СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс  по литературному чтению «Приёмы и методы работы  на уроках литературного чтения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

1

Мастер-класс по литературному чтению

«Приёмы и методы работы на уроках литературного чтения».

-Добрый день уважаемые коллеги! Рада вас видеть на своём мастер классе, который я хочу начать со слов А. С. Пушкин «Чтение – вот лучшее учение!»

Работая в школе, я постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися. Организовать учебный процесс стараюсь так, чтобы каждый ученик на уроках работал увлеченно. Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, я задумываюсь о том, как построить урок так, чтобы каждый ученик продвинулся в развитии. Ведь при переходе учащихся из начальной школы в основную должны быть обеспечены педагогические условия, превращающие готовность для обучения чтению в читательское умение. Поэтому все уроки должны внести свою частичку в развитие познавательного интереса ребёнка, и быть очередным шагом вперед. Из этого следует актуальность данного мастер-класса, тема которого: «Приёмы и методы работы на уроках литературного чтения».

Цель моего мастер-класса: познакомить присутствующих с приемами и методами работы на уроке литературного чтения, способствующими развитию познавательного интереса учащихся.

-Я бы хотела, чтобы вы на примере разных художественных произведений увидели некоторые приёмы работы на уроке. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение. Надеюсь, что вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна.

- В начале каждого урока я даю задания, которые способствуют развитию синтеза восприятия и понимания. Для этого я применяю следующее упражнение «Найди слова».

На карточке напечатаны буквы в случайном порядке. Ребенок просматривает внимательно строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он отыскивает слова и подчеркивает их.

ФПВЕСНАКЯСТРАНАОХЦВЕТЫМУВ ( весна, страна, цветы)

В результате такого упражнения у учащихся не только развивается восприятие, но и развивается внимательность, что является необходимым для понимания прочитанного.

С целью развития зрительного восприятия, воображения, внимания, образной зрительной памяти, я использую работу с изографами.

На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.

-Посмотрите внимательно, и прочтите слова по изографам.

Используемое задание не только способствует развитию воображения, памяти, мышления, но и позволяет разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.

При изучении любого текста мы учителя, знакомим учащихся с писателем.

На этом этапе урока я применяю следующие приёмы:

1. «Смещённые буквы».

Фамилию автора вы узнаете, если смещённые буквы соедините верно. ( На примере басни Крылова «Стрекоза и Муравей».

- Я попрошу участников выйти ко мне. Мы будем играть. Я сейчас прикреплю Вам на спины буквы, а Вы должны будете из предложенных букв составьте фамилию писателя.

Далее я предлагают учащимся из предложенных портретов выбрать портрет И. Крылова.

- Ещё один прием знакомства с автором произведения.

- Сегодня будем продолжать знакомиться с произведением одного замечательного писателя. Отгадайте фамилию этого писателя. Перед вами карточки с буквами, нужно выполнить с ними задания.

Б Д З К Р 1 строка. Зачеркни все звонкие согласные. (Б Д З Р).

П Р Ф С Ч 2 строка. Зачеркни все глухие согласные. (П Ф С Ч,)

Ё Ю Ы Я И 3 строка. Зачеркни все гласные, дающие мягкость согласным. (Ё Ю Я И).

Л Ч Щ Й 4 строка. Зачеркни согласные, которые всегда мягкие. (Ч Щ Й).

Я Е Ё О Ю 5 строка. Зачеркни все гласные, которые могут давать два звука. (Я Е Ё Ю).

Ш В Ж Ц 6 строка. Зачеркни согласные, которые всегда твёрдые. (Ш Ж Ц).

- Что получилось?

К Р Ы Л О В

- Вспомните, как его зовут? Итак, назовите полное имя писателя с творчеством, которого мы сегодня будем продолжать знакомиться.

- Иван Андреевич Крылов.

Выше названные приемы способствуют пробуждению восприятия, активизируют внимание, формируют читательские качества.

- Уважаемые коллеги, скажите, какую первую задачу ставит перед собой учитель, после того как ученики прочитали текст? (Узнать, как они поняли его содержание).

- И для этого я использую методику «Чтение с пометами», которая взята мною из технологии критического мышления. Данная методика способствует глубокому осмыслению произведения. Сама идея чтения с пометками не нова. Эффективность применения этого приема повышается за счет использования во время чтения нескольких условных обозначений:

+ – это новое для меня;

! – этим я удивлен. Эти обозначения мы используем во 2 классе.

Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. + Помертвело чисто поле, + Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом. !

- Когда текст прочитан, я приступаю к обсуждению результатов.

- Чтение с пометами, на мой взгляд, способствует развитию навыков вдумчивого чтения, дает возможность предположить развитие дальнейших событий, проявить фантазию. Используя этот прием, мы подходим с ребятами к пониманию основной мысли текста.

- После чтения важно выяснить характерные особенности и поступки героев и для этого я использую методику «Доводящих карточек». Методика «Доводящих карточек» предназначена для организации пониманий учащимися учебного текста. Её цель – концентрировать внимание ученика на определённом учебном материале.

«Доводящие карточки» - это набор таких вопросов и заданий, которые доводят ученика до понимания темы. Эта методика взята мною из технологии взаимообучения. Работа проводится в парах. Учитель составляет два варианта карточек, на которых написаны вопросы и для проверки даны ответы к ним.

- Итак, договоритесь, кто из вас начнёт первым. Выполните задания, которые даны в карточках.

- Поменяйтесь карточками. Расскажите по очереди друг другу ответы на свои задания.

Карточка 1

Как Стрекоза проводила лето?

Чтобы приютил до весны (до вешних дней).

Куда пошла Стрекоза с наступлением зимы?

Беззаботно, весело

О чем она стала просить Муравья?

Стрекоза и муравей.

Карточка 2

В какое время года происходит действие?

К Муравью.

Назовите главных действующих лиц басни.

Осень, начало зимы.

Что Муравей ответил Стрекозе?

Так поди же, попляши!

- Во время работы участники мастер класса обменивались заданиями, а это означает, что на данном этапе применялась и методика взаимообмена заданиями.

Во время работы по данным методикам у обучающихся развиваются общие умения коммуникации: умения излагать свои мысли устно, умения слушать и понимать, умения читать с пониманием.

- Учить детей слушать и слышать, общаться, развивать речь, активизировать мыслительную деятельность очень важно. После оценки поведения героев дети выражают свое и авторское отношение к героям. В этом мне помогает приём «Угадай вопрос».

Ученику, вышедшему к доске, даётся карточка с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Остальным нужно догадаться, каким был вопрос.

Один из педагогов выходит к доске и выполняет задание. Н. Носов « На горке»

Котька Чижов. Как звали мальчика, который не строил горку?

На коньках. На чем Котька хотел съехать с горки?

Посыпал горку песком. Какую ошибку свершил Котька?

В итоге приведённого приёма ученик сначала воспринимает материал на слух, контролирует правильность воспринимаемого материала, а потом его воспроизводит. Такое обсуждение информации обеспечивает более прочное усвоение материала.

Мы живёт в огромном потоке информации и нам необходимо научить детей анализировать эту информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы.

Такую задачу ставит технология развития критического мышления. И один из её приёмов «Ромашка Блума».

Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов. На примере рассказа Н. Носова «На горке»

1. Простые вопросы – начинаются со слов «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?».

- Задайте простые вопросы по тексту и ответьте на них. Котька

2. Интерпретационные (объясняющие) вопросы начинаются со слов Что делал?

- Задайте объясняющие вопросы. Засыпал песком.

3. Оценочные вопросы. Задавая их, используем слова: «Кто из героев поступил хорошо, а кто плохо?», т.е. оцениваем те или иные события поступки, сравниваем. «Почему… плохо?».

- Задайте оценочные вопросы. Потому, что был хитрый.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопросов чаще всего содержит частицу «бы», элементы предположения, прогноза: «Что изменилось бы…», «Что будет, если….».-

Задайте творческие вопросы «Что было бы, если бы Котька, вместо того, чтобы сидеть дома, помог своим друзьям?».

5. Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов «Ты так считаешь?».

Ты так считаешь почему Котька решил засыпать горку снегом?.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, « Как бы ты поступил на месте Котьки?».

- С помощью данного приёма я подвожу учащихся к тому, что на примере главного героя рассказа мы видим, что лучше не хитрить, а помогать своим друзьям и работать с ними вместе.

Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, формирует навык работы с текстом.

Для развития воображения, мыслительной деятельности, построения предположений по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте, я использую прием “Дерево предсказаний”.

(На примере рассказа В Осеевой «Волшебное слово»).

Прочитайте начало текста, предположите, что дальше произошло с мальчиком, ответы запишите на листочках, и вставьте в «дерево предсказаний».

Ценность данного приёма в том, что у учащихся развиваются творческие способности, формируется навык самостоятельного анализа текста.

На стадии рефлексии предлагаю использовать приём «Шесть шляп». Это методика развития мышления британского психолога Эдварда Де Боно.

Цвет каждой шляпы имеет своё значение. И в соответствии со значение цвета ребёнок получает своё задание.

Красная шляпа (чувства) – что вы чувствуете по отношению к герою.

Чёрная шляпа ( критик) - что плохого в поступках героев.

Жёлтая шляпа (оптимизм) – что хорошего можно взять из произведения для себя.

Синяя шляпа (управление, размышление) - дайте совет герою или читателю.

Белая шляпа ( учёный) - чему следует поучиться у героя.

Зелёная шляпа (творчество) - продолжите рассказ.

- Наденьте шляпы и выполните задания.

В результате применения данного приёма развиваются коммуникативные качества личности, учащиеся учатся выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

- На уроках чтения я использую мнемотаблицы, что позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.

Мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Заучивание стихотворения “Весна – красна”.

Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме.

Весна – красна

Ты, весна, весна - красна,

Что с собою принесла?

Принесла я для лугов

Покрывало из цветов.

Принесла для ёлки

Новые иголки.

Для осины и берёз

Свежих листьев целые воз.

- Часто учителя задумываются: как заставить ребенка пересказать текст, который трудно представить, как написать изложение близко к тексту или как быстро и легко запоминать стихотворения? Ответы на эти вопросы дает эйдетика.

Для этого младшим школьникам я предлагаю использовать графическое изображение понятия. Я познакомила детей с пиктограммами, значками, в которую можно вставить любую информацию. Сначала я читала им слова и предложения, а дети ассоциировали их с определенным значком. Затем, смотря на пиктограммы, ученики слово в слово повторяли текст. Этим методом я пользуюсь для написания изложений, пересказа текста.

С помощью пиктограмм они легко запоминают стихотворения.

Итог мастер-класса. Рефлексия

-В конце нашего занятия я хочу предложить вам написать синквейн по теме «Мастер класс». Его структура на слайде. Синквейн – это быстрый мощный инструмент для рефлексирования, синтеза, обобщенных понятий, информации и развития речи. Он позволяет школьников излагать личное отношение к изучаемой теме.

(Зачитываются работы)

- Дорогие коллеги! В своём мастер – классе я хотела показать, как проявить у детей интерес к чтению. Использование разнообразных методов и приёмов на уроках литературного чтения позволило достичь следующих результатов:

-изменилось отношение детей к уроку чтения;

-повысилась познавательная активность;

-изменилось у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца);

-создалась атмосфера доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», выработалось осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Таким образом, используемые мною на уроках литературного чтения методы и приёмы применяемы на практике, полезны, т.к позволяют активизировать познавательный интерес у учащихся, отрабатывать навыки переработки информации и развивать творческое мышление учащихся, что ведёт к положительным результатам в образовательном процессе.

-Я благодарна вам за поддержку и активное участие. Хочу пожелать вам здоровья, счастья, успехов, активных, умных, хороших учеников!

14.04.2019 14:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!