СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к работе по ознакомлению с природой в средней группе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации к работе по ознакомлению с природой в средней группе Ознакомление детей средней группы с характерными особенностями времен года лучше начать с наблюдений за яркими, бросающимися в глаза явлениями (листопад — осенью; таяние снега, цветение первых цветов — весной). Первые наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе проводятся на участке детского сада, а в плохую погоду — из окна комнаты. Дети ежедневно наблюдают за погодой и учатся правильно отвечать на вопросы воспитателя: «Какая сегодня погода?»; «Тепло или холодно?»; «Небо чистое или в тучах?»; «Идет дождь или снег?». Педагог подводит ребят к сравнению результатов наблюдений, к первым элементарным выводам. Он много объясняет, рассказывает детям, каждая его фраза — образец для них: «Когда идет дождь, небо покрыто тучами»; «Стало тепло, потому что выглянуло солнышко». На занятиях по теме «Растительный мир» предметом внимательного рассматривания могут быть отдельные объекты живой природы (деревья, цветы, овощи), при этом дети выясняют их особенности в данное время года («осенью листья на деревьях желтые и красные», «весной листики маленькие зелененькие», «зимой листьев нет» и др.). Воспитатель учит детей замечать и правильно обозначать словом цвет, форму, величину растения. Например, рассматривая с детьми цветы (золотой шар, георгин, ноготки), педагог обращает внимание ребят на их цвет («желтый золотой шар, красный георгин, оранжевые ноготки»), величину цветка («самый большой цветок у георгина, самые маленькие — у ноготков»), на величину и форму листьев и стебля («у золотого шара стебель длинный, листья большие, а у ноготков стебель короткий, а листики маленькие»). Дети уже знают названия деревьев, растущих на участке детского сада (клен, тополь, береза). Теперь можно проверить, знают ли они, где у дерева ствол, ветки, какие по форме листья у клена, а какие у березы, одинакового ли цвета стволы у этих деревьев? Детям пятого года жизни уже можно рассказать о том, что деревья и зимой живые. Если в январе или феврале воспитатель срежет несколько веточек тополя или сирени и поставит их в вазу с водой на подоконнике, то в теплой комнате они быстро выбросят нежные липкие листочки. Дети удивляются, радуются, высказывают суждения: «Листочки выглянули из почек»; «В тепле почки распустились». Эти суждения ребенка позже оформятся в более точный вывод: чтобы на ветках появились листья, им нужна вода, тепло, свет. В любое время года интересно проходят занятия по рассматриванию и описанию овощей и фруктов. Готовясь к такому занятию, воспитатель продумывает задания, которые должны быть интересны ребенку и одновременно помогают выяснить его знания: «Угадай на вкус»; «Найди овощи, которые можно есть сырыми». Своеобразие заданий зависит от времени года. Например, осенью воспитатель может спросить, какие овощи растут на огороде детского сада, а какие не растут, предложить отобрать помидор спелый и неспелый. Зимой, рассматривая картинки или муляжи, можно предложить детям найти овощи, которые они собирали осенью на своем огороде, или спросить их, какие овощи растут в групповой комнате на окне, и т. п. Более разнообразными становятся целевые прогулки за пределы детского сада: в ближайший парк, к реке, к пруду. Наряду с вопросами, побуждающими детей к называнию воспринимаемых ими явлений («Что мы видим в парке? Что слышим?»), педагог использует вопросы, которые направляют мысль ребенка на объяснение причины увиденного («Что изменилось в парке?», «Каких птиц, которых мы видели летом, сейчас нет? Где они?»), на усвоение элементарных знаний о зависимости живой природы от неживой («Становится холодно, и увядают цветы, улетают птицы»). Необходимо учить детей эмоционально отзываться на каждое явление, на каждый предмет природы. Вот на прогулке осенью воспитатель спрашивает: «Что изменилось в природе? Какие стоят деревья?» Оказывается, что березка — в желтом платочке, осинка — в красном, а тополь еще зеленый. Для каждой целевой прогулки воспитатель отбирает конкретный программный материал, однако нельзя резко «отгораживать» ребенка от неожиданно увиденного, интересного, но не запланированного. Умелый педагог всегда оценит неожиданное детское высказывание, восклицание, поддержит возникший интерес, и это не отразится на ходе наблюдения. Например, в начале зимы дети пришли на пруд. Целью этой рогулки было наблюдение за изменениями, происшедшими в неживой природе со времени предыдущей прогулки: холодно, тихо, не слышно пения птиц, пруд покрылся льдом, но лед еще тонкий, ходить по нему нельзя, все кругом засыпано снегом. Вдруг заметил рябинку. Дети побежали к ней. Вспомнили, что летом на этой полянке они нашли сыроежки. Воспитатель, используя ситуацию, может спросить, как изменилась рябина, почему сегодня на полянке нет грибов. Выслушав детские ответы: «Рябинка стоит без листьев», «Грибов нет, потому что холодно, снег покрыл землю»,— воспитатель должен обобщить высказывания и продолжить наблюдение: «Правильно, изменилась рябинка, не узнать полянки, где мы нашли сыроежки. Посмотрите вокруг, что еще изменилось? Каким стал пруд?» Работая таким образом, педагог не нарушит запланированного хода наблюдения. Продумывая целевые прогулки, первые экскурсии с детьми пятого года жизни, воспитатель должен помнить, что малыши быстро утомляются от однообразных, длительных наблюдений, долгих объяснений и рассказов. Поэтому, чтобы детям не было скучно, нужно связывать наблюдения с детской деятельностью — выполнением различных несложных игровых и трудовых заданий, которые потребуют применения полученных во время наблюдения знаний, углубят и уточнят их, а кроме того, оживят занятие. Можно предложить детям следующие задания: «В эту корзинку соберем только желтые листья, а в эту — оранжевые, красные»; «Побегаем по осенним листьям, послушаем, как они шуршат»; «Сделаем цветные льдинки»; «Соберем букет только из желтых цветов, а теперь добавим к ним зеленой травки». Целевые прогулки, экскурсии в природу необходимо связывать с другими занятиями (изобразительная деятельность, родной язык), а также с повседневной жизнью детей. Например: прогулка в осенний парк подсказывает тему рисования — «Осенние листья», «Осеннее дерево»; после рассматривания овощей и фруктов проводится их лепка или рисование, дидактическая игра «Угадай по описанию». В вечернее время дети рассматривают иллюстрации, слушают стихи об осени, отгадывают загадки об овощах, подбирают картинки для альбома и т. д. Дети средней группы выполняют несложные трудовые поручения на участке детского сада, в огороде, цветнике. Так, осенью они могут собирать семена цветущих растений, шишки, желуди. Дети наблюдают, как старшие с помощью воспитателя вскапывают и переносят в комнату часть цветущих растений, тем самым продолжая их жизнь и цветение. Хорошо, если малыши примут в этой работе посильное участие: подадут совок, подержат корзинку. Они могут посадить крупные семена цветочных растений (садовых бобов, настурции), собирать овощи (редис, морковь, огурцы), рыхлить почву. Можно привлекать детей и к уходу за растениями и животными уголка природы. Сначала малыши только наблюдают, как воспитатель кормит рыб, птиц, поливает растения, обрывает сухие листья. Постепенно они начинают выполнять это самостоятельно. Зимой в уголке природы интересно организовать «огород», это позволит вести более длительные и последовательные наблюдения за изменением растений. Дети сеют овес, сажают морковь, лук, с интересом следят за тем, как появляются первые всходы, первые листочки, как растет и развивается растение. Когда во второй половине года вводятся постоянные дежурства в уголке природы, воспитатель проводит занятие, на котором уточняет обязанности дежурного, еще раз показывает оборудование и как нужно им пользоваться при уходе за растениями и животными. Известно, что детей пятого года жизни больше интересует не результат деятельности, а процесс труда. Они могут долго поливать один и тот же цветок, рыхлить одно и то же место. Поэтому выполнение ими трудового поручения должно от начала до конца контролироваться педагогом. Он объясняет и показывает, что и как нужно сделать (сколько налить воды, сколько корма дать животному, какие плоды можно снимать, а какие нельзя и т. п.). В процессе несложного труда дети подходят к пониманию простейших связей и зависимостей: животных надо кормить, растениям нужна вода, собирать можно только спелые плоды. Дети должны знать цель своего труда, тогда он будет для них интересным, поэтому воспитатель, показывая тот или иной трудовой процесс, объясняет, зачем это нужно: «Поливают растение вот так, ото надо делать каждый день, сейчас жарко и растениям нужно много воды»; «Белке приготовим семечки, орешки, а кролику порежем морковки, капусты, потому что кролик не ест то, что любит белка»; «Надо осторожно оборвать засохшие листья, они мешают расти новым, молодым листочкам». Вся эта работа, которая проводится как на занятиях, так и в повседневной жизни, и включает в себя наблюдения, беседы, детский труд, не только расширяет знания детей о природе, но и способствует формированию умения замечать изменения, находить их причину, устанавливать элементарную последовательность, т. е. положительно влияет на развитие мышления ребенка.

17.04.2017 12:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!