СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по развитию памяти детей младшего школьного возраста с заиканием

Нажмите, чтобы узнать подробности

Память дается каждому из нас при рождении, но не каждый может правильно ею пользоваться. Задача родителей и учителей обучить школьника приемам запоминания, чтобы он впоследствии использовал их бессознательно.

При работе с детьми с заиканием учитываются особенности каждого ребенка. Поэтому основной принцип работы по формированию произносительных навыков у детей, используемый нами при разработке методических рекомендаций - принцип индивидуального подхода, при этом не исключается и подгрупповая форма организации занятий.

Важный принцип - использование компенсаторных возможностей ребенка, опора на сохранные звенья (подключение зрительного, слухового и тактильного анализаторов).

Так же принцип - рациональный подбор материала, используемого на коррекционных занятиях. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и по возможности воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным. Развиваться должна не только речь, но и интеллект.

Развивающее обучение проводится с учетом индивидуальности каждого и «зоны ближайшего развития». В процессе обучения формируются не только знания, умения, навыки, но и личностные особенности: самостоятельность, свобода поведения, самооценка, инициативность.

Для развития зрительной памяти детей я предлагаю использовать систему развития памяти, разработанную И.Ю. Матюгиной и Е.И. Чакаберия. Она открывает широкие возможности для коррекции отклонений в психическом развитии, базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов коры головного мозга, каждый из которых вносит свой специфический вклад в организацию этих процессов.

Ребенок должен сам понять, как ему легче запоминать информацию. Однако любая наука не пойдет впрок, если у школьника отсутствует мотивация к учебе. В такой ситуации святая обязанность родителей и учителей заинтересовать ребенка, а для хорошего результата – занятия проводить систематически. Во время этих занятий педагоги-психологи рекомендуют обращать внимание на следующее:

  1. следите за тем, чтобы ребенку был понятен материал, который он запоминает;
  2. пусть ребенок повторит выученный текст на следующий день;
  3. при работе над запоминанием текста разбивайте его на небольшие отрывки, но не очень маленькие, чтобы ваш школьник не забыл, что было в самом начале;
  4. во время заучивания текста просите малыша проговаривать его вслух;
  5. мотивируйте ребенка к занятиям по запоминанию, проявите фантазию: предлагайте для изучения только те тексты, которые ему действительно интересны;
  6. занимайтесь с ребенком не более получаса, а в первое время по 15 минут. Если видите, что малыш устал – сделайте перерыв;
  7. всегда хвалите ребенка за даже самые маленькие успехи, поощряйте его к занятиям.

Игры по развитию памяти не имеют временных ограничений, внимание ребенка на одном виде деятельности можно удержать 15-20 минут. Во время тренировки памяти необходима соревновательность:

- Запомни больше

- Назови быстрее

- Придумай фантастический рассказ

- Тренировка долговременной памяти:

Это, прежде всего развитие операций установления сходства и различий, анализа деталей и их синтеза.

Для развития долговременной памяти необходимо:

  • Научить умению сравнивать объекты запоминания;
  • Находить в них сходства и отличия (красочные картинки, таблицы, найти одинаковые предметы, отыскать отличия);
  • Пересказ полученной им информации – просмотренного мультфильма, прочитанного рассказа, пережитого впечатления;
  • Заучивать стихотворения, скороговорки, разгадывать кроссворды;
  • Постепенно переходить на запоминание прозы;
  • Прочитать текст, разрезать его на кусочки, дать ребенку одну часть и предложить по ней восстановить весь сюжет.
  • Установление общего смысла.

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи (ассоциации). Логичные ассоциации, развивают логический вид запоминания.

Игра на ассоциации:

Называется слово, например, «луна» и ребенок перечисляет свои ассоциации на это слово: луна – космос – звезды – планеты — инопланетяне…

Логические закономерности помогают связать запоминаемую информацию логической связью. Из отдельных слов составляется связанный рассказ, и затем при воспроизведении, вспоминается сочиненный текст, и вычленяются из него нужные слова.

Категория: Логопедия
22.01.2022 13:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!