СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Дизайн ковров"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс "Дизайн ковров"

Тема самообразования

: развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность.

Цель проведения мастер-класса:

создание условий для полноценного проявления и развития мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.

Задачи мастер-класса:

  • передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
  • совместная отработка методических приемов решения поставленной в теме педагога-мастера проблемы;
  • рефлексия собственного мастерства участниками мастер-класса;

Организация работы мастер-класса:

  • Количество участников мастер-класса – 10 учениц (7, 8 класс)
  • Длительность проведения мастер-класса – 40 минут
  • Планирование работы
  • Использование различных методов работы: словесный, наглядный, практическая работа
  • Использование средств информационно-коммуникационных технологий.
  • Обеспечить три типа условий:
  • мотивация и познавательная потребность,
  • стимулирование познавательного интереса,
  • индивидуальный подход к каждому участнику мастер-класса.
  • По завершении мастер-класса провести рефлексия по его итогам.

Цели:

  1. Образовательная
  2. – знакомство с историей ручного ковроткачества,материалами и приспособлениями для получения коврового ворса нетрадиционным способом;
  3. Воспитательная
  4. – заинтересовать учащихся новым видом рукоделия, привить уважение к народным традициям, развивать творческие способности учащихся;
  5. Развивающая
  6. – ознакомить учащихся с приёмами выполнения петлистого стежка и заполнения рисунка по образцу.

Задачи:

  1. Развитие нестандартной формы общения и взаимопонимания;
  2. Обеспечение эмоционального удовлетворения;
  3. Воспитание интереса к творчеству и побуждения к деятельности.

Межпредметные связи:

Технология, информатика, ИЗО, литература.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, деревянные рамки с натянутой тканью (льняное полотенце с рисунком), приспособление для выполнения петлистого стежка (ткацкая игла), пряжа разных цветов.

Наглядные пособия:

Выставка картин учителя и учащихся,инструкционные карты, презентация«Дизайн ковровых изделий»

План проведения мастер – класса «Ковровый дизайн»

  1. Введение в тему
  2. Теоретическая часть
  3. Обучение техническим приемам работы
  4. Практическая часть (групповая творческая работа).
  5. Заключительная часть.

Ход работы мастер-класса

I. Введение в тему.

Презентация (слайд 1-2).

Узнаем:

историю ковров; дизайн ковров; технологию изготовления ковров

Научимся:

заправлять ткацкую иглу; получать ковровый ворс нетрадиционным способом

II. Теоретическая часть

Учитель:

Уютный дом – это радость, хорошее настроение, теплая атмосфера, создающая успокоение и душевный комфорт для вас и ваших близких. Сделать свой дом уютным помогут вещи, выполненные своими руками. Интерьер вашей комнаты преобразится благодаря картинам,выполненных в технике ручного ковроткачества. (Демонстрация картин учителя и учащихся)

Ученица:

История ковров.Презентация (слайд 3).

Искусство ковроткачества началось более чем две с половиной тысячи лет назад. Ковроткачество – древнейшее искусство,которое своими корнями уходит на Древний Восток. Древнейший ковёр в мире — пазырыкский ковёр (V век до н. э.), обнаруженный на Алтае в1949 году при археологических раскопках самого большого кургана Пазырык. «Художественное оформление ковра отличается богатством и разнообразием мотивов.

Плотное шерстяное ворсовое полотно с изображением оленей, грифов и коней. Тому, что ковер так великолепно сохранился, он обязан особым климатическим условиям – в захоронение не проникали вода и воздух, в результате ковер замерз и избежал гниения. Эта находка свидетельствует об уникальном факте:спустя столетия классическая техника ручного плетения ковров не претерпела никаких изменений! Сегодня этот шедевр веков украшает коллекцию Эрмитажа.

Факты о коврах

Самый изношенный ковёр лежит под коленями мусульман в Великой мечети в Сивасе в Турции. По существующей традиции,старые ковры из мечетей не выбрасываются. И каждые 30—40 лет на них настилаются новые.Первый же ковёр покрыл пол Великой мечети ещё в ХI веке.

Учитель:

История дизайна ковров уходит своими корнями в далекие времена, когда люди стали ткать ковровые покрытия не только для того, чтобы согреться, но и с целью создания уюта в своем доме. Презентация (слайд 4)

Ученица:

Дизайн ковров сегодня – актуальное и востребованное направление, т.к. ковровые изделия стали неотъемлемой частью современного интерьера.

В дизайне ковров важна каждая деталь и лучшим вариантом является разработка изделия для конкретного помещения (комнаты). В этом случае появляется возможность учитывать размеры,текстуру, форму и цвет коврового изделия,что придает ему индивидуальность и неповторимость. При разработке основное внимание уделяется функциональности комнаты, для которого предназначается ковёр. Презентация (слайд 4)

На сегодняшний день разработка и изготовление ковровых изделий находится на таком уровне, что появилась возможность воплощения практически любых дизайнерских идей. Существует множество типов ковровых изделий, различающихся по методике художественного конструирования. К ним относят персидские, восточные, фольклорные изделия.

Важным элементом при разработке дизайна ковров является подбор и нанесение рисунка, либо узора.

Ковры ручной работы всегда ценились, и ценились дорого. Ковры ручной работы – это не только качество плетения и эксклюзивный дизайн. Ковры ручной работы –это всегда кропотливый труд мастера, это всегда творчество, это всегда настоящее произведение искусства.

Учитель:

Какую же тайну хранят ковры, что они могут рассказать.Презентация (слайд 5).

Ученица

: О чем молчат ковры

До наших дней дошла одна старинная «ковровая» легенда. Как-то раз разбойники напали на караван, с которым ехал персидский принц. Его захватили в плен,ограбили и хотели убить. Но принц уговорил сохранить ему жизнь, пообещав разбойникам соткать прекрасные ковры. Он выполнил обещание. Разбойники держали его в пещере высоко в горах, подальше от посторонних глаз, а ковры выгодно продавали. Они не знали, что люди могут «читать» по узору. С помощью орнамента принц рассказал о своих злоключениях, и вскоре пленник был найден и спасен.

Персидские ковры и в самом деле –«говорящие». Их язык – узелки и краски. Их рисунок никогда не бывает случайным – за выбором и расположением определенных элементов узора стоят вековые традиции исламской культуры и искусства, талант и замысел мастера. В каждом орнаменте зашифрован определенный смысл. В угловатых ромбовидных цветах и листьях с зазубренными краями, в тонкой ювелирной вязи, в мозаичном узоре можно прочесть.

Учитель:

В современном интерьере квартиры ценятся не только ковры,но и картины, выполненные в технике ковроткачества. Презентация (слайд 6).Это нетрадиционные способы получения ворсовой поверхности. Сюжет данных картин может быть самым разным – это персонажи детских сказок, природа, иконы и др. Для создания таких картин используется пряжа ярких цветов.

Скоро наступит всеми любимый и долгожданный праздник – Новый год. В соответствии с восточным гороскопом,наступающий 2010 год – год Тигра, а по старинному поверью в доме должен присутствовать символ года. Вот он и будет являться сюжетом ваших картин. Презентация(слайд 7).

Ученица: Легенда о ткачихе. Презентация (слайд 8).

Есть персидская сказка о том,как в одной бедной семье младшая дочь решила соткать ковер. У нее не было цветной пряжи, и она выплетала узор из обыкновенных серых ниток. Но кропотливо вытканные пастбище, овцы, солнце оставались невидимыми на однотонном фоне ковра. Когда работа была закончена, ковер стал жаловаться на свою горькую судьбу. Барашки требовали, чтобы ткачиха отдала их прекрасному руну черноту своих кос, луга покушались на зелень ее глаз, солнце – на нежный румянец ее щек. Ковер налился небывало сочными красками и принес семье почет и достаток, а девушка потеряла свою красоту и стала бесцветной.

В каждой сказке – лишь доля сказки. И на больших городских мануфактурах,и в горных деревушках, и в лагерях кочевников ткачихами становятся совсем юные девушки с проворными руками и внимательными глазами.

III. Обучение техническим приемам работы

Создание картин в технике ручного ткачества.

Презентация (слайд9-12)

Процесс изготовления картин строится по плану:

  1. Выбор материалов, приспособлений, инструментов;
  2. Выбор рисунка и перевод рисунка на ткань;
  3. Крепление ткани;
  4. Освоение приёмов ткачества;
  5. Заполнение рисунка стежками;
  6. Оформление законченного изделия.

1. Выбор материалов,приспособлений: деревянные рамки разных размеров; пяльцы; плотные льняные,хлопчатобумажные ткани; пряжа разных цветов (смотреть и подбирать цвета в соответствии выбранной композиции). Инструменты:ножницы с хорошо отточенными лезвиями;ткацкая металлическая игла (сделана из медицинской полой иглы, на конце которой просверливается отверстие), игла плотно вставляется в отверстие трубки (для надёжности можно обмотать изоляционной лентой), длина ворса зависит от длины иглы;тонкая проволока для заправки пряжи в иглу.

2. Выбор рисунка и перевод рисунка на ткань:

выбрать рисунок для своего изделия (детские книжки-раскраски,произведения художников, можно использовать кухонные льняные полотенца с готовым рисунком, гобелены); на светлую ткань рисунок перевести с помощью копирки,а на темную - припорохом.

3.

Крепление ткани: если выбираются небольшие работы, то использовать пяльцы; на деревянную рамку ткань с рисунком крепится мелкими гвоздями или кнопками с обратной стороны (рисунок получается на лицевой стороне рамки).

4.Освоение приёмов ткачества

(консультанты помогают ученицам осваивать технологию ручного ткачества). Презентация (слайд 18)

  1. Заправить иглу пряжей: со стороны острия иглы вставить перегнутую проволоку, в петлю которой продеть нить; протянуть нить к острию иглы; вдеть нить в ушко иглы;
  2. Заправленную иглу вкалываем в рисунок на ткани;
  3. Вытягиваем иглу назад. С изнаночной стороны должны получиться короткие стежки, схожие с машинными, а с лицевой стороны образуются вытянутые петли - ворс

5. Заполнение рисунка стежками

Правила по выполнению петлистого стежка:

  1. Иглу втыкать в ткань до упора, чтобы ворс на лицевой стороне был ровный, одинаковой высоты;
  2. Иглу передвигать по принципу «игла впереди – нить за ней»;
  3. Стежки выполнять короткие, близко друг к другу;
  4. При смене направления стежка (снизу вверх, сверху вниз), иглу поворачивают;
  5. Застилать узор можно: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, по кругу (выбрать одно направление, сочетание всех сразу не рекомендуется);
  6. Застилать рисунок стежками следует так, чтобы сквозь петли на лицевой стороне не просвечивала ткань;
  7. Нельзя вкалывать иглу близко от рамки, чтобы не сломать иглу или не притупить (тупая игла рвёт ткань);
  8. Нитки, идущие от клубка, должны идти свободно (не натянуты).

IV. Практическая часть (групповая творческая работа)

При выполнении работы у каждой ученицы есть консультант, который помогает освоить приёмы ковроткачества, работа проводится в группах. Во время практической работы проводится разминка для глаз.Презентация (слайд 13-15)

V. Заключительная часть. Рефлексия.

Презентация (слайд 16)

Выберите смайлик, характеризующий ваше настроение, которое получили на занятии.

09.12.2015 22:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!