого будут привязываться другие образы ассоциации (элементы).

Пусть основой будет образ "машина". Выделите в этом образе две части бампер и крышу. Образуйте ассоциации "бампер-фонарь" и "крыша-руль".

Представьте всю ассоциацию целиком. Это машина, на бампере стоит фонарь, а на крыше - руль.

Теперь по этой ассоциации легко прочитать запоминаемое слово МАШФОНРУЛ. Это слово читается по зрительным образам.

Конечно, если вы запоминаете в день всего одно-два новых слова, то такой метод запоминания может показаться излишеством. Но если речь идет о быстром запоминании нескольких десятков новых терминов, то этот прием, в сочетании с другими приемами позволит сделать это быстро и качественно. И, главное, с гарантией долговременного запоминания.

Вот как преобразуется в образы название штата ВИСКОНСИН.

  • Разбейте название на три элемента - ВИС + КОН + СИН;
  • Достройте каждый слог до слова-образа: ВИСки + КОНфета + СИНька.
  • Выделите основу ассоциации: ВИСки.
  • В образе ВИСКИ выделите два подобраза "пробка" и "этикетка".
  • Образуйте следующие связи: "пробка + конфета" и "этикетка + синька".

В результате название ВИСКОНСИН оказывается закодировано в следующую картинку: бутылка виски, на крышке - конфета, а на этикетке - синька. По этой картинке легко читается название штата.

Обратите внимание на то, что в этом приеме кроме преобразования слогов в образы используется и прием образования ассоциативной связи. То есть одновременно с преобразованием в образы происходит и запоминание - образование связей.

Категория: Всем учителям
06.02.2017 04:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!